Презентация по литературе Н.В.Гоголь Мертвые души. История создания, особенности сюжета. Система образов. Чичиков и помещики.


Выполнила: учитель русского языкаи литературыРодионова Т.Н. «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! — Вся Русь явится в нём!»Н. Гоголь08.02.20154 08.02.20155 Гоголь принялся за работу и в письме от 7 октября 1835 года извещал Пушкина: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будто сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». В письме к Жуковскому в 1848 году Гоголь пояснял замысел своего творения: «Уже давно занимала меня мысль большого сочиненья, в котором бы предстало всё, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке, и обнаружилось бы пред нами видней свойство нашей русской природы».08.02.20156 Композиция поэмыЗамысел «изъездить вместе с героем всю Русь ивывести множество самых разнообразныххарактеров» предопределил композицию поэмы. Поэма построена как история похождений«приобретателя» Чичикова, покупающего мёртвыефактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые из ревизских списков души. 08.02.20157 Композиция поэмыГоголь располагает главы в определённом порядке:I глава- вступлениеII глава - Бесхозяйственный помещик МаниловIII глава - Мелочная скопидомка Коробочка IV глава - Безалаберный прожигатель жизни Ноздрёв V глава - Прижимистый Собакевич VI глава - Скряга, дошедший в жадности до полного безумия, Плюшкин VII-X главы – городское дворянствоXI глава – история жизни Чичикова08.02.20158 Композиция поэмы 08.02.20159 Идейный замысел поэмыОбличение крепостничества как такого социально-экономического строя, который закономернопорождает культурную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который являлся в то время вершителем судеб государства. 08.02.201510 Белинский о поэме Гоголя«Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих, — писал Белинский, — читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение».Это «…творение чисто русское, национальное, выхваченное изтайника народной жизни». Гоголь - «русский национальныйпоэт во всем пространстве этого слова». Одним из первых критик подчеркнул и важнейшую особенностьтворчества Гоголя — его исключительную оригинальность исамобытность. 08.02.201511 Первоначальный замыселЦель – показать «стороны русской действительности»Сюжет – приключения авантюриста.Жанр - роман Жанр – поэма!Поэма – лиро-эпический жанр, написанный в стихах.НО:Поэма Н.В.Гоголя – прозаическое произведение!+Лирические отступления Окончательный замыселЦель – показать возможность возрождения РоссииСюжет – путешествие героя через «ад», «чистилище» и «рай».Жанр - поэма Композиция первого тома поэмы1 глава2-6 главы7-10 главы11 главаВступлениеИзображение жизни помещиковИзображение губернскогогорода – мира чиновниковПовествование о судьбеЧичикова{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}ПЕРВОЕ ЗВЕНОВТОРОЕ ЗВЕНОТРЕТЬЕ ЗВЕНО 2-6 главы7-10 главы11 глава Глава перваяНаше знакомство с Чичиковым происходит в губернском городе NN. Тихо и незаметно его бричка на мягких рессорах подкатила к воротам гостиницы.- Как встретил город приезд Чичикова? 08.02.201537 Понаблюдайте над художественными особенностями портрета этого господина. Какой деталью подчеркивает Гоголь безразличие к приезду некоего господина? Не обратив ни малейшего внимания на Чичикова, на чем сосредоточились мужики? Случайно ли столь частое употребление слов «доедет, не доедет»? 08.02.201538 «…Уже более недели приезжий господин жил в городе, разъезжая по вечеринкам и обедам и таким образом проводя, как говорится, очень приятно время. Наконец он решил перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова и Собакевича, которым дал слово. Может быть, к сему побудила его другая, более существенная причина, дело более серьёзное, близшее к сердцу…» МАНИЛОВСОБАКЕВИЧКОРОБОЧКАНОЗДРЕВПЛЮШКИН«Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого» Н.В.ГОГОЛЬstyle.colorfillcolorstroke.colorfill.typestyle.colorfillcolorstroke.colorfill.typestyle.colorfillcolorstroke.colorfill.typestyle.colorfillcolorstroke.colorfill.typestyle.colorfillcolorstroke.colorfill.type

Глава 2Образ Манилова

Схема анализа:Поместье, дом.Портрет.Занятия.Характер.Речь, манеры.Продажа «мёртвых душ». «…Уже более недели приезжий господин жил в городе, разъезжая по вечеринкам и обедам и таким образом проводя, как говорится, очень приятно время. Наконец он решил перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова и Собакевича, которым дал слово. Может быть, к сему побудила его другая, более существенная причина, дело более серьёзное, близшее к сердцу…» Усадьба Манилова Мебель в доме Манилова «…В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево: но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гости словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель». Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги…» Характер и портрет Манилова «… Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан». «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». …словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было. Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве богу было известно». Манилов
«Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать»,— «Да, недурно»,— отвечал он обыкновенно, куря трубку, которую курить, сделал привычку, когда еще служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером. Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил: «Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать»,— «Ступай»,— говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать. Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими, и лицо принимало самое довольное выражение; … В его кабинете всегда лежала какая-то заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года…» {073A0DAA-6AF3-43AB-8588-CEC1D06C72B9}Внешнее впечатлениеВнутренний мирСентиментальностьМечтательностьЧрезмерное благодушиеУчтивостьОбходительностьПретензия на культурность и образованностьМанилова ничего не интересует в жизниРавнодушиеИнфантилизмПошлостьНелепость Образ Манилова Вывод:В Манилове, казалось бы, нетничего отрицательного. Он не совершил ничегопредосудительного, потомучто вообще ничего не совершил. Но в нём нет и ничего положительного, в нём совершенно умерли какие бы то ни было задатки. Глава 3Образ Коробочки Усадьба помещицы Коробочки«…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате...»«…Окинувши взглядом комнату, он теперь заметил, что на картинах не все были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче. Часы опять испустили шипение и пробили десять;….» «За огородами следовали крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым; ворота нигде не покосились, а в обращенных к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две. "Да у ней деревушка не маленькая”… Коробочка и Чичиков
«….вошла хозяйка женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…» Это одна из тех «небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хоть с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа...».Портрет помещицы её речь и манеры. Вывод:В образе Коробочкипоказан тип«дубинноголового»упрямца, закостенелого и омертвевшего в своей ограниченности. Глава 4Образ Ноздрёва «Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец с полными, румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и в двадцать: охотник погулять. За детьми... присматривала смазливая нянька, дома он больше дня никак не мог усидеть. .. В картишки... играл он не совсем безгрешно и чисто... И чтовсего страннее, он чрез несколько времени уже встречалсяопять с теми приятелями, которые его тузили, как ни в чём не бывало». Ноздрев был в некотором отношении историческийчеловек. Ни на одном собрании, где он был, необходилось без истории... Или выведут его под руки иззала жандармы, или принуждены бывают вытолкать своиже приятели... Или нарежется в буфете таким образом, чтотолько смеется, или проврётся самым жестоким образом,так что, наконец, самому сделается совестно. И наврётсовершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что унего была лошадь какой-нибудь голубой или розовойшерсти, так что слушающие наконец все отходят,произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить». Ноздрев предлагает Чичикову сыграть в шашки. Тотсоглашается. Ноздрев жульничает во время игры.Чичиков обвиняет его в плутовстве и прекращает игру.Ноздрев лезет драться, зовет слуг и приказывает избитьгостя. В этот момент появляется капитан-исправник иарестовывает Ноздрева за нанесение помещикуМаксимову «личной обиды в пьяном виде». Всвойственной ему манере Ноздрев от всего отрекается,клянется, что не знает помещика Максимова… Ноздрёв
{073A0DAA-6AF3-43AB-8588-CEC1D06C72B9}Внешнее впечатлениеВнутренний мирМотив богатырства, связанный с физической силой«Подвиги»:игра в карты, обман, драки Образ Ноздрёва:ВЫВОД: Бестолковая жизнь, олицетворение пошлости, но не лишён «живости» мысли. Вывод:Ноздрев – хвастун, болтун, лихач и дебошир, кутила и спорщик. Гоголь сводит Чичикова с Ноздревым в трактире на дороге, а дорога у писателя символизирует путь в будущее, а значит для этогогероя есть надежда наспасение. Глава 5Образ Собакевича . Усадьба СобакевичаДеревня Собакевича показалась Чичикову довольно большой. «Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. Словом, все... было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Двор был окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Гостиная в доме Собакевича«Когда Чичиков вошел в гостиную, он увидел много картин. На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы. Комната и всё, что в ней было, - всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, словом, каждый предмет, казалось, говорил:”И я тоже Собакевич!” или: “И я тоже очень похож на Собакевича!” Портрет Собакевича Собакевич «показался ему весьма похожим на средней величины медведя. Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, и панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно всем на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке». У Собакевича был крепкий и на диво стаченный образ: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе. Когда Чичиков взглянул на него, то подумал: “Медведь! Совершенный медведь.” Недаром его звали Михайлом Семёновичем. За обедом Собакевич ест очень много (половину бараньего бока с кашей за один присест, «ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюка ростом с телёнка, набитого всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем...) Когда встали из-за стола, Чичиков «почувствовал в себе тяжести на целый пуд больше». Характер СобакевичаХарактер у Собакевича был скверный: о своих приятелях и чиновниках он отзывается нелестно, называет их лентяями, разбойниками («губернатор — первый разбойник в мире», «полицмейстер — мошенник», «прокурор - один только и есть порядочный человек, да и тот, если сказать правду, свинья»). Когда Собакевич торговался с Чичиковым, то расхваливал своих мертвых крестьян, как будто речь шла о живых, назначал неимоверную цену за мертвые души, словом, хотел извлечь себе выгоду из продажи мертвых крестьян. Чичиков и Собакевич
Глава 6Образ Плюшкина Характеристика помещика Плюшкина Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: На обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ) экономическая жизнь замерла: «перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и домашним материям страшно было прикоснуться». Деревня Плюшкина«…Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темными или, лучше, дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов…» Усадьба Плюшкина «Частями стал выказываться господский дом и наконец глянул весь в том месте, где цепь изб прервалась и наместо их остался пустырем…» «Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками…»

style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Сад Плюшкина «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении…» «Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу…»


«Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между них углубление, зиявшее, как темная пасть; оно было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник…, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины. У иных из них отдернутые и не вполне отделенные ветви висели вниз вместе с иссохшими листьями. Словом, все было хорошо, как не выдумать ни природе, ни искусству, но как бывает только тогда, когда они соединятся вместе, когда по нагроможденному, часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые массы, уничтожит грубоощутительную правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности…»
style.rotation
style.rotation
В доме Плюшкина «Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель…»



style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
«На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладилпаутину. На бюро, выложенном перламутровой мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множества всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами,накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов…»







style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
«По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин…» «С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога…»






style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Плюшкин
«Ему случалось видеть немало всякого рода людей, нотакого он еще не видывал. Лицо его не представляло ничегоособенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух».












«Гораздо замечательнее был наряд его: никакимисредствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук…»










Вывод:Основные чертыПлюшкина: скупость, жадность, настороженность и подозрительность. Но его страсть к накопительству – следствие одиночества. Губернское общество Чиновники города N «…Многие были не без образования: председатель палаты знал наизусть «Людмилу» Жуковского и мастерски читал многие места, особенно: «Бор заснул, долина спит» и слово «Чу!»... Для большего сходства он даже в это время зажмуривал глаза. Прочие были тоже более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал... Насчет благовидности, уже известно, все они были люди надежные, чахоточного между ними никого не было» ГубернаторУправители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет «сумм нежно любимого ими отечества». Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседневные и вполне закономерные. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.
Иван Антонович «Кувшинное рыло»Все чиновники, начиная с мелкого чиновника губернского города, и заканчивая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди. Дамы города N «Дамы города NN были то, что называют презентабельны... Что до того, как вести себя, соблюсти тон, поддержать этикет, множество приличий самых тонких, а особенно наблюсти моду в самых последних мелочах, то в этом они опередили даже дам петербургских и даже московских... Визитная карточка, будь она писана хоть на трефовой двойке или бубновом тузе, но вещь была очень священная... Дамы города NN отличались... необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была выброшена вовсе из разговора, и потому весьма часто было нужно прибегать к французскому языку, зато уж там, по-французски, другое дело: там позволялись такие слова, которые были гораздо пожестче упомянутых». Дамы города NN Его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Это нравственные уроды. Помещики и чиновники мертвы морально и духовно. Социальное положениеГосподин средней рукиКоллежский советникПавел Иванович Чичиков,помещик…
«… приезжий умел во всемкак-то найтиться и показалв себе опытного светскогочеловека. О чем бы разговорне был, он всегда умелподдержать его… словом,куда ни повороти, был оченьпорядочный человек»Манеры, речь «Тёмно и скромнопроисхождение нашегогероя. Родители его былидворяне, но столбовые илиличные – Бог ведает» Происхождение «Жизнь при началевзглянула на него как-токисло - неприютно… ни друга, ни товарища вдетстве…» Детские годы «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и неповесничай, а больше всего угождайучителям и начальникам… С товарищами неводись, они тебя добру не научат, а если уж нато пошло, как водись с теми, которые побогаче,чтоб при случае могли быть тебе полезными…больше всего береги копейку, эта вещь надежнеевсего на свете, копейка не выдаст, в какой быбеде ты ни был» Наставления отца «Он вдруг смекнул ипонял дело и повёл себя вотношении к товарищамточно таким образом,что они его угощали, а оних не только никогда, нодаже иногда, припрятавполученное угощение,продавал им же…» Учёба В казённой палате На таможне Идея о скупке «мёртвыхдуш» Служба Чичиков служит, во всем угождая начальнику, ухаживает за егонекрасивой дочерью, намекает, что не прочь жениться, добивается продвижения по службе и не женится. Входит в комиссию для построения казенного строения, на которое выделено много денег, но здание строится «не выше фундамента» (строгая экономия и воздержание Чичикова окончились). Новый начальник, военный, с первого взгляда возненавидел Чичикова, и последний вынужден начинать карьеру с нуля. Чичиков поступает на службу на таможню, так как с этого места он может многое поиметь. У Чичикова обнаруживается талант к обыскам и досмотрам. Чичикова повышают, и он представляет проект по поимке контрабандистов. Сам же в это время сговаривается с контрабандистами, получает много денег (400—500 тысяч). Ссорится с товарищем, с которым делился, и их отдают под суд. Изворотливый Чичиков успевает спасти часть денег и вновь начинает все сначала в должности поверенного. Там его и осеняет идея о покупке и перепродаже мертвых душ. (Он собирается их под видом живых заложить в банк, а получив под залог ссуду, скрыться). «…Чичиков вновь принялся вести трудную жизнь, вновьограничил себя во всем. В ожидании лучшего сталповеренным и как таковой должен был заложить одно оченьрасстроенное имение. Чичиков заметил, что половинакрестьян вымерла, а ему говорят: “Да ведь они по ревизской сказке числятся?” Чичиков ответил, что числятся. «-Ну тогда в чем дело?» И тут-то Чичикова осенило. Он может накупить мертвых душ на вывод сколько угодно». Стало быть, Чичиков подлец? Справедливее всего назватьего: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из- за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». господин средней рукиколлежский советникпреприятный человекхерсонский помещикзавидный женихмиллионщикгерой - любовникфальшивомонетчикшпионразбойникНаполеон подлецприобретательхозяин


«Стало быть, Чичиков подлец? Справедливее всего назватьего: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из- за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». Деликатен и мечтателен как МаниловСпособен копить как КоробочкаЧичиков соотносится со всеми героями поэмыМожет солгать не хуже НоздреваПрижимист и деловит как СобакевичВ бережливости на уступит Плюшкину
…Чиновники все же решают, что почтмейстер переборщил и Чичиков скорее всего не капитан Копейкин, потому что у него целы рука и нога. Появляется предположение, что Чичиков — переодетый Наполеон, при этом очевидная разница в росте Чичикова и французского императора собравшихся ничуть не смущает. Решают еще раз расспросить Ноздрева, несмотря на то, что он всем известный лгун. Ноздрев уверяет, что продал Чичикову мертвых душ на несколько тысяч рублей, что учился с Чичиковым вместе в школе и уже тогда Чичиков был шпионом и фальшивомонетчиком, что Чичиков действительно собирался увезти губернаторскую дочку, а Ноздрев ему помогал, при этом вдается в такие подробности, что и сам понимает, что зашел слишком далеко. …Напугав сам себя неразрешимыми проблемами, ни с того, ни с сего умирает прокурор. .. Сам Чичиков ничего не знает о происходящем (болеет, флюс). Выйдя через три дня из дома, Чичиков обнаруживает, что его нигде не принимают или принимают как-то странно. К нему приходит Ноздрев и рассказывает, что в городе Чичикова считают фальшивомонетчиком, который собирался похитить губернаторскую дочку. Ноздрев же сообщает Чичикову, что по его вине скончался прокурор. После ухода Ноздрева Чичиков приказывает паковать вещи. Образ дороги в поэмеС образом Чичикова связан образдороги в поэме. Дорога —путешествие во времени —житейский путь Чичикова - творческий путь автора -духовное возрождение героев,всего человечества, самогоавтора, т. е. это дорога Вверх, дорога-спасение, дорога-надежда,дорога — будущее России.
Говоря о дороге Чичикова, важно обратитьвнимание не только на то, что герой «оставилна дороге», но и на то, что сумел сохранить, —проявление живого человеческого чувства. Ведьпо замыслу Гоголя, его герой переходитв последующие тома, т. е. возрождается. И если брать во внимание то, что апостолПавел поначалу был одним из гонителейХриста, а потом стал ярым проповедникомхристианства по всему миру, то и его тезка,Павел Иванович Чичиков, переродится,а задатки для этого у него есть. «Чичиков» –сочетание звуковнапоминаетчириканье воробья,создает эффектподпрыгивания,прищелкивания.«Говорящая фамилия» Павел Иванович ЧичиковС детства научившийся «копить копейку», Чичиков наделен всеми необходимыми качествами антигероя.Внешняя безликость, хамелеонство, способность к перевоплощению в зависимости от обстоятельств. Он бездуховен, одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком», обрести покой и достаток. Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России? «… не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу» А.И.Герцен
Мёртвые душиРевизская душа –единица учёта населения, товар, который покупает ЧичиковПомещики, чиновники и сам Чичиков, погрязшие в грехах и, следовательно, мертвыеДуши умерших крестьян Живая народная душаТалантливость: каретник Михеев, сапожник Телятников. плотник Степан Пробка Сила и острота народного ума: меткость русского словаГлубина и цельность: задушевная русская песняШирота и щедрость: яркость и безудержность веселых народных праздников Народ в поэмеНищета, пьянство, всеобщая лень, бестолковщина – так выглядит крепостная деревня. Мужик задавлен, но не утратил способности различать праведников и «небокоптителей». «— Да чего вы скупитесь? — сказал Собакевич. — Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то как бывает московская работа, что на один час, — прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!Чичиков открыл рот, с тем чтобы заметить, что Михеева, однако же, давно нет на свете; но Собакевич вошел, как говорится, в самую силу речи, откуда взялась рысь и дар слова». «— А Пробка Степан, плотник? я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика. Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы Бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом! — Милушкин, кирпичник! мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного. А Еремей Сорокоплёхин! да этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ!» Голос автора проявляется в лирическом начале поэмы. Он живой собеседник, который ведёт живой разговор с читателем о судьбе России, о мире, забывшем о душе.
«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чёрт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая. необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». В центре сюжета поэмы – мир и люди, забывшиео душе. Цель автора – убедить читателя в том, чтобездуховность есть единственная причина распада. Понимание этого – путь к возрождению Руси.