Из опыта работы учителя русского языка и литературы Глуховой Раисы Семёновны . Творческий отчёт.


Творческий отчёт учителя –методистаНовопокровской общеобразовательной школы Глуховой Раисы Семёновны Проблема: «Развитие творческих способностей учащихся; расширение культурно-познавательных интересов и сохранение национальных традиций» Исходя из того, что современный ребёнок мало читает художественную литературу, не уделяет должного внимания нормам литературного языка, становится всё более безграмотным, мне очень хочется, чтобы на моих уроках ученик учился говорить грамотно, используя всё богатство русского языка, его эмоциональность. Для этого в педагогике существует множество форм и методов. В своей работе я их обязательно использую. Так на уроках русского языка и литературы использую следующие формы работы: - работа в группах при закреплении темы, проверке домашнего задания, проверке понимания прочитанного; - «мозговой» штурм, а затем коллективное решение поставленной проблемы, при этом учитывается индивидуальное мнение с доказательством своего мнения ; - «сам себе режиссёр» - инсценирование отрывков диалога, небольшого произведения, что позволяет учащимся лучше понять образ, совершенствует выразительность чтения, развивает творческие способности; - «составь конспект» - эта форма работы способствует глубокому усвоению знаний, она создаётся на основе рассказа учителя, а также на основе учебника; - презентация – важный современный приём, который формирует самостоятельность, ответственность, способствует развитию воображения, развивает творчество. Важное место в своей работе отвожу коммуникативной деятельности – обучению диалогической и монологической речи. Этот вид работы позволяет устранить стеснение, страх, тревожность, скованность - что характерно для учащихся 5-8 классов. Так в 9 классе была предложена анкета для определения их индивидуальных и групповых интересов. По итогам анкеты класс оказался филологическим. Это дало мне возможность проводить с ними сочинения разных жанров, интервью, отзывы, писать стихи. Эти виды работы помогают формировать толерантность у учащихся, артистизм, демократичность общения. 21 января 2013 года на базе нашей школы состоялся районный семинар по проблеме « Формирование коммуникативных навыков и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы». Цель семинара: - показать роль русского языка и литературы в формировании коммуникативных навыков; - воспитывать у учащихся уважения к культурным традициям русского народа. Вступительное слово директора школы Л.Н. Козаченко « История, коллектив и традиции Новопокровской общеобразовательной школы». Гостей встречали хлебом-солью участники ансамбля «Радуга» в русских национальных костюмах. Наталья Петровна Головина готовится к уроку литературы в 7 классе «Антон Павлович Чехов. Мастерство Чехова- сатирика». Выступление учащихся 5 класса в мероприятии « Мы гордимся стариною» Фрагмент фольклорного праздника. «Круглый стол» по итогам семинара. Выступление методиста Смородниковой Г.В. Участие в ежегодных конкурсах С целью повышения интереса к русской поэзии и поддержки одарённых учащихся в школе несколько раз в году проводятся конкурсы чтецов. Кваша Полина заняла третье место районного этапа Всеукраинского конкурса юных чтецов «Мой Крым» . ( Октябрь 2013г.) Победители районного этапа Всеукраинского конкурса сочинений « Война в судьбе моей семьи» - Горпинич Анастасия ( III место 2011г), Яценко Роман ( I место 2013 г.) В октябре 2013 года проводился конкурс «Учитель – это призвание». Учащиеся нашей школы Самединов Якуб, Сейдометова Надежда, Кваша Полина ( 6 класс ) Киреева Маргарита, Морозова Ирина, Яценко Роман, Сычевская Юлия ( 9 класс) Яворская Анастасия, Аметова Айше, Горпинич Анастасия ( 11 класс) написали творческие работы и приняли участие в конкурсе. На суд жюри конкурса «Мой голос» Курята Илья представил серию своих рассказов . ( 1 декабря 2013 г) Ежегодно принимаем участие во II этапе Всеукраинских ученических олимпиадах по базовым дисциплинам. В этом учебном году результаты олимпиады по русскому языку и литературе оказались следующие: Горпинич Анастасия 5 место, Кваша Полина – 5 место, Курята Илья – 4 место, Зубрёва Валерия – 7 место. Кваша Полина заняла IV место в конкурсе « Классика – 2014» Интересные мероприятия, проведённые за отчётный период. 21 декабря 2011 года была проведена встреча с писателем-краеведом Валерием Линевичем, который представил нам свою книгу «Седой Курман». С интересом старшеклассники узнали исторические факты, что в селе Мироновка находился тыловой госпиталь во время Крымской войны 1853-1856 годов. А в районе села Коренное, ближе к нашему селу Ново-Долинка , вдоль Салгира, находятся сглаженные веками остатки люнета ( наружного рва ) оборонительных сооружений русской армии. Закончилась встреча с действительным членом общества краеведов Крыма фотографией на память. Валерий Линевич подписал подаренные ученикам и учителям книги. Очень интересно в марте 2012 года прошёл урок внеклассного чтения « С любимыми не расставайтесь!» по классическим образцам любовной лирики. Изюминкой урока была информация о мало известном авторе знаменитого стихотворения « Баллада о прокуренном вагоне» Как больно, милая, как странно,Сродняясь в земле, сплетясь ветвями,Как больно, милая, как странно,Раздваиваться под пилой.Не зарастёт на сердце рана—Прольётся чистыми слезами.Не зарастёт на сердце рана—Прольётся пламенной смолой. Пока жива — с тобой я буду:Душа и кровь неразделимы.Пока жива — с тобой я буду:Любовь и смерть всегда вдвоём. … сочинил же какой -то бездельник,Что бывает любовь на земле.Все поверили, так и живут:Ждут свиданий, боятся разлукиИ любовные песни поют… Только чувству, словно кораблю, Долго оставаться на плаву,Прежде чем узнать, что «Я люблю»То же, что «дышу» или «живу»! Свежий ветер избранных пьянил,С ног сбивал, из мёртвых воскре­шал,Потому что, если не любил —Значит, и не жил, и не дышал! По - новому для себя открыли ученики поэта Владимира Высоцкого. Благодарными гостями и слушателями на уроке были ученики 8 класса, их вердикт : «Думаем, что без любви ни один человек счастливо прожить не может. А если есть такие, то их просто жаль. Для чего они живут? Кому они сказали о своей любви?» Мероприятие, посвящённое «Дню космонавтики». «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты». Цель: - используя биографические сведения и литературно-художественный материал о Ю. Гагарине, воссоздать характерные черты человека, гражданина, патриота;- на примере жизни первого космонавта воспитывать у школьников положительные нравственные качества: целеустремлённость, гуманизм , трудолюбие, честность и философское осмысление жизни. Готовил это мероприятие выпускной класс, учащиеся отнеслись к подготовке ответственно и серьезно. Ученики с интересом готовили выступления, учили стихи и , к моему удивлению, некоторые впервые узнали об этом « звёздном» человеке. «Знайте, каким он парнем был! Как страну родную он любил!» Рассказ о Юрии Гагарине был интересен и для учащихся других классов. Учителя рассказали, что все люди невероятно гордились этим человеком. И всегда с чувством гордости произносили имя Юрия Гагарина. После проведённого мероприятия в своём классе. Ребята довольны своим творчеством и успехом. Одним из самых значимых и памятных мероприятий, и для меня, и для учеников, стал классный час « Герои живут рядом» 11 апреля 2012 года , накануне дня освобождения Красногвардейского района от фашистских захватчиков, учащиеся выпускного класса посетили легендарного человека Новопокровки – Одинцову Любовь Григорьевну. В 1941 году она начала свою трудовую деятельность ещё в Тельмановском районе . Работала на оккупированной территории учителем начальных классов в Новопокровке. Учащиеся были поражены феноменальной памятью, красивой дикторской речью Любови Григорьевны. 9 мая 1945 года Любовь Григорьевна встретила в Новопокровке. Сколько радости было, все со слезами на глазах поздравляли друг друга с этой великой Победой. Весна этого года была тёплой. Односельчане обрабатывали поля и огороды. Жизнь продолжалась… Нужно было восстанавливать разрушенное… Выпускники школы после разговора с этим уникальным человеком сделали вывод: «Такой классный час нам запомнится на всю жизнь» Продолжая работу по патриотическому воспитанию, совместно с библиотекарем Сейтмеметовой Г.И. проведён урок внеклассного чтения по роману А. Фадеева «Молодая гвардия» Есть даты и события, память о которых вызывает в человеческой душе одновременно и великую гордость, и великую боль. Совместный проект учеников, родителей и учителей «И только в памяти останется у нас»… Встреча выпускников Андрея Сергеевича Козаченкочерез пятнадцать лет… Урок памяти любимого учителя в 10 классе Большое удовлетворение приносит работа классного руководителя. Класс сплочённый, детей легко организовать на различные внеклассные мероприятия, в которых всегда большую помощь оказывают родители. И, будучи литератором, стараюсь показать своим детям роль русского языка и литературы в жизни; воспитывать толерантность, уважение к культурным традициям всех народов, любовь к родному слову. Это мы инсценируем для родителей русскую народную сказку «Репка» на новый лад. На Восьмое марта поздравляем мам и девочек красивыми стихами, юмором и париками… После урока развития речи в 5 классе «Описание предмета». Цель урока: - развивать творческие способности учащихся;- формировать интерес к предметам русского быта;- воспитывать любовь и уважение к национальным традициям. Гордостью пятиклассников стало инсценирование поэмы А.С. Пушкина « Бахчисарайский фонтан». Афишу о проведении мероприятия изготовили Пелых Дарья с мамой. Дети увлечённо изучали быт и нравы Ханского дворца. Узнали, что Пушкин с семьёй генерала Раевского посетил дворец в Бахчисарае в 1820 году, а через три года появилась поэма «Бахчисарайский фонтан». Новопокровская публика любит смотреть школьные спектакли, с интересом наблюдает за игрой юных артистов. Зрители стараются поддержать своих артистов, радуются их успеху. Недавно юная МарияУзрела небеса чужие;Недавно милою красойОна цвела в стране родной. Отрадно ,что в спектакле участвуют и родители. Стихотворение «Фонтан любви, фонтан живой» читают Даша с мамой. После спектакля хочется прочитать стихи великого художника слова, создавшего нам яркие образцы русской поэзии. Вновь обратиться к творчеству А.С. Пушкина. С трепетом и нежностью , любовью готовят мамы костюмы и своих артистов к выступлению. С целью активизации учащихся, приобщения детей к чтению художественной литературы, к общечеловеческим духовным ценностям и развития навыков речевой деятельности, в школе ежегодно проводится « Неделя русского языка и литературы» Вот некоторые кадры мероприятий предметной недели, которая проводилась с 16 по 20 декабря 2013 года. Газеты обновляются учениками каждый год КВН «Знатоки русского языка» между учащимися 5 и 6 классов Конкурс стихов « Мы в ответе за тех, кого приручили» Сравнительный анализ учебных достижений учащихся в классах, которых я работаю, за два учебных года. Выводы:Вся работа за отчётный период была направлена на создание оптимальных условий для всестороннего развития личности, внедрение инновационных технологий и развитие творческих способностей учащихся. С этой целью систематически проводилась определённая работа.Работа с одарёнными учащимися.Работа по изучению и внедрению ППО.Систематическая работа во внеурочное и урочное время со слабоуспевающими учащимися.Работа по совершенствованию кабинетной системы. Результативность самообразовательной работы.Продолжаю работу по проблеме « Формирование коммуникативных навыков, развитие творческих способностей учащихся и сохранение национальных традиций».Проведён районный семинар учителей русского языка и литературы по теме " Формирование коммуникативных навыков и развитие творческих способностей учащихся»Проведены открытые мероприятия и уроки по этой теме.