Использование приёмов технологии развития критического мышления при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть «С»).


Использование приёмов технологии развития критического мышления при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть «С»). Единственный путь к знанию – деятельность. Бернард Шоу.

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение в продвижение от незнания к знанию в совместный и интересный поиск. Технологические этапыI стадия «Вызов» ( пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)II стадия «Осмысления» (получение новой информации).III стадия Рефлексия (осмысление, рождение нового знания). стадия вызова Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на этом этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний. стадия осмысленияУчащиеся:Осуществляют контакт с новой информацией.Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.Акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. стадия рефлексииРоберт Бустром «Рефлексия – особый вид мышления…Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. функции трех стадий технологии развития критического мышления Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)   функции трех стадий технологии развития критического мышленияОсмысления  Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)  функции трех стадий технологии развития критического мышленияРефлексия Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации)Информационная(приобретение нового знания)Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса Основные методические приёмы работыИнсерт Кластер Мозговой штурм Ролевая играСинквейнСвободное письмоТолстый и тонкий вопросыПерепутанные логические цепиЗигзаг«Двухчастный дневник»«ЗХУ»«Продвинутая лекция»Взаимоопрос«Карусель»Перекрёстная дискуссияКубик Корзина понятий, идей.Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Основные приемы:Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Построение кластераПосредине чистого листа - ключевое слово – «сердце» текстаВокруг слова, предложения – идеи, факты, образы, подходящие для этой темы (модель «планета и ее спутники»)Слова соединяются с ключевым понятием, устанавливаются логические связи Правила работы с кластерамиДать волю воображению и интуицииПродолжать работу, пока идеи не иссякнутПостроить много связейНе следовать по заранее определенному плану 1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы): 2.      1 этап – мозговой штурм (идеи)      2 этап – систематизация, оформление в кластер      3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями. 3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера Что такое милосердие?Каждый ли человек способен быть милосердным?Кто (что) помогают людям воспитать (развить) это чувство, эту способность?

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.