КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ


КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Немного истории Начало20 века 70е годы 20 века Англия США Ответ на конкретный заказ профессиональной сферы Бизнес- использование понятий «компетенция» «ключевые компетенции»в связи с проблемой определения качеств успешногопрофессионала. Образование Профессиональная сфера Знания Умения Навыки Компетенции Совет Европы Что такое компетентность? Глоссарий терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) Способность делать что-либо хорошо или эффективно.Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.Способность выполнять особые трудовые функции. Хуторской Андрей Викторовичдоктор. педнаук, академик Международной педагогической академии, г.Москва Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Важно Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции. Образовательная компетенция - требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной. Оксфордско-Кембриджская образовательная программа Европейский проекте «Ключевые компетенции 2000» - используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки. «Определение и отбор ключевых компетенций» (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важные «во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества». Что такое «ключевые компетенции»? Россия Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах Признаки ключевых компетенций Ключевые компетенции представляют собой различные универсальныементальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладетькаждый член общества. Признаки ключевых компетенций Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в не­определенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств. Признаки ключевых компетенций Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основнымипотребителями образовательных результатов на основе социологических ис­следований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе. Признаки ключевых компетенций В современном западном обществе нормативную основу для отбора ключевых компетенций составляют базовые принципы прав человека, демократи­ческие ценности и цели, связанные с устойчивым развитием.Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности,имеющей для него ценность. Изучать Сотрудничать Адаптироваться Искать Думать Приниматься за дело симпозиум Совета Европы Ценностно-смысловые компетенции. Коммуникативные компетенции Информационные компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Компетенции личностного самосовершенствования Социально-трудовые компетенции Россия Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний; которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явле­ний и решения практических ситуаций и проблем.