«Формирование коммуникативных компетенций учащихся 5-х классов при подготовке к сочинению на уроках русского языка»


Формирование коммуникативных компетенций учащихся 5-х классов при подготовке к сочинению на уроках русского языка. Доклад учителя русского языка и литературы Калиновой Ии Петровны, МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №1 им.И.С.Гаврильева». Актуальность: Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. В школьной программе основными видами работ по развитию речи являются изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понять, осмыслить, воспроизвести художественный текст. Текст дает возможность не только для развития связной речи учащихся национальной школы, но и способствует расширению их кругозора и эрудиции. Идея исследования: Рассмотреть формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.Цель: Исследовать и разработать систему для формирования речевых умений учащихся.Задачи:1. развитие устной и письменной речи учащихся.2. привить умение работать с текстом.3. обогащение словарного запаса, расширение кругозора. Методическая ценность работы заключается в том, что применение инновационных методик по формированию коммуникативных компетенций учащихся в системе позволит повысить эффективность процесса обучения. Глава 1. «Коммуникативные компетенции учащихся» Глава 2. «Формирование коммуникативной компетенции учащихся» ( дидактический материал, системы упражнений по формированию коммуникативных компетенций учащихся, разработки уроков по развитию речи). упражнения по формированию коммуникативных компетенций учащихся. 1. Восстановление деформированного текста2. письмо по памяти3. составление предложений из данных слов с добавлением4. редактирование текста5. задания на исключение лишнегои другие «ЖИВОПИСЬ – самое прекрасноеиз всех искусств»Поль Гоген, французский художник II половины XIX века Ф.П. Решетников Этапы урока 1. Организационный момент. Слово учителя о теме и целях урока2. Сообщение учащегося о художнике3.Сообщение учащегося об истории создания картины «Опять двойка»4. Беседа по вопросам. Анализ картины5. Словарная работа6. Работа с упражнениями, с раздаточными материалами(подбор проверочных слов, дополнить предложения словами)7. Составление плана сочинения8. Составление устного рассказа по картине, опрос 1-2 учащихся9. Слово учителя, чтение письма Ф.П.Решетникова10. Домашнее задание, написать сочинение Динамичность: На уроках развития речи систематически используются упражнения по формированию речевых компетенций. На уроках русского языка проводить комплексный анализ текста 1 раз в месяц. Достигнутые результаты: Умение учащихся анализировать и составлять текст.Выявлять тему текста и основную мысль.Определять художественно-изобразительные средства текста.Составлять различные виды текста. Изменения в российском образовании создают необходимость воспитания личности, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.Кроме уроков развития речи, работу над созданием речевых произведений учащихся следует проводить систематически.Традиционная методика не направлена на формирование коммуникативной потребности, мотивацию к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами, школьники знают o них. Но не умеют использовать в практической деятельности.В школе на первый план выдвигается работа по формированию орфографических и пунктуационных умений, при этом развитию речи отводится второстепенная роль. Применяемые в процессе урока, технологии достижений знаний и компетентностных результатов призваны активизировать учебную деятельность школьника. Речь - это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи.Использование новых технологий на уроке русского языка, уроке развития речи позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.Использование инновационных технологий на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями.Таким образом, использование инновационных методик на уроках русского языка позволяет учащимся не только получать новые знания, создавать речевые произведения различных жанров, но и чувствовать собственную ответственность за результат.