Технология проблемного обучения на уроках биологии в рамках ФГОС


Технология проблемного обучения на уроках биологии в рамках ФГОСУчитель биологии ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук Самарской областиАгафонова Л.Н. «Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала».Питер Клайн ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)направлен на «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий… составляет цель и основной результат компетентностного образования» ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОДПОЛУЧЕНИЕ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВСОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОДОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ, ЛИЧНОСТНОЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ КЛЮЧЕВУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ – «НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (В.П. Беспалько)* - это содержательная техника реализации учебного процесса. СМЫСЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ (В.П. Беспалько):отход от экспромтов и переход к предварительному проектированию;разработка структуры и содержания учебно-познавательной деятельности учащегося;диагностичное целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом;реализация принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯМОДУЛЬНАЯПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬИГРОВЫЕИКТУРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯТЕХНОЛОГИИОБУЧЕНИЕ В ГРУППАХ Проблемное обучениеОПРЕДЕЛЕНИЕорганизация учебных занятий, предполагающая создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешениюРЕЗУЛЬТАТтворческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей Проблемное обучениеРАЗРАБОТЧИКИ ТЕХНОЛОГИИ: Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь и др.* ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ:требует большего количества учебных часов;требует наличия определённого объёма знаний учащихся;требует сформированности познавательной способности у обучающихся;требует оперативности в работе учителя;требует «включённости» других технологий (поисково-исследовательской, уровневой дифференциации). ФОРМЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯпроблемное изложениечастично-поисковая деятельностьФОРМЫсамостоятельная исследовательская деятельность ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯдеятельность учеников, связанная с индивидуальным восприятием поставленной проблемы.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯорганизация учебного процесса с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих отличительные качества объекта познания. Виды проблемных ситуаций Технологическая схема проблемного обучения Методические приемы создания проблемных ситуаций:создание учителем противоречивой ситуации;изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;побуждение обучаемых к сравнению, обобщению, выводам и сопоставлению фактов;определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских)нахождение области применения полученных знаний УРОК БИОЛОГИИ В 5-М КЛАССЕТЕМА УРОКА: «БАКТЕРИИ».Деятельность учителяДеятельность учащихсяЧитает стихотворение В. Маяковского*(см. примечание) и формулирует проблему: «Почему возникает данное заболевание и кто является причиной его возникновения?» Высказывают свои мнения.Ставит вопрос о том, почему употребление сырой воды вызывает заболевания, а кипячёной – нет.Какие ещё заболевания, вызванные бактериями, вам известны? Среди учащихся идет обсуждение, предлагаются возможные варианты.Обсуждают и записывают.Читает стихотворение-загадку о бактериях**(см. примечание) и просит учащихся сформулировать и записать тему урока. Формулируют и записывают тему. Деятельность учителяДеятельность учащихсяСтавит вопрос о роли бактерий в двух описанных ситуациях, предлагает начать заполнять таблицу (бактерии - среда обитания – способ питания - роль).Высказывают свои предположения, работают с таблицей в ходе коллективного обсуждения.Демонстрирует рисунки гнилых фруктов.Задаёт вопросы:Какие изменения произошли с фруктами?Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.Рассматривают рисунки, отмечают, что фрукты подвержены гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей. Предлагает продолжить заполнение таблицы. Делают выводы о способах питания, среде обитания и роли бактерий в природе. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИУЧАСТИЕ В КРУГОВОРОТЕ ВЕЩЕСТВПРОИЗВОДСТВО АНТИБИОТИКОВПРОИЗВОДСТВО ГОРМОНОВ, АНТИГЕНОВ, АНТИТЕЛ И ДР. БЕЛКОВПРОИЗВОДСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВБАКТЕРИИСЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВООЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕМолочнокислые бактерии используются для приготовления молочнокислых продуктов, закваски капусты, засолки помидоров и огурцов.Молочнокислые бактерии способны подавить распространение вредного микроорганизма Fusarium, вызывающего болезни растений. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕCхема очистных сооружений: 1 - пескоуловители; 2 - первичные отстойники; 3 - аэротенк; 4 - вторичные отстойники; 5 - биологические пруды; 6 - осветление; 7 - реагентная обработка; 8 - метатенк; АИ - активный ил На втором этапе очистки воды происходит разрушение растворенных органических веществ при участии аэробных бактерий. АЭРОБНАЯ ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ*ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯПОИСКОВО-ИССЛЕДОВА-ТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ**ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕН-ЦИАЦИИ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*ТЕМА«ВКЛЮЧЁННАЯ»ТЕХНОЛОГИЯВИД РАБОТЫ«Воздействие температуры на кисломолочные бактерии»Поисково-исследовательскаяСамостоятельная практическая работа (домашнее задание)«Роль бактерий в природе и жизни человека»Поисково-исследовательская, уровневой дифференциации**1 группа –самостоятельная практическая работа;2,3 группа – самостоятельная подготовка теоретического материала«Изучение микрофлоры монет» Поисково-исследовательская, уровневой дифференциацииЛабораторная работа ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»*, 5 классДеятельность учителяДеятельность учащихсяСтавит проблемный вопрос:  «Для чего мы изучаем бактерии? Почему нам это важно при изучении биологии? Учащиеся рассказывают о полезных и патогенных бактериях.Ставит проблемный вопрос: Как доказать, что огромное количество бактерий находится повсюду?Под микроскопом рассматриваются результаты практической работы 1 группы (задание для всех групп).Опираясь на результаты опыта, объясните, почему необходимо соблюдать правила повседневной личной гигиены.1 группа делает сообщение, учащиеся каждой группы формулируют выводы о необходимости соблюдения правил повседневной личной гигиены. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА», 5 классДеятельность учителяДеятельность учащихсяОбъясните, все ли бактерии имеют одинаковое значение и среду обитания.2 группа делает сообщение, учащиеся каждой группы формулируют выводы Как связана среда обитания бактерий с их типом питания3 группа делает сообщение, учащиеся каждой группы формулируют выводы.Опираясь на знания, полученные на занятии, попытайтесь дать развёрнутый ответ на основной вопрос урока.Представители каждой группы дают развёрнутые ответы. Определяют степень своего продвижения к цели занятия, отвечая на вопрос, изменилось ли их отношение к окружающему миру. «ОТ ТЕХНОЛОГИИ К РЕЗУЛЬТАТУ…»ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (5-8 КЛ.)ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ (9 КЛАСС)ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (10-11 КЛ.)ПОЛУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИУРОК ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙМЕДИЦИНАГЕНЕТИКАМИКРО-БИОЛОГИЯЭКОЛОГИЯАГРОНО-МИЯБИОТЕХ-НОЛОГИЯБИОХИМИЯВЕТЕРИ-НАРИЯБИОЛОГИЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫФедеральный государственный стандарт основного общего образования (приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)Стандарт основного общего образования по биологии // http://www.school.edu.ruБольшая психологическая энциклопедия // http://psychology.academic.ru/Педагогический словарь // http://enc-dic.comСелевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.Кузнецова А. Н. Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования // http://nsportal.ruРазумная Е. В. Использование современных педагогических технологий на уроках биологии // http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1633/Дубровская Е.В. Технология проблемного обучения // http://nsportal.ruПанькина И.В. Технологии уровневой дифференциации // http://nsportal.ru