Педагогический проект по теме Формирование УУД на основе использования проектно-исследовательской деятельности при обучении химии


Педагогический проект учителя химии филиала МБОУ Сосновской сош №2 в селе Покрово-Васильевка Ветровой Елены Александровны Формирование универсальных учебных действий на основе использования проектно-исследовательской деятельности при обучении химии Современная система образования должна эффективно удовлетворять социальный заказ общества на подготовку активной, творческой личности, способной проявить себя в нестандартных условиях, самостоятельно использовать приобретённые знания. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение обучающимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, т.е. умения учиться. Кроме того, формирование УУД прописано и в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, согласно ФГОС нового поколения. Новый мир имеет новые условия и требует новых действий. Н. Рерих Цель: Выявление эффективности использования проектно-исследовательской деятельности в процессе формирования универсальных учебных действий и совершенствования ключевых компетенций обучающихся. Задачи: Планируемые результаты выработка исследовательских навыков и формирование аналитического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения поставленных задач;активизация участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах различных направлений и уровней;повышение качества знаний по предмету. В ходе реализации проекта обучающиеся должны научиться: осознавать мотивы своей учебной деятельности;концентрировать свои психологические и физические силы на достижение поставленных целей;планировать и организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее последствия;преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принимать волевое решение;продуктивному общению;целенаправленно работать с информацией с использованием средств ИКТ;использовать полученные знания в различных учебных и жизненных ситуациях. План деятельности I. Информационно-аналитический этап (август-сентябрь 2014 г.)изучение и анализ литературы по проблемевходная диагностика и анкетированиевыбор форм, технологий и методов работы II. Практический этап (октябрь 2014 г - апрель 2015 г.)разработка творческих и исследовательских проектовотслеживание процесса, анализ промежуточных (текущих) результатовприобщение детей к участию в конкурсах разного уровняIII. Аналитический этап (май 2015 г.)анализ результативностиитоговая диагностика обучающихсяперспективы развития педагогической деятельности. Целевая аудитория – обучающиеся 8-9 классов. Информационные источники Исследовательская деятельность в учебном процессе. Громова Татьяна, методист Центра информационных технологий и телекоммуникации при Комитете по образованию Санкт-ПетербургаНовые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 Дендебер С.В. Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. Методическое пособие. Москва.2008г. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов – М.: АРКТИ, 2005Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии» - Москва «Народное образование» 1998 г. Солопова Н.К., Селиванова О.В., Черникова С.В. Технология организации уроков химии и биологии по проектной методике. Учебно-метод. пособие Тамбов:ТОИПКРО, 2007г.Таскаева Л. Г. Использование метода проектирования в подготовке учителя. Химия в школе.1990.№4Тяглова Е.В.. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. Методическое пособие. М. «Глобус».2008г. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫЭлектронный научный журнал Информационно-коммуникационные технологиив педагогическом образовании. http://journal.kuzspa.ru/articles/23/Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htmХуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm Успеваемость по предмету по итогам I четверти Входная диагностика Автор Н. В. Кузьмина Автор: В. И. Андреев Оценка способности к саморазвитию Формы реализации проекта Этапы исследовательской деятельности уровень сформированностиключевых компетенций обучающихся уровень качества знаний мотивация к профессиональному самоопределению обучающихся удовлетворённость обучающихся результатами своей деятельности уровень мотивации на познавательную деятельность уровень самостоятельной деятельности обучающихся мотивация участия в конкурсах и олимпиадах В ходе реализации проекта повысились уровень сформированностиключевых компетенций обучающихся умение целенаправленно работать с информацией с использованием средств ИКТ Успеваемость по предмету по итогам 2014-2015 уч. г. Качество знаний в 8 классе по сравнению с итогами I четверти увеличилось на 25 %, средний балл на 0,25. Выходная диагностика Автор Н. В. Кузьмина ВЫВОД Применение проектно-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочной деятельности как современной технологии вполне оправдано, т.к.:способствует формированию ключевых компетенций обучающихся;позволяет реализовать творческое сотрудничество, что способствует развитию чувства ответственности и взаимовыручки, создает ситуацию успеха для каждого обучающегося;самостоятельная деятельность развивает память, образное мышление, помогает систематизировать и обобщать знания;появилась потребность в работе с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами;наблюдается положительная динамика качества знаний и мотивации в изучении предмета. Дальнейшее развитие проекта Человеческий разум имеет три ключа, которые открывают всё: знания, мысль, воображение. Виктор Гюго Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле. Аристотель