Выступление на методическом объединении школы по теме: Профильное обучение как основа формирования практико-ориентированных знаний


Профильное обучение как основа формирования практико-ориентированных знанийВыступление на методическом объединении школыУчитель физики и информатики Латыпова Е.И.ГБОУ ООШ №11 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Зарубежный опыт профильного обучения Отечественный опыт профильного обучения Модели организации профильного обучения (федеральный подход) Модели организации профильного обучения (региональный подход) Структура профилей Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебные курсыЧисло недельных  учебных часов за два года обученияI.          Базовые общеобразовательные предметыРусский язык и литература6Иностранный язык6История4Обществоведение4Физическая культура6 II.        Профильные общеобразовательные предметыМатематика (базовый общеобразовательный и профильный курс)12Физика8Химия6География4Биология6III. Элективные курсы (3 курса на выбор)5-6 курсов, предлагаемых школойВсего 12Учебные практики, проекты, исследовательская деятельностьНе менее 70 уч. часов за 2 года обученияЕстественно-математический профиль Примерные учебные планы для некоторых возможных профиле{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебные курсыЧисло недельных  учебных часов за два года обученияI.          Базовые общеобразовательные предметы Русский язык и литература6Иностранный язык6Естествознание6Математика8Физическая культура6II.        Профильные общеобразовательные предметы История (базовый общеобразовательный и профильный курсы)10Экономика6Право6Экономическая и социальная география4Социология4III. Элективные курсы (3 курса на выбор)  5-6 курсов, предлагаемых школойВсего 12 Учебные практики, проекты, исследовательская деятельностьНе менее 70 учебных часов за 2 года обученияСоциально-экономический профиль Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебные курсыЧисло недельных  учебных часов за два года обучения I.   Базовые общеобразовательные предметы Математика6Естествознание6Физическая культура6II.        Профильные общеобразовательные предметы Русский язык и литература (базовый общеобразовательный и профильный курсы)12Иностранный язык (базовый общеобразовательный и профильный курсы)10История (базовый общеобразовательный и профильный курсы)8Обществоведение (базовый общеобразовательный и профильный курсы)8Искусство6III. Элективные курсы (3 курса на выбор)5-6 курсов, предлагаемых школойВсего 12  Учебные практики, проекты, исследовательская деятельностьНе менее 70 учебных часов за 2 года обученияГуманитарный профиль Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебные курсыЧисло недельных  учебных часов за два года обучения I.          Базовые общеобразовательные предметы Русский язык и литература6История и обществоведение8Естествознание6Физическая культура6II.        Профильные общеобразовательные предметы Информатика и ИКТ10Математика (базовый общеобразовательный и профильный курсы)10Физика 6Иностранный язык (базовый общеобразовательный и профильный курсы)8III. Элективные курсы (3 курс на выбор)5-6 курсов, предлагаемых школой 24 всегоУчебные практики, проекты, исследовательская деятельностьНе менее 140 учебных часов за 2 года обученияТехнологический профиль Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильные школы и классы){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебные курсыЧисло недельных  учебных часов за два года обученияI.          Базовые общеобразовательные предметы Русский язык и литература МатематикаИностранный языкИсторияОбществоведение (включая экономику и право) Естествознание Физическая культураИнформатикаТехнология8864810644 II. Элективные курсы(4 курса на выбор и/или часы на углубление базовых курсов) 5-6 курсов, предлагаемых школойВсего 16 Учебные практики, проекты, исследовательская деятельностьНе менее 70 уч. часов за 2 года обучения Карта профилей школыСамарской области{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Название профиляВедущая деятельностьВозможные объекты воздействияИнженерныйМоделирование и конструирование материальных объектов с заданными полезными свойствами и технологий получения таких объектовустройства и механизмы,технологические процессы в промышленном и сельскохозяйственном производстве, сфере услуг,здания и сооружения,вещества,виртуальные объекты.ХудожественныйСоздание субъективно значимых (наделенных субъективным смыслом) образоввизуально воспринимаемые образы,музыкальные образы,синтетические образы (театр, перформанс…),художественный текст.СоциальныйКоммуникация и управлениемассовые коммуникации, экономические отношения,правовые отношения,взаимодействие социальных групп,каналы трансляции культуры (в т.ч. образование),военное дело.Естественный*Превращение естественного потенциала в ресурс человеческой деятельностичеловек (медицина),человек (психология),природопользование (в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг).ТехнологическийПолучение заданного результата через воспроизведение технологииматериальные объекты,виртуальные объекты. Оптимальной является такая ситуация, в которой школа (группа школ) готова реализовывать все возможные профили, поскольку она отвечает потребностям учащихся, степень определенности жизненных планов которых различна: Пример школы №14 г.Жигулевска по реализации программы профильного обучения в Самарской областиСтруктура профильного обучения на старшей ступени образованияв 2009-2015 уч.г. Общественный запрос на профилизацию школыНынешний уровень и  характер полного среднего образования считают приемлемым  менее 12% опрошенных учащихся  старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения). «Наша новая школа»Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития.Новая школа - это современная инфраструктура. Роль и место информатики в системе обучения по различным профилям Анализ Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ на базовом и профильном уровнях {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬТехнологии создания и обработки текстовой информацииТекст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций.  Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети. Использование цифрового оборудования. Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов.Использование систем распознавания текстов. Элективные курсыЦелью обучения в классе информационно-технологического профиля является формирование высокого уровня информационной компетентности. Информационная компетенция обеспечивает навыки и опыт деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Задачи:•  освоение и систематизация знания, относящихся к средствам моделирования, информационным процессам в различных системах (технологических, биологических, социальных);•  овладение умениями при помощи реальных объектов (компьютер, модем, факс, принтер, копир и т. д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;•  овладение умениями строить математическую модель, алгоритм, создавать программы на языке программирования;•  развитие алгоритмического мышления; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности;•  воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;•  приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда. Структура элективных курсов по информатике Элективные курсы строятся на принципах: Специфика содержания элективных курсов Примеры элективных курсов "Вычислительная математика и программирование»Дудкина Нина НиколаевнаМесто работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 13", г. ВоронежДолжность: учитель информатикиИнформатика по праву входит в братский союз с математикой и лингвистикой, закладывая в школьное образование опорный треугольник развития главных проявлений человеческого интеллекта: способность к обучению, способность к рассуждению, и способность к действию. (А.П. Ершов.)теоретической целью курса является углубленное изучение некоторых тем математики и информатики на профильном уровне, стимулирование познавательного интереса учащихся в области математики и информатики, формирование понимания учащимися тесной взаимосвязи математики и информатики, роли математики как теоретической основы информатикипрактической целью является совершенствование навыков применения учащимися ИКТ для решения прикладных задач, формирование умения самостоятельно и осознано выбирать из многочисленного количества инструментов информатики те, которые наиболее эффективно способствуют решению конкретной проблемы, расширение возможностей учащихся в отношении дальнейшего профессионального образования "Вычислительная математика и программирование»Дудкина Нина НиколаевнаМесто работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 13", г. ВоронежДолжность: учитель информатикиОсновной метод обучения – метод проектов, который позволяет реализовать исследовательские и творческие способности учащихся. Сначала математические задачи решаются в общем виде; затем их решения переводятся на язык программирования и реализуются на компьютере. При этом учащиеся разбирают подробно не только математическую сторону проблемы, но и нюансы метода программирования (правильность написания программы, ее отладка и т.п.). Результат работы – программа, решающая определенный класс задач, реализующая тот или иной численный метод. Есть ли смысл в ранней профилизации?Психологи пришли к выводу, что раньше 14–15 лет сложно определить, к чему склонен ребенок. Сначала он должен получить основы знаний по предметам — что и делает в течение первых девяти лет обучения. А в 9 классе вводятся элективные курсы — специальные занятия по разным предметам, которые помогают школьнику сориентироваться в мире профессий. Элективы входят в учебный план и являются обязательными для старшеклассников. Но какие именно курсы посещать – решают они сами. Единых стандартов здесь нет, в каждой школе преподаватели разрабатывают свои темы. За год ученик проходит несколько элективных курсов и к 10 классу выбирает профиль обучения. Для чего ученику портфолио? Философия портфолио Концепция портфолио:Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования. Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи: Выявление наклонностей и интересов школьниковОказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении могут родители совместно с классным руководителем, который выступает координатором целостного педагогического процесса.Виды деятельности по выявлению интересов ученика:Выявление интересов, склонностей, образовательных запросов школьников.Определение предрасположенностей к конкретным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения.Определение степени готовности к выбору профиля обучения.Уровень готовности к профессиональному самоопределению,Выявление степени осознанности роли портфолио в нравственном становлении личности. Специфика организации профориентационной работыШирокая информационная готовность к профессиональному выбору включает в себя информированность о возможных способах получения желаемого образования после школыоб усилиях, которые потребуются приложить для его полученияо наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образованияо профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованиюо содержании и условиях возможной профессиональной деятельностио последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (например, востребованности специалистов с данным образованием на рынке труда, оплате труда, возможностям для личностного роста и карьеры и др.)о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность Система психологической работыПрофориентационная работа реализуется в основных направлениях психологической деятельности психодиагностикааналитическая и прогностическая деятельностьразвивающая и психокоррекционная работаконсультированиесопровождение в процессе работы со специалистом вне школыпсихологическое просвещениеПсихологическое сопровождение профильного обучения предполагает три задачи Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихсяПсихологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классыПсихологическая поддержка углубленной профориентации учащихся ВЫВОД:На данном этапе развития общества, «универсальное» образование не способно удовлетворить запросы современного человека. Профильное образование это выход из сложившейся ситуации. Список используемой литературы:Примерная программа среднего полного образования (базовый уровень)Примерная программа среднего полного образования (профильный уровень)Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образованияНациональная образовательная инициатива "Наша новая школа» Интернет-ресурсы:«Открытый урок»Специфика организации профориентационной работы в старших классахЭлективные курсыПортфолио школьникаОбразовательный портал Пензенской областиЛаборатория модернизации образовательных ресурсов