Презентация на тему: Психологические методы и приемы взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕНАКИЕВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ ЛИЦЕЙ»ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙСЕМИНАР – ПРАКТИКУМПсихологические методы и приемы взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска» Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска»  Эффективное общение – это…Принятие того, что сообщает партнер по общению,Принятие его чувств,Отказ от осуждения партнера. ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЯ «ГРУППЫ РИСКА»Установление контакта.Прояснение предмета разговора.Обсуждение и принятие совместного решения с опорой на ресурсы родителя.  ЭТАП «Установление контакта» Установление контакта – это так просто для педагога и так непросто для родителя «группы риска». Правило трех П : ПРИНИМАЕМ – ПОНИМАЕМ – ПОДДЕРЖИВАЕМ. Как это делаем? Используя невербальные (мимика, жесты, поза, тон) и вербальные (слова) средства общения.  ЭТАП «Прояснение предмета разговора»Методы и приемы:«Рефлексивное» и «активное слушание»,«Обратная связь»,« Я - сообщение »,приемы снижения эмоционального напряжения ЗАКРЫТЫЕ И ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫЗАКРЫТЫЕПодразумевают однозначные ответы:»да», «нет»Ограничивает общение«Вы сердитесь на учителя математики, потому что он не помогает вашему ребенку?»ОТКРЫТЫЕПодтверждение, что вы услышали предыдущую информацию и проявление интереса к тому, что говорит родительСтимулирует общение«Какая, по-вашему, помощь нужна вашему ребенку по математике?  Рефлексивное слушание ВАЖНО: желание выслушать родителя «группы риска» (его, может быть, больше и не кому выслушать), уделить ему достаточно времени + принятие как негативных, так и позитивных чувств родителя. Вербализация чувств: «Вы чувствуете…., потому что…», «Вы огорчены…, потому что…». ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: не следует использовать рефлексивное слушание тогда, когда вы чувствуете, что родитель вас не принимает или отталкивает (здесь этот метод не успешен). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮПеречень методов и приемов, СНИЖАЮЩИХ напряжение1. Предоставление партнеру возможности выговориться. 2. Вербализация эмоционального состояния : а) своего, б) партнера.3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)4. Проявление интереса к проблемам партнера.5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.6. В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.8. Обращение к фактам.9. Спокойный и уверенный темп речи.10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮПеречень методов и приемов, ПОВЫШАЮЩИХ напряжение1. Перебивание партнера.2. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего, б) партнера3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.4. Демонстрация не заинтересованности в проблеме партнера.5. Принижение партнера, негативная оценка его личности.6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.7. Поиск виноватых и обвинение партнера.8. Переход «на личности».9. Резкое убыстрение темпа речи.10. Избегание пространственной близости, контакта глаз. ЭТАП «Обсуждение и принятие совместного решения с опорой на ресурсы родителя»Упражнение эксперимент «Уважаемая Мария Ивановна» Чувства родителя «группы риска» и его настрой в общении с классным руководителем очень зависит от нашего настроя (Принятие- Понимание –Поддержка), невербального и вербального поведения. ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С СОБЕСЕДНИКОМ Приветствие: улыбка, обращение по имени. Установление контакта глаз. Сообщение о вашем восприятии собеседника, его чувств, установок, эмоционального состояния. Примеры: «Мне кажется, что Вы чувствуете…»; «Не чувствуете ли Вы себя несколько…»; «Вы несколько расстроены…». Сообщение о своем эмоциональном состоянии (в данный момент).Сокращение дистанции (социальной и физической).Проявление дружеского расположения.Предоставление возможности выговориться.Сохранение самообладания.Подчеркивание значимости собеседника для вас.Подчеркивание общности с собеседником (сходство интересов, мнений и т.д.).Проявление интереса, сочувствия к проблемам собеседника.Уважение мнения, точки зрения собеседника.Обращение к социально одобряемым мотивам поступков.Предоставление собеседнику возможности почувствовать свое превосходство над вами.Признание перед собеседником своей неправоты раньше его.Не замыкание в беседе на себя, на свое состояние, свои мысли; попытка мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в это состояние, попытка почувствовать, а каково было бы самому в этом состоянии.Осуществление наблюдения за собеседником, обращение особого внимания на невербальные средства общения: выражение лица, визуальный контакт, интонацию и тембр голоса, позы и жесты, дистанцию между собеседниками. Использование «языка» собеседника при передаче ему информации, ясность изложения.Передача своей информации в сжатой форме. ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ, ПРОБУЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСАМетод «зацепки»: кратко излагается небольшое событие, личные впечатления как исходная точка для беседы.2. Стимулирование игры воображения: в начале беседы ставятся вопросы по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться.3. Прямой подход. Краткое сообщение причин, по которым была назначена беседа.4. Подчеркивание положительного вклада партнера в предстоящее решение проблемы.5. Подчеркивание положительных последствий успешного решения проблемы для дел и для собеседника лично.6. Объяснение того, что собеседник не пострадает в результате совместной работы или что риск не велик, как ему кажется.7. Снятие напряженности: теплые слова, шутка и т.д.8. Определенная доза юмора.9. Временный уход от решения проблем до более благоприятного момента.   ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОБЛЕМАХ, ИНТЕРЕСАХ, МОТИВАХ И ПОЗИЦИЯХ СОБЕСЕДНИКА1. Выяснение (расспрашивание) заключается в обращении к говорящему за уточнениями. А) открытые вопросы требуют дополнительной информации к первоначальному сообщению. Пример: «Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду». Б) закрытые вопросы требуют ответов в форме «да» или «нет». Пример: «Вы предлагаете оставить все, как сейчас?».2. Перефразирование (вербализация) состоит в передаче говорящему его сообщения словами слушающего. А) собственная формулировка сообщения говорящего в деталях, подробная. Примеры: « Как я понял вас»; «По вашему мнению…»; «Другими словами, вы считаете…». Б) собственная формулировка сообщения говорящего в сокращенном, обобщенном виде; выбирается только существенное, главные моменты сообщения. Примеры: «Если теперь подытожить сказанное вами, то…»; «Таким образом…». 3. Развитие мыслей собеседника. Это могут быть: а) логические следствия сообщения собеседника, б) интерпретация слов собеседника: выдвигаются предположения относительно причин высказываний собеседника. Пример: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…».   Знакомство с памятками Важно – с какими чувствами пришли к нам родители «группы риска». От нас – умение снижать эмоциональное напряжение у партнера по общению. Эта способность является очень важной для разрешения любой психологической проблемы, для выхода из стрессовой ситуации.Обратите внимание на некоторые приемы снятия напряжения и постарайтесь применять их в зависимости от сложившейся ситуации. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.