Презентация «Танцуем вместе» Тема проекта: «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей у школьников».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №1 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской областиПроект: «Танцуем вместе»Тема проекта: «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей у школьников». Автор проекта: Исянова Фируза Мияссяровна классный руководитель высшей квалификационной категории 2015 г. Участники проекта: классный руководитель, учащиеся 5-х и 6-х классов .Вид проекта: долгосрочный, творческий.Срок реализации проекта: с сентября 2014 г. по май 2016 г. Актуальность: Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зренияформирования у школьников музыкального творчества и творческих качествличности. Выдающиеся педагоги – Л.С.Выготский и Н.А.Ветлугина – считали, что ребенка следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условияхОУ, возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям. Проблема развития творческих способностей у школьниковсостоит в необходимости продолжения развития у детей ритмических итанцевальных движений, заложенных природой, т.к. такое творчество можетразвиваться только при условии целенаправленного руководства со стороныпедагога, а правильная организация и проведение данного вида творчествапомогут ребенку развить свои творческие способности. Проблема: В процессе педагогической деятельности выявлен недостаточный диапазонмузыкально-ритмических и танцевальных движений, предлагаемых программоймузыкального воспитания в ОУ, который влияет на развитие творческих способностейшкольников. При этом, в качестве средства подготовки детей к творчеству,выступает обучение. Наблюдения выявляют, что школьники, которых обучают по традиционнойметодике, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными выполнять творческие задания. Причина в том, что в процессе обучения дети механическизаучивают движения, не осмысливая их, без яркой выразительности исполнения. Исходя из этого – одним из главных условий развития у школьниковтворчества в танце, является осознанное отношение детей к средствам танцевальнойвыразительности, овладение танцевальными движениями. Самостоятельно школьники этого сделать не могут. Требуется целенаправленноеобучение, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения. Вывод: Обучение детей музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству в условиях ОУ, необходимо проводить с учетом разделения детей по их творческим способностям. Для повышения интереса к музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству также необходимо комбинировать формы, методы, способы и приемы обучения. Для решения этих проблем был создан проект «Танцуем вместе» по теме: «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей школьников». Цель проекта: Определить уровень развитияу школьников творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений. Задачи: 1. Выявить, какими знаниями, умениями и навыками владеют школьники для выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений на первом этапе проекта. 2. Проследить изменения показателей музыкально-ритмических и танцевальных движений в период действия проекта. 3. Определить уровень развития творческих способностей у школьников на заключительном (итоговом) этапе проекта. Ожидаемые результаты: Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям, с использованием которых, можно продолжать развитие детского творчества в танце. Проявление самостоятельности и творческой инициативы у школьников. Инновационность: Заключается в определении путей развития творческих способностей школьников посредством музыкально-ритмической и танцевальной деятельности: - комбинирование программ и методических пособий по данному виду деятельности; - изменение требований к педагогической работе (от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации сочетанием творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов); - расширение форм социальных и культурных практик на основе идеи творческих способностей ребенка, предоставив ему возможность выбора. Этапы реализации проекта: Этапы реализации проекта: Принципы реализации проекта:Целенаправленность Развивающий характер обучения в соответствии со способностями и возможностями ребенка Успешность Систематичность, последовательностьДоступность Модель реализации проекта: Работа с детьмиРабота с педагогамиРабота с родителямиМузыкальные занятияСамостоятельная музыкальная деятельностьПраздники и развлеченияТанцевальный кружокИндивидуальные консультацииПедагогические советы Изготовление атрибутов и пособий Открытые занятия, утренникиИндивидуальные консультации Родительский уголок Организация подготовки костюмов Содержание проекта: На первом этапе проекта проводилось изучение проблемы, постановка цели и задач, подбор методического материала. Основная задача первого этапа – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей: при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально – ритмической деятельности). Критерии уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей школьников: Критерии уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей школьников: В процессе определения уровня сформированности музыкально – ритмических и танцевальных способностей получены следующие результаты: Первоначальный уровень сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей школьников 5-го класса: Первоначальный уровень сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей школьников 6-го класса: Вывод: Результаты диагностики свидетельствуют о том, что уровень музыкально- ритмической и танцевальной деятельности на первом этапе, соответствует критическому. На основании полученных результатов диагностики, было принято решение организовать работу танцевального кружка , для развития осознанного отношения у детей к средствам танцевальной выразительности, овладения танцевальными движениями, а следовательно развития творческих способностей у школьников. Программа танцевального кружка ставит своей целью – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать развитию творческих способностей у школьников через танцевальную и музыкально – ритмическую деятельность. Главными условиями развития детей на занятиях кружка являются: - поддержка интереса и желания заниматься; - сочетание игровых и творческих моментов; -доброжелательная обстановка. Программатанцевального кружка Периодичность занятий:2 раза в неделю во второй половине дня Возраст: 5-е и 6-е классы Педагогический анализ(диагностика)2 раза в год Продолжительность занятий:25-30 минут В неделю – 1 часВ месяц – 4часаВ год – 36 часовСентябрьМай Методы и приемы НаглядныйПрактический СлуховойСловесныйПросмотр видеозаписей Показ движенийПоказ иллюстрацийИграУпражненияСамостоятельная деятельностьТворческие домашние задания Слушание музыки Анализ средств музыкальной выразительностиСравнение, сопоставлениеРазъяснение, пояснениеВопросы, беседыХудожественное слово Структура и содержание занятия в танцевальном кружке : Модель интеграции образовательных областей при реализации проекта: Интеграция образовательных областей: М У З Ы К А Ресурсное обеспечение проекта Программа танцевального кружка Методическая литература (программы и методические пособия)Технический материалМузыкальный залДидактический и наглядный материалКонспекты занятий, сценарии праздниковФото и видео материалы (презентации) Ресурсное обеспечение проекта: Программа танцевального кружка : направленность программы, ее принципы, цель и задачи, перспективное планирование, календарное планирование и т.д.. (Приложение 1). Методическая литература: - Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и др. – М.: Учитель, 2012. - Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в школе» – М.: Просвещение, 1981. - С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Хореография в школе – М.: ЛИНКА- ПРЕСС,2006. - А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000. - Е.В.Горшкова «От жеста к танцу» - М.: Гном и Д, 2002. - С.И.Бекина, Т.П. Ломова «Музыка и движение». Упражнения, игры, пляски для детей 5-6, 6-7 лет. – М., 1984. - М.А.Михайлова «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» –М.: Ярославль «Академия развития», 2004. - М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в школе – М.: ТЦ Сфера,2003. - Н.В.Зарецкая «Танцы для детей школьного возраста. Пособие для практических работников ОУ – М.: Айрис – пресс, 2005. Ресурсное обеспечение проекта: Дидактический и наглядный материал: Костюмы, атрибуты к сюжетным, народным танцам, учебно-методические пособия (картотека музыкальных игр, ритмические карточки, копилка движений «Танцующие человечки», копилка пальчиковых игр, альбом «Музыкальные узоры»). Ресурсное обеспечение проекта: Технический материал: Магнитофон, DVD-проигрыватель, электронное пианино, фонотека (музыка к программам, классическая, народная и современная музыка, детские песни), установка для световых эффектов, мультимедийное оборудование. Конспекты занятий, сценарии праздников: (Приложение 2). Фото- видео (презентации) выступлений на праздниках, развлечениях, концертах: (Приложение 3). Ресурсное обеспечение проекта: Хореографический залАктовый залХореографический зал Повторный срез уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей в 5-х классах: Повторный срез уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей в 6-х классах: Анализ проекта: На 3 этапе проекта (итогово–аналитическом) был сделан повторный срез уровня сформированности музыкально – ритмических и танцевальных способностей. Повторная диагностика выявила следующие результаты: средний и высокий уровень выросли, низкий уровень – отсутствует, что соответствует поставленным целям и задачам проекта. При сравнении результатов диагностики на первом и итоговом этапах проекта были получены следующие результаты, наглядно представленные в сравнительном графическом анализе. Сравнительный графический анализ уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей в 5-х классах: Сравнительный графический анализ уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей в 6-х классах: Вывод: Положительная динамика уровня сформированности музыкально – ритмических и танцевальных способностей доказывает результативность систематической и целенаправленной творческой педагогической деятельности педагога, изменения подхода к развитию творческих способностей школьников в процессе реализации проекта «Танцуем вместе». Наметилась положительная динамика интереса родителей к организации мероприятий для детей, большинство родителей отмечает результативность работы с детьми (более 76% школьники и выпускники нашей школы принимают участия в различных праздничных мероприятиях, проводимых в БДЦ села ). Результатом проекта стали: - Праздники в школе: Светлый мир танца (с использованием мультимедийного пособия). (Приложение 3) - Выступление на различных школьных мероприятиях (Приложение 3). - 1 место в школьном этапе проекта «Танцующая школа» в декабре 2014г. - Победители в номинации «Оригинальный спортивный танец» на районном хореографическом проекте «Танцующая школа» в феврале 2015 г. (Приложение 4). Перспектива развития проекта: Развитие у школьников музыкально – ритмических и танцевальных способностей позволяет перейти к более развернутым и сложным композициям, используя которые, можно продолжать развитие детского творчества в танце. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области танцевального искусства позволит детям развить творческую инициативу, поддержать интерес к музыкальной деятельности в дальнейшем. Фотоальбом: Спасибо за внимание!