Методический материал по практике Дидактический анализ урока для студентов специальности 050146 Преподавание в начальных классах


Дидактический анализ урокаматериал подготовлен Никеровой Т.К., преподавателем ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования» Задачи практикиустановление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами при изучении психолого-педагогических дисциплин с практикой; формирование у студентов целостной научной картины педагогической деятельности и педагогического мышления;выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение ими навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании и научно-педагогической деятельности. Образовательный процесс:ЦельПринципыСодержаниеФормыМетодыСредстваДиагностика результатов


























Структура взаимосвязанной деятельности учителя и учащихсяЦелевойПотребностно-мотивационныйСодержательныйОрганизационно-деятельностныйЭмоционально-волевойКонтрольно-регулировочныйОценочно-результативный Этапы процесса усвоения Этапы усвоенияЭтапы формирования действийПодготовка к восприятиюПостановка целей и задач по формированию нового действияСоздание положительной мотивацииПовторение тех действий, которые составляют способ усвоения нового действияВосприятиеОзнакомление со структурой и последовательностью выполнения действияОрганизация работы по формированию опорного знанияОсмысливаниеСоставление алгоритма выполнения действияОрганизация работы по отработке структуры и последовательности выполнения действияКорректировка действияЗакреплениеОтработка структуры и последовательности выполнения действияПрименение действия в стандартных условияхКорректировка действияПрименениеПрименение в нестандартных условиях Метод (от греч. methodos) – путь, способ действияЦель





Стимулирование и мотивацияСтимулированиеМотивацияСтимулировать – значит побуждать, задавать импульс чувству, мысли и действию. Стимул Потребность Мотив Цель Деятельность










Социокультурный опыт 1. Знания о миреФактыПредставленияПонятияЗаконы, закономерности Знания о способах действий (алгоритмы)2. Опыт осуществления известных способов деятельностиПо степени сформированности (умения и навыки)По широте применения (специальные и общеучебные)3. Опыт творческой деятельностиНовые способы деятельности4. Опыт эмоционально-ценностных отношенийЗнание общечеловеческих норм и ценностей;Убежденность в истинности;Положительное отношение к знаниям.Носители содержания образованияУчебный план, учебные программы, учебники, учебные пособия, Элементы содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Два блока содержания образования:Базовый компонент образования (1 и 2 элемент) инвариантный - это знакомство школьника с элементами культуры, определенные знания и умения, которые он обязательно должен приобрести;Продвинутый компонент образования (3 и 4 элемент) вариативный, который обеспечивает развитие творчества личности, происходит продуктивное усвоение знаний. Схема дидактического анализа урока1. Общие сведения:Класс; тема урока; задачи урока 2. Анализ учебного содержания и процесса усвоения.Что является предметом усвоения на данном уроке? Какие знания или действия необходимы для изучения нового материала? Какие этапы усвоения учебного содержания (восприятие, осмысливание, закрепление, применение) имеют место на уроке?3. Тип и структура урока.Какое место занимает данный урок в системе уроков по данному разделу? Как связан он с предыдущими уроками?Какой тип урока, в чем целесообразность выбора?Каковы этапы урока, задачи каждого из них?Каковы учебные задания, составляющие каждый этап урока, их задачи и характер познавательной деятельности учащихся? Был ли урок целостным и завершенным, подводились ли итоги работы на каждом этапе, общий итог работы на уроке?Каков характер домашнего задания, дана ли инструкция по его выполнению? 4. Методы и принципы обучения.Какие методы и приемы обучения использовал учитель? Какие методы и приемы способствовали активизации учения школьников?Каково соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся на уроке, обоснованно ли это соотношение?Применялись ли методы индивидуальной и групповой работы? В чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой? Как реализовался принцип доступности? С какой целью использовался каждый вид наглядности?Как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков?Как достигались сознательность, активность и самостоятельность учащихся? 5. Анализ деятельности учителя.Свободно ли владеет учитель учебным материалом?Каково изложение материала (культура, логичность, доказательность, доступность, корректность использования терминологии)?Рационально ли использовалось время на уроке, оптимален ли темп?Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности на уроке?Каков стиль взаимоотношений учителя и учащихся?Какое общее психологическое состояние учащихся перед началом и в ходе урока (готовность к уроку, преобладающее эмоциональное состояние)?6. Результаты урока.Степень достижения и реализации развивающей, образовательной, воспитательной целей урока (в полной мере, частично, не достигнуты).Самые удачные моменты урока.Что на уроке не удалось?Какой вывод для себя сделали (как будущий специалист)?Перспективы для самообразования (над чем необходимо работать?). Классификация методов обученияПо источнику познанияСловесныеНаглядныеПрактические- рассказ- объяснение- беседа- инструктаж и т.д.- иллюстрация- показ- демонстрация и т.д.- упражнение- практическая работа- лабораторная работа и т.д.По характеру познавательнойдеятельности учащихсяОбъяснительно-иллюстративныйРепродуктивныйПроблемное изложение изучаемого материалаЧастично-поисковый, или эвристическийИсследовательский По источнику познанияПрактические- методы строго регламентированного упражнения- соревновательный- игровой- практическая работа- лабораторная работа и т.д.Наглядные- метод непосредственной наглядности (показ)- метод опосредованной наглядности (иллюстрация, демонстрация)- методы направленного прочувствования двигательного действия- метод срочной информацииСловесные- рассказ- объяснение- беседа- инструктаж- разбор- комментарии и замечания- распоряжения, команды, указания Классификация методов обучения на уроке ФК Специфические методы физического воспитанияМетоды строго регламентированного упражненияИгровойСоревновательный Методы обученияМетоды воспитания физических качествМетоды стандартногоупражненияМетоды переменного упражнения1.Стандартно-непрерывного упражнения2.Стандартно- интервального упражнения1.Переменно- непрерывного упражнения2.Переменно-интервального упражненияКруговой методЦелостно конструктивного упражненияРасчленённо-конструктивного упражненияСопряжённого воздействия Классификация методов воспитанияпо Т.А.СтефановскойСистема методов воспитанияЧувстваСознаниеПоведениеОрганизация деятельностиПоощрениеНаказаниеСоревнованиеУпражнениеПедагогическоетребованиеПодражаниеОбъяснениеРассказРабота с книгой


















УбеждениеВнушениеОбъяснениеРассказБеседаЛекцияДиспутРабота с книгойПримерПедагогическая оценкаПоощрениеНаказаниеСоздание ситуаций успеха/неуспехаСоревнованиеИгра Классификация методов воспитанияпо В.А.СластенинуМетоды формирования сознанияМетоды организации деятельностиМетоды стимулирования и мотивации деятельностиПедагогическое требованиеПриучениеИнструктажУпражнениеСоздание воспитывающих ситуаций
















Общие социальные принципы воспитательной стратегии обществаОбщие принципы образования и воспитанияПринципы, регламентирующие процесс физического воспитанияКонкретизация общесоциальных принципов в физическом воспитании( принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности; принцип прикладности; принцип связи физического воспитания с трудовой деятельностью)Конкретизация общих принципов образования и воспитания в физическом воспитании( принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуализации; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип гуманизации; принцип возрастных и личностных особенностей)Специфические принципы физического воспитания( принцип непрерывности; принцип системного чередования нагрузок и отдыха; принцип постепенного наращивания развивающе- тренирующих воздействий; принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок; принцип циклического построения занятий; принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания) Система традиционных принципов обученияПринцип научностиПринцип сознательности и активностиПринцип связи теории с практикой, связи обучения с жизньюПринцип систематичности и последовательностиПринцип прочностиПринцип доступностиПринцип учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностейПринцип наглядности Общими элементами структуры урока являются: организация начала урока;проверка усвоения изученного материала (домашнего задания);подготовительная работа к изучению нового материала (актуализация знаний);постановка целей и задач урока;объяснение нового материала;закрепление;повторение;подведение итогов урока;учебное домашнее задание.Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой:ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы;класс работает по единому годовому плану и программе;основной единицей занятий является урок, как правило, по одному предмету и теме.Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе; законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса. Традиционно по цели обучения уроки делят на следующие типы:Урок проверки и оценки знаний и уменийУрок обобщения и систематизацииУрок закрепленияКомбинированный или смешанный урокУрок применения знаний и формирования навыков и уменийУрок изучения нового материала Урок освоения нового материала(учебный)Контрольный урокУрок закрепления и совершенствования (тренировочный)Смешанный урокТипы уроков физической культуры Организационный моментОбщеразвивающие упражненияПоказ нового двигат. действияФормирование навыка двигат. действия Выполнение упражненийИграЗадание на домАктуализацияФормирование новых понятий, техники выполнения двигательного действияПрименениеПодготовка к восприятиюВосприятиеЗакреплениеПрименениеОсмыслениеДидактическая структура урокаМетодическая структура урокаПсихологическая структура урока