Прогулки Октябрь вторая младшая группа


Прогулки в природуОСЕНЬОктябрьВторая младшая группа Прогулка 1Наблюдение за солнцемЦели: — вырабатывать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло;— поддерживать радостное настроение.Ход наблюденияВ солнечный день предложить детям посмотреть в окно. Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки,Очень рады солнышку.Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегоднясветит солнышко — тепло.)Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ейлучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послалосвой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.Солнечные зайчики играют на стене, Помани их пальчиком — пусть бегутк тебе.Вот он светленький кружок, вот, вот, левее, левее — убежал на потолок.По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его. Трудовая деятельность: Сбор камней на участке.Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.Подвижные игры: «Мыши в кладовой».Цель: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, дви­гаться всоответствии с текстом, быстро менять направление дви­жения.«Попади в круг». Цели: совершенствовать умение действовать с предметами;учить попадать в цель;развивать глазомер, ловкость.Выносной материалМешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, пе­чатки,карандаши, ведерки, совочки. Прогулка 2Наблюдение за кошкойЦели: - расширять представление о домашнем животном — кошке;воспитывать желание заботиться о животных.Ход наблюденияБеседа на тему «Кто из животных живет с человекомдома?».Острые ушки, на лапках — подушки! Усы, как щетинки, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. Молоко пьет, песенки поет. Тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет.Что есть у кошки и как она ходит? Рассказы детей о кошке и котятах.Дополнить: кошка — домашнее животное, живет с челове­ком, залезаетна колени, мурлычет. Человек ее любит, заботится о ней, разговаривает сней, угощает молоком.Трудовая деятельностьЗаготовка травы для животных уголка природы. Цель: воспитыватьжелание ухаживать за животными, правильно кормить их.Подвижные игры«Перебежки — догонялки». Цели:— согласовывать свои действия с действиями товарищей.«Догони меня».Цели:учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве;развивать ловкость.Выносной материалКуклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, печатки, совочки,машинки. Прогулка 4Рассматривание осеннего дереваЦель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.Ход наблюденияПоспевает брусника, стали дни холоднее, И от птичьего крика в сердце только грустнее. Стаи птиц улетают прочь, за синее море, Все деревья блистают в разноцветном уборе.Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детямнаглядное представление, что деревья бывают разной толщи­ны ивысоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступле­ниемосени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратитьвнимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднятьголову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть ствол молодого истарого дерева, сравнить. Предложить побегать по опав­шим листьямдеревьев.Трудовая деятельностьВместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрых­литьземлю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить для чегоэто делается.Цели:воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;прививать бережное отношение к природе.Подвижные игры«Птицы в гнездышках». Цели:учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.«Зайцы и Жучка».Цель: упражнять в метании в горизонтальную цель, пролезании под шнуром.Выносной материалДетские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки. Прогулка 5 Наблюдение за птицамиЦели:расширять представление о птицах;формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилета­ют к кормушке, чем их надо подкармливать;воспитывать доброе отношение к пернатым.Ход наблюденияОбратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающихворобьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, Чтоони их накормят.Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей: «Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: Чик-чирик!»Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлеб­нымикрошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц.Пройти вокруг детского сада и посмотреть, где повесили дети кормушки.Трудовая деятельностьНасыпание корма для птиц, расчистка дорожки к кормушке. Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно их кормить.Подвижные игры: «Бездомный заяц». Цели: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;быстро менять направление движения;воспитывать ловкость и выносливость.«Догони меня».Цель: - учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве;развивать ловкость.Выносной материал Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, каран­даши, печатки, совочки, машинки. Прогулка 7 Наблюдение за растительным миромЦели:— формировать представление об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев;— воспитывать бережное отношение к природе.Ход наблюденияНа участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушавстихотворение.Ее всегда в лесу найдешь — Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.Подвести детей к ели. Обратить их внимание на характерныеособенности. (Вместо листьев иголки, всегда зеленая, ветви внизудлин­ные, вверху короткие.) Предложить пройти по всей территориидет­ского сада и найти ели. Объяснить, чем выше ель, тем она старше.Трудовая деятельностьВместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрых­литьземлю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чегоэто делается.Цели:воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;прививать бережное отношение к природе.Подвижные игры«Встречные перебежки». Цели:повышать двигательную активность;развивать меткость, ловкость, выносливость.«Ловкая пара»Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата. Выносной материалДетские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки. Прогулка 8Наблюдение за работой дворникаЦели:воспитывать уважение к труду людей;учить приходить на помощь окружающим.Ход наблюденияВоспитатель загадывает детям загадку.Скручена, связана,На кол навязанаИ по дому пляшет. (Метла.)Предоставить детям самостоятельно поиграть на участке, обра­титьвнимание на работу дворника: «Посмотрите, как он старается, подметаетдорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что двор­ник выполняетсвою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопа­той. Подвести детейк дворнику, который объяснит, что нельзя ло­мать деревья, бросатьмусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям,что нужно поблагодарить дворника за работу, но не только словами, но иделами. Предложить детям со­брать мусор на участке.Трудовая деятельностьПодметание веничками дорожек на участке. Цель: учить правильнопользоваться веничками, доводить нача­тое дело до конца.Подвижные игры«Мы — шоферы».Цель: учить ориентироваться в пространстве.«Найдем фибок».Цели:учить согласовывать свои действия с действиями товарищей;развивать внимание, следить за правильностью выполнениязадания.Выносной материалРули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки. Прогулка 9 Наблюдение за первым снегомЦели:познакомить с природным явлением — снегом;показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.Ход наблюденияНахмурилось небо, наверно, не в духе, Летают, летают белые мухи! И носятся слухи, что белые мухи Не только летают, но даже и тают.Задать вопрос детям: «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?»Предложить поймать снежинку на ладошку, лицо. Что произошло соснежинкой? Во что она превратилась? Предложить детям пойматьснежинку на пальто, варежку и рассмотреть ее.Трудовая деятельностьУтепление корней растений вместе с воспитателем. Цели: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;закреплять знания о способах адаптации растений зимой;учить бережно относиться к растительному миру.Подвижные игры«Мыши в кладовой». Цели: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга;двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.«Попади в круг». Цели: — совершенствовать умение обращаться с предметами;— учить попадать в цель, развивать глазомер, ловкость.Выносной материал: Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, пе­чатки, карандаши, ведерки, совочки. Прогулка 10 Наблюдение за собакойЦели:расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении;воспитывать любовь к животным.Ход наблюденияРассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик — будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?Заворчал живой замок, Лег у двери поперек, Две медали на груди. Лучше в дом не заходи!Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку. Собака — до­машнееживотное, она любит своих хозяев, охраняет жилище, лаемпредупреждает, что пришли чужие. Радуется, когда приходит хозяин.Хозяин тоже любит собаку, заботится о ней, строит для нее дом, кормитднем и вечером.Трудовая деятельность: Кормление птиц.Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.Подвижные игры: «Мы — веселые ребята». Цели:- четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры;согласовывать свои действия с действиями товарищей.«Догони меня». Цели: - учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве;развивать ловкость.Выносной материал: Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, каран­даши, печатки, совочки, машинки. Прогулка 12Наблюдение за растительным миромЦели:знакомить со строением дерева;воспитывать бережное отношение к природе.Ход наблюденияВоспитатель загадывает детям загадку.Что же это за девица?Ни швея, ни мастерица,Ничего сама не шьет,А в иголках круглый год. (Ель.) Рассказать о строении ели: ствол, покрыт коричневой корой, многоветок, которые постепенно увеличиваются книзу. Все веточки по­крытыжесткими, колючими иголками и коричневыми шишками. Предложитьдетям погладить ствол, прижаться к нему щекой, потро­гать иголки, чтобы ониполучили не только зрительное, но и так­тильное представление.Колкую, зеленую срубили топором, Колкая, зеленая к нам приходит в дом.Трудовая деятельностьСбор опавших листьев вокруг деревьев, уход за поломанными ветками. Цели:- побуждать к самостоятельному выполнению элементарных по­ручений;- воспитывать желание ухаживать за растениями;—учить бережному отношению к природе.Подвижные игры«По ровненькой дорожке». Цели:развивать согласованность движения рук и ног;приучать ходить свободно в колонне по одному;развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве.«Кролики».Цели: - учить прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;развивать ловкость, уверенность в себе.Выносной материалМаски-медали для подвижных игр, совочки, грабли, ведерки, иг­рушки, машинки, формочки, палочки, печатки. Прогулка 13Наблюдение за льдомЦели: — знакомить с природным явлением — льдом;— формировать представление о состоянии воды в окружающей среде.Ход наблюденияМне серая лужа простудой грозила. Расплюхалась грязь и вовсю моросило. И не было в мире скучнее двора,Чем тот, где гулять я пытался вчера. Сегодня на ветках ни капли, а льдинки. По грязи хожу, не запачкав ботинки. А бывшая лужа с водой ледяной Дрожит и трещит, хрустит подо мной.Сопровождать чтение стихотворения действиями. Что произошло служей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрыва­ютсятонкой корочкой льда. (Пусть дети проткнут палочкой лед.) В морозлужи промерзают до дна.Трудовая деятельность: Заливка ледяной дорожки вместе с воспитателем. Цели: - учить аккуратно поливать из лейки;воспитывать желание помогать взрослым в работе.Подвижные игры: «Пройди бесшумно». Цели: - ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений;двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направле­ние движения.«Послушные листья». Цели: - учить внимательно слушать команды воспитателя;развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.Выносной материал: Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкиеигрушки, формочки, пе­чатки, карандаши, палочки, ведерки, совочки. Прогулки в мир природыОСЕНЬОктябрьСредняя группа Прогулка 1Наблюдение за березойЦели: продолжать знакомить с березой, выделяя характерныепризнаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.Ход наблюденияВоспитатель подводит детей к березе для беседы.Какое это дерево?Покажите ствол березы.Какой он — толстый или тонкий?Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета?Погладьте ствол березы.Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)Какие изменения произошли с березой?Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало?Где лежат листочки?Кто их срывает?Предложить поднять листья, отметить, что на земле они уже завя­ли.Какое время года?Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме.)Трудовая деятельностьУборка территории.Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.Подвижные игры: «Найди себе пару».Цель: выбирать себе по сигналу разные пары.«Беги к березе».Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.Индивидуальная работа: «С кочки на кочку».Цель: упражнять в прыжках на двух ногах.«Перейди речку».Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.  Прогулка 2Наблюдение за погодойЦели:обращать внимание на то, как изменилась природа;учить сравнивать природные изменения;развивать наблюдательность.Ход наблюденияВ октябре, в октябре Частый дождик во дворе. На лугах мертва трава,Замолчал кузнечик. Заготовлены дрова На зиму для печек. С. МаршакВоспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.Нахмурится, насупится, в слезы ударится — Ничего не останется. (Туча.)Блестит под солнцем после стужи На асфальте сером... (лужа).Какие произошли в природе изменения?Какое стало небо?Как часто светит солнце?Идет ли дождь?Трудовая деятельностьУборка осенних листьев.Цель: воспитывать желание трудиться.Подвижные игры«Гуси-лебеди», «Догони».Цели:- учить быстро действовать по сигналу;— воспитывать дружеские отношения.Индивидуальная работа«Догони меня».Цель: учить бегать в нужном направлении. Прогулка 3 Наблюдение за состоянием погодыЦели: формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.Ход наблюденияОсенью над лесом и болотом Туча пролетела самолетом. Пролетела туча низко-низко,Прыгнула с нее парашютистка. А за ней сейчас же и другая, И уже летит за стаей стая.Туман — явление природы, причем самое обыкновенное, толь­ко неожиданное длявсех. Стелется туман над самой землей. Ка­жется, будто низко-низко спустилисьОблака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотныхкапе­лек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капелькиобразовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодноговоздуха и начинает сгущаться, превращать­ся в капельки воды. Если капелькиобразовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, тотуманом. Бывают они во все времена года.Воспитатель задает детям вопросы.Какое небо во время тумана?Как вам дышится?Какой воздух — влажный или сухой?Густой ли туман?Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?Трудовая деятельностьУборка мусора на участке.Цель: воспитывать желание трудиться сообща.Подвижные игры: «Кто быстрее», «Коршун и наседка». Цели: - совершенствовать умение бегать, лазать, прыгать; развивать реакцию.Индивидуальная работа: «Изобрази настроение».Цель: учить пластичными движениями передавать внутренние ощущения Прогулка 4Наблюдение за перелетными птицамиЦели:расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода;воспитывать любовь и заботу о птицах.Ход наблюденияВоды зашумели быстрого ручья, Птицы улетают в теплые края.Воспитатель задает детям вопросы.Какие птицы улетают в теплые края?Зачем они это делают?Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, чтоскоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточ­ки, так какс наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету.Последними улетают утки, гуси, журавли, по­скольку водоемы начинаютзамерзать, и они не могут найти корм в воде.Воспитатель предлагает детям закончить предложение:Воробей маленький, а журавль ... (большой).Утка серая, а лебедь ... (белый).Трудовая деятельностьСбор семян деревьев.Цель: привлекать детей к сбору семян и закреплять название деревьев.Подвижная игра«Собачка и воробей». Цели:закреплять знания о характерных движениях птиц;учить имитировать их по голосу.Индивидуальная работаРазвитие движений.Цель: закреплять умение в бросании мяча друг другу снизу. Прогулка 5Наблюдение за осенними работами на огородеЦель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.Ход наблюденияДуют ветры буйные,Ходят тучи темные,Не видать в них света белого,Не видать в них солнца красного.Воспитатель задает детям вопросы.Как изменились погода, природа?Что изменилось в огороде?Когда наступают холода, как вы одеваетесь?Как вы думаете, что будет с клубникой с наступлением холодов,замерзнет ли она?Чтобы клубника не только не замерзла, но и не вымерзла, а летомпорадовала нас спелыми ягодами, нужно засыпать клубнику опилом, асверху накрыть грядку прозрачной пленкой.Трудовая деятельностьЗасыпка грядок опилом. Цели:учить работать парами;воспитывать дружеские отношения.Подвижные игры«Найди, где спрятано».Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Пробеги — не задень».Цель: добиваться улучшения техники бега, хорошей осанки, есте­ственной работы рук.Индивидуальная работаРазвитие движений.Цель: улучшать технику ходьбы, бега.  Прогулка 6Наблюдение за воробьямиЦели:расширять знания о внешнем виде и повадках воробья;воспитывать внимание и наблюдательность.Ход наблюденияВоспитатель задает детям вопросы.Чем все воробьи похожи друг на друга?В чем их различие?Чем питаются воробьи?Одни воробьи побольше, другие — поменьше. Одни болеесветлой окраски, другие темнее, одни нахальные, смелые,другие осторожные.Воробей по лужице Прыгает и кружится, Перышки взъерошены, Хвостик распустил.Трудовая деятельностьПредложить детям собрать песок в песочницу. Цель:прививать любовь к труду в коллективе.Подвижные игры«Цветные автомобили», «Зайцы и волк». Цель: упражнять вбеге врассыпную, прыжках.Индивидуальная работа«Кто дальше бросит?».Цель: закреплять умение метать предмет на дальность. Прогулка 7 Наблюдение за рябинойЦель: познакомить с рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд.Ход наблюденияВоспитатель загадывает детям загадку.Прилетает в гости к ней стайка алых снегирей, По ветвям они снуют, Красны ягодки клюют. (Рябина.)У рябины листопад — Под ветвями листьев клад. Облетели листья, но остались кисти красные, яркие — Снегирям подарки.Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и впарках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобырадовала людей разными золотисто-красными листьями, на­делаожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да ита горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будетдождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягодыгорьковато-кислые и жесткие.Трудовая деятельностьСбор крупного мусора на участке, подметание дорожек. Цель: формировать умение трудиться подгруппой.Подвижные игры«Лохматый пес», «Солнышко и дождик».Цель: учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сиг. налу воспитателя.Индивидуальная работа «Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?». Цели:- учить выполнять упражнение с мячом;развивать глазомер, быстроту бега.      Прогулка 8 Наблюдение за птицамиЦель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения. Ход наблюденияСреди белых голубейСкачет шустрый воробей, Воробушек — пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей Вылетай-ка, не робей.Воспитатель задает детям вопросы.Какая птица больше — голубь или воробей?Как передвигается воробей?Как передвигается голубь?Как кричат воробей, голубь?Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как напружинках, летают, сидят на деревьях.Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно,покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, какворобей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль».Трудовая деятельность Сгребание в кучи сухих опавших листьев.Цель: приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым.Подвижная игра«Перелет птиц». Цели: упражнять в подлезании и лазанье;воспитывать внимание и ловкость.Индивидуальная работаРазвитие движений.Цель: формировать умение катать обручи друг другу. Прогулка 9Наблюдение за сорокойЦели: — формировать представления о внешнем виде сороки, ее харак­терных признаках, повадках;— воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.Ход наблюденияВсюду я летаю, Все на свете знаю. Знаю каждый куст в лесу. Может быть, меня за это И зовут лесной газетой.Воспитатель задает детям вопросы.Как выглядит сорока?Чем она питается?Как стрекочет?Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекоту­ха, сорокаворовка. «Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые.Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватымотливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, чтоона, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожнымстрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опас­ности. А«воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее.Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых,сороки клюют ягоды и фрукты, семена расте­ний. Осенью сороки собираются внебольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины,боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе клюдям.Трудовая деятельность: Сбор осенних листьев.Цель: учить выполнять трудовые поручения с желанием.Подвижные игры: «Ворона и собачка», «Поймай мяч».Цели: - учить подражать движениям и звукам птиц;ловить мяч двумя руками.Индивидуальная работа: Развитие движений.Цель: учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на поясе.Подвижные игры: «Лошадки», «Кот и мыши».Цель: учить бегать врассыпную, соблюдать равновесие.Индивидуальная работа: «Летят снежинки».Цель: развивать пластику движений. Прогулки в мир природыОСЕНЬОктябрьСтаршая группа Прогулка 1Наблюдение за работой дворникаЦели:расширять знания о труде взрослых осенью;воспитывать уважение к труду. Ход наблюденияВетер с листьями играет, Листья с веток обрывает, Листья желтые летят Прямо на руки ребят.Воспитатель задает детям вопросы.Какие орудия труда нужны дворнику для работы?Какую работу выполняет дворник осенью?Для чего нужна работа дворника?Как мы можем помочь дворнику?Трудовая деятельностьПересадка цветущих растений с участка в группу (ногот­ки, маргаритки). Цели:— учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки;— воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки. Подвижные игры«Кот и мыши». Цели:продолжать учить соблюдать правила игры;активизировать двигательную активность. «Уголки».Цель: закреплять ловкость, быстроту бега. Индивидуальная работа Развитие движений.Цель: развивать навыки бросания мяча в цель. Прогулка 2 Наблюдение за подорожникомЦели:знакомить с лекарственным растением — подорожни­ком;развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.Ход наблюденияВоспитатель задает детям вопросы.Почему траву назвали подорожником? Где лучше его собирать?Подорожник — многолетнее травянистое растение, встре­чается почти по всейтерритории нашей страны, растет око­ло дорог, на полях, по лесным опушкам.Собирать подорож­ник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машинывыбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здо­ровья вещества.Растения впитывают их. Если с вами слу­чится беда: укусит оса, овод или змея —сомните листок по­дорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд,обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их мож­но в периодцветения и до увядания. Его можно сушить. Но только сушить растение надо в за­щищенном от лучейсолнца месте. Сырьем являются листья.Настой листьев подорожника используют как отхаркиваю­щее средство.Трудовая деятельностьУборка участка от сухих веток.Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Подвижные игры «Найди, где спрятано».Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Прыгай выше».Цель: учить действовать по сигналу. «Волк во рву». Цель: учить прыжкам. Индивидуальная работаРазвитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком): «С кочки на кочку», «Перейди речку». Цель: вырабатывать координацию движений.  Прогулка 4Наблюдение за подосиновикомЦель: развивать познавательную активность в процессе фор­мирования представлений о грибах, правилах поведения на природе.Ход наблюденияВоспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.В лесу осеннем в сентябреВ скучный день дождливыйВырос гриб во всей красе Важный, горделивый.Под осиной его дом,Шляпа красная на нем.Многим этот гриб знаком.Как его мы назовем? (Подосиновик.)Почему гриб назван подосиновиком? (Потому что он растет подосиной.)Какой еще гриб получил свое имя от дерева, около кото­рого растет? (Подберезовик.)Правила поведения в природеНе сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе. Трудовая деятельность Окапывание деревьев и кустарников. Цель: воспитывать желание трудиться.Подвижная игра: «Найдем грибок». Цели: - учить внимательно слушать команду воспитателя;развивать внимание, следить за правильностью выпол­нения задания.Индивидуальная работа: Развитие движений.Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Прогулка 6Наблюдение за рябинойЦель: продолжать знакомить детей с рябиной. Ход наблюденияУлетели птицы разные, Смолк их звонкий перепев, А рябина осень празднует, Бусы красные надев. О. ВысотскаяВоспитатель задает детям вопросы.Как выглядит рябина?Где она растет?Какие звери любят ягоды рябины?Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?Что дает рябина людям?Словно девица-красавица, накинула она на плечишаль, расшитую разными золотисто-краснымилистьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она влесах, парках и са­дах. Если медведь найдет в лесурябину, унизанную гроз­дьями ягод, то ловконаклонит гибкое дерево, с удоволь­ствиемполакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси,дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитомпо­едают плоды и ветки. Упавшие на землю ягодыподбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки ибелочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей.   Они облепляют рябину и склевывают ее сочные слад­кие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а ряби­новый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная.Делают из нее посуду, рукоятки к топорам имолоткам, а из гибких веток плетуткрасивые корзины.Трудовая деятельностьСбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок. Цель: учить аккуратно собирать и различать листья раз­ных деревьев.Подвижные игры«Коршун и наседка», «Кто дальше?».Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сиг­нал воспитателя.Индивидуальная работа Развитие движений.Цель: учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге. Прогулка 10Наблюдение за лошадьюЦель: формировать представления о лошади как виде транспорта и живом существе,помогающем человеку. Ход наблюденияКак коня мне приручить? Может, сеном накормить, Чтоб со мною он дружил, Чтобы верно мне служил!С помощью лошади человек пахал землю, перевозил гру­зы,да и в бою верный конь не раз спасал жизнь воину. Этоумное и сильное животное стало для нашего далекогопредка его первым транспортом, и назывался такойтранспорт — гужевым. У разных народов им стали разныеживотные — верблюды, слоны, ослики, собаки и т.д.Воспитатель задает детям вопросы.Для чего человек приручил лошадь?Что служило древнему человеку вместо транспорта?Для чего в наше время используют лошадей? Трудовая деятельностьСбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.Цель: воспитывать бережное отношение к природе.Подвижная игра«Догони свою пару». Цели:выполнять движения по сигналу воспитателя;четко ориентироваться при нахождении своей пары. Индивидуальная работаРазвитие движений.Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность. Прогулки в мир природыОСЕНЬОктябрьПодготовительная группа Прогулка 1Наблюдение в аптекарском огородеЦели: закреплять знания о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада;формировать умение и желание беречь и защищать при­роду.Ход наблюденияВоспитатель предлагает детям обратить внимание нарастения в аптекарском огороде, задает вопросы.Чем богаты плоды шиповника? (Витаминами А, Р, В,С. Содержат яблочную и лимонную кислоту; плодышиповни­ка следует собирать только зрелые, когдалистья на кус­тах начнут менять свою окраску наосеннюю.)Почему на нашем аптекарском огороде растет кипрей Какеще его называют? (Иван-чай.)Чем полезен кипрей? (Его используют при болезняхжелудка, как противовоспалительное средство.)Заготавливают листья и цветы кипрея во время цветенияиюле. Они богаты витамином С, помогают при болезняхжелудка. Особенно вкусный чай получается из одних цветов.Календула (ноготки). Цветки этого растения можнозаготавливать в течение всего лета. Собирают свежиераспустившиеся корзинки, срезая у самого основанияцветка. Ноготки богаты витамином С, обладаютпротивовоспалительными, ранозаживляющими действиями.Отвар из цветков календул используют в виде полосканийпри ангине. Правила поведения в природе:из лекарственных растений можно собирать только те,которые вы знаете, и они не занесены в Краснуюкнигу; - нельзя вырывать растения с корнем;лекарственные растения следует собирать в строгоуказанные сроки;нельзя срывать или срезать полностью листья с одногокуста.Исследовательская деятельностьНайти растения: кипрей, календулу, шиповник,ромашку. Трудовая деятельностьВместе с воспитателем обрезание секаторомполоманных веток кустов и деревьев, их уборка.Цель: формировать желание трудиться в коллективе. Подвижные игры «Северные олени». Цели:формировать знания о северных оленях, их повадках;развивать умение передвигаться длинными прыжками.«Лиса мышкует».Цель: закреплять умение бегать на носочках, увертываться от ловушки.Индивидуальная работа Перебрасывание мяча друг другу снизу. Цель: развивать ловкость, выносливость. Прогулка 2 Наблюдение за черникойЦель: продолжать знакомство с ягодным кустарником — черникой.Ход наблюденияЯ спросил у Васи:—Чем ты губы красил? У тебя лиловый ротИ усы лиловые,И лиловый сок течетНа рубашку новую.И ответил Вася:—Губы я не красил,Я черничный пил компот, Вот и стал лиловым рот.«Ягодка черненькая, маленькая, сладенькая, ребятишкаммиленька», — так говорили о чернике. Растет она в хвойныхлесах, любит сосновые и еловые боры. Их так и называют —сосняки-черничники и ельники-черничники. Растет она и наторфяных болотах. Созревает в июле—августе. Люди давно приметили:когда черника поспела, то и рожь в поле созре­ла. Молодые листочкичерники серебристо-зеленые, листья тонкие, гладкие, с мелкимизазубринками по краям. Листики держатся на коротких черешках. Вконце мая — начале июня на кустах черники появляются небольшиецветки на коротких цветоножках. Черника — прекрасный медонос,при­влекающий шмелей, пчел и других насекомых, которые и опыляютее цветы. Черника — чудодейственное растение. В плодах есть сахар ивитамин С. Недаром говорится: «Положил чернику в рот — избавился отхвори на весь год». Воспитатель задает детям вопросы.Как выглядит ягода черника?Как выглядит растение черника?♦ Какие полезные вещества содержатся в ягоде черники? Исследовательская деятельностьРассмотреть через лупу листья черники исравнить их с брусничными. Чем отличаются, чемсхожи? Трудовая деятельность Уборка участка. Цели:учить выполнению трудовых действий;приучать работать в коллективе. Подвижная игра«Лесные тропинки».Цель: разнообразить движения в зависимости от усло­вий.Индивидуальная работаОбщеразвивающие упражнения.Цель: поддерживать интерес кобщеразвивающим упражнениям, изменятьисходное положение, темп и амплитудудвижения. Прогулка 3Наблюдение за камнямиЦель: формировать представление о камнях как части неживой природы. Ход наблюденияВоспитатель задает детям вопросы.♦ Какие бывают камни?♦ Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, крем­ний.)Назови твердые камни.Какими камнями легче рисовать на асфальте?К какой природе они относятся? Почему?Какие камни прочнее?, ♦ Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?Могут ли камни издавать звуки?Сравните камни на участке и в овраге.♦ Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигаеткамни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углыисчезают, камешек становится ок­руглым.)Исследовательская деятельностьРассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узо­ры, кристаллики.)Трудовая деятельностьСбор камней на участке и выкладывание из них компози­ции. Цели:учить трудиться сообща;развивать творческое воображение. Подвижные игры«Камень, ножницы, бумага». Цели:учить внимательно слушать воспитателя;развивать усидчивость. «Ловкая пара».Цель: учить бросать мяч под углом. Индивидуальная работа Развитие движений.Цель: закреплять умение бросать мяч в цель Прогулка 7 Наблюдение за ветромЦели: продолжать учить определять силу ветра;расширять знания детей о неживой природе. Ход наблюденияВоспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.Летит без крыльев и поет, Прохожих задевает, Одним проходу не дает, Других он подгоняет. (Ветер.)♦ Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Та­кое передвижение воздуха создает ветер.)♦ Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)♦ Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)♦ Сегодня есть ветер? Какой он по силе? Исследовательская деятельностьОпределить направление ветра с помощью компаса и флю­гера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрел­ке компаса определяется сторона света.)Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и се­кундомера.)Как определить с какой стороны дует ветер? (С помо­щью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)Трудовая деятельностьУборка участка от веток и камней.Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы. Подвижные игры «Коршун и наседка». Цели: учить слушать команды воспитателя;развивать внимание. «Ветер».Цели: закреплять представления о связях в природе;учить внимательно слушать команды воспитателя. Индивидуальная работа: Упражнение с мячом.Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками. Прогулка 4 Наблюдение за листопадом Цели:— расширять знания о сезонных изменениях в природе;— формировать способность выражать наблюдаемое в сво­ей речи.Ход наблюденияВоспитатель задает детям вопросы.Все ли деревья изменили окраску листьев?Какими были летом деревья, кусты?Как они изменились с приходом осени?Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)У какого дерева раньше других меняется окраска листь­ев? (У березы.)У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)Листопад! Листопад! Лес осенний конопат! Налетели конопушки, Стали рыжими опушки, Ветер мимо пролетал, Ветер лесу прошептал:— Ты не жалуйся врачу, Конопушки я лечу, Все рыжинки оборву, Побросаю их в траву.Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.♦ Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зим нему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)♦ Все листочки падают одинаково? (Нет.) Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотис­таяпочка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)В тишине осенних рощЗолотистый льется дождь. (Листопад.)Весной вырастают,А осенью опадают. (Листья.)Падают с веткиЗолотые монетки. (Листочки.) Исследовательская деятельностьНайти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найтилисточки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавшихлистьев узор на асфальте. Трудовая деятельностьПомощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада. Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь вы­полнения задания общими усилиями. Подвижные игры «Лиса и зайцы».Цель: формировать представление об образе жизни и по­вадках животных.«Хищник — добыча». Цели:упражнять в установлении связи «хищник — добыча»;развивать быстроту бега, ловкость. Индивидуальная работаРазвитие движений.Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не подни­маясь. Прогулка 5Наблюдение за смородинойЦель: продолжать знакомить с ягодным кустарником черной смородины. Ход наблюденияРастет в саду Смородины куст. К нему пойду, Попробую на вкус Ягодку черную, Соком полную. Ягодка гладкая, Ты уже сладкая? Коли поспела — Возьмусь за дело: Туесок принесу, С веток стряхну росу, Стану ягодки срывать, На варенье собирать.Ягоды смородины похожи на маленькие черненькие ша­рики.Смородина — многолетний кустарник, у него разные листья. Весной накустах смородины раскрываются цветы, похожие на маленькиеколокольчики. Смородина зацветает в саду раньше других ягодныхкультур. Созревают ягоды смо­родины в июле. Вкусные, кисло-сладкие,сочные. Самый стой­кий витамин С. Ягоды и листья смородиныобладают целеб­ными свойствами. Душистые листья смородины кладутв маринады и соления, добавляют их при засолке огурцов, по­мидоров,грибов и капусты.Воспитатель задает детям вопросы.Как выглядят ягоды смородины?Какого цвета бывают ягоды?Какие полезные вещества содержатся в ягодах смородины?Какие сорта смородины вы еще знаете? Исследовательская деятельностьНайти отличия смородины от шиповника (сравнение лис­тьев, стебля, плодов).Трудовая деятельностьПомощь взрослым в уходе за кустарником, произрастаю­щим на участке.Цель: формировать умение и желание работать сообща.Подвижная игра«Перебежки».Цель: учить не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно натолк­нулся — не обижаться.Индивидуальная работаУпражнение на развитие равновесия.Цель: учить сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно. Прогулка 6 Наблюдение за перелетными птицамиЦели: расширять представления о перелетных птицах;воспитывать познавательный интерес к птицам. Ход наблюденияПтицы на юг улетают: Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали. М. ИвенсенВоспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птицстановится все меньше, начинает холодать — птицы собираются встаи, пробуют свои силы и трениру­ют птенцов, готовят их котлету.)Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью.(Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливаютптенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаии летят в теплые края.)Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птицстановится все меньше и меньше; сначала пропада­ют насекомые,затем увядают растения, уменьшается ко­личество плодов и семян.)Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядныхптиц осенью? (Насекомоядные птицы улета­ют раньше, чемзерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем ужепитаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена,зерно.)Почему осенью птиц становится мало? (С конца авгус­та птицыначинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительноносятся в воздухе, упражняясь перед даль­ним полетом.)Назовите первый признак приближения осеннего пере­лета птиц.(Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие,улетают последними, так как пока водо­емы не замерзли, им естьчем питаться.) Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаютсяопре­деленного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавлилетят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Уткивыстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи утоклетят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы —летят скученной стаей.)Предложить детям собраться вместе для «перелета»: пост­роитьсяклином, прямой линией и т.д.Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят уг­лом, двумярасходящимися назад рядами, с длинными вытя­нутыми шеями,громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль —вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетаетпод другого и занима­ет его место.)Журавли летят, курлычут. Шлют последнее «прощай». За собою лето кличут, Забирают в теплый край.Исследовательская деятельностьПредложить детям рассмотреть карточки-схемы, на кото­рыхизображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотич­но, скученнорасположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждаякарточка-схема.Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отноше­нию к птицам.Подвижные игры «Гуси-лебеди».Целъ: совершенствовать технику бега, добиваясь естествен­ности, легкости и точности выполнения задания. «Найди свой дом». Цели:развивать физические качества — быстроту, ловкость;совершенствовать ориентировку в пространстве. Индивидуальная работаИспользование различных видов ходьбы: разное положе­ние рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цап­ля).Цель: развивать двигательную активность. Прогулка 8Наблюдение за ивой осеньюЦель: расширять знания о разновидностях ивы (верба, ракита, лоза и др.). Ход наблюденияПлыви, плыви, листочек золотой, Вниз по реке, как маленький кораблик. Работу отложу, поставлю грабли К стволу ветлы, склоненной над водой, И побреду, кораблик, за тобой.Воспитатель задает детям вопросы.Как выглядит ива?Какие у нее ветки и листья?Где чаще растут ивы? (По берегам реки.)♦ Какие вы знаете разновидности ивы? (Верба, ракита, ветла, лоза.)♦ Что дает ива людям? (Из ее веток плетут корзины.) Исследовательская деятельностьРассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты? (Светло-серым налетом.)Трудовая деятельностьСбор листьев для изготовления поделокЦель: продолжать прививать трудовые умения и навыкиПодвижные игры«Перелет птиц», «Охотники и звери». Цели:упражнять в беге через разные препятствия;развивать ловкость. Индивидуальная работа Прыжки со скакалкой.Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах. Прогулка 10Наблюдение за брусникойЦель: продолжать знакомство с ягодным кустарником — брусникой.Ход наблюденияГибкий стебель повилики Ствол обвил, как поясок. Алой ягоды брусники Набрала я туесок. Пусть она и горьковата, Но моченая вкусна! Мхов и хвои ароматов Эта ягода полна.Повилика — растение без листьев и корней, обвивающее своими листьями другое растение.В сентябре в лесах появляются сочные, сладкие, крупные ярко-красныеягодки, вобравшие в себя лесные ароматы мхов и хвои. В мае—июне наветках брусники расцветают мелкие бело-розовые цветочки, собранныев кисти по четыре и во­семь цветков. Кисти цветов брусники выглядятпоникшими, Потому что они под тяжестью раскрывшихся бутонов никнутк сырой земле.Воспитатель задает детям вопросы.Как выглядят ягоды брусники?Как выглядит растение брусника?Почему это растение называется вечнозеленым?Какие полезные вещества есть в ягодах брусники?Что можно приготовить из ягод? Исследовательская деятельностьСравнить листья брусники с листьями клюквы. Сравнить ягоды брусники и клюквы.   Трудовая деятельность Поливка песочного дворика.Цель: оказывать помощь детям младшей группы. Подвижная игра«Мяч капитану». Цели:— учить принимать в игре разнообразные движения с мя­чом, согласовывать свои действия с действиями парт­нера;— воспитывать коллективизм. Индивидуальная работа Перестраивание в колонну по двое.Цель: способствовать выработке хорошей осанки. Прогулка 11 Наблюдение за цветникомЦели:продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе;уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).Ход наблюденияОсень наступила, Высохли цветы И глядят уныло Голые кусты. Туча небо красит, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.Воспитатель задает детям вопросы.♦ Какое сейчас время года?Что происходит с растениями осенью?Для чего нужны растениям листья, корень?Как называются цветы, растущие на клумбе?Можно ли их срывать с клумбы?Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)Исследовательская деятельностьСравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга). Трудовая деятельность Сбор семян растений в разные пакеты. Цель: закреплять умение различать зрелые семена от не­зрелых.Подвижная игра «Перелет птиц».Цель: упражнять в беге в определенном направлении.Индивидуальная работаУпражнение с мячом.Цель: упражнять в ловле и броске мяча.