Особенности применения технологии проектного обучения на уроках английского языка в соответствии ФГОС


2015 год Бесчисленное многообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех обучающихся. Успех учащихся в освоении того или иного материала в значительной степени зависит от того, насколько их способности соответствуют методам обучения. Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне занятий обучающиеся не имеют возможности пользоваться полученными знаниями. Американский философ и педагог, профессор Колумбийского университета Джон Дьюи (John Dewey, 1859-1952) ввел понятие “обучение посредством деланья”. Эта концепция развилась в 1920-е годы , метод проектов в сельскохозяйственных школах США в связи с развивающейся там идеей трудовой школы. Общий принцип заключался  в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся. Т.о. Джон Дьюи утверждал, что ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях, и, следовательно, обучаемый является активным субъектом своего обучения. Метод проектов, зародившийся ещё в 19 веке, является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение, а также практически вбирает в себя и другие современные технологии, такие, как обучение в сотрудничестве. Положительная специфика данной технологии заключается в следующем:-она основывается на самостоятельной работе учащихся в школе и дома (Учащемуся в ходе работы над проектом необходимо самому вместе с другими учащимися организовать и планировать свою работу, чтобы добиться положительного результата. Учитель лишь выступает в роли консультанта, косвенного руководителя проекта.)-побуждает их к поиску новой информации из любых доступных для них источников. При обучении английскому языку метод проектов используется в контакте с учебной программой. Тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для ребят. Выбор темы проектной работы очень важен, именно тема проекта в конечном счете может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Так, например, УМК для 7-го класса в 3 четверти предлагает тему «A perfect school»Тематика очень интересна школьникам, ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение создать свою школу, одновременно выступая в роли и архитектора, и дизайнера новой школьной формы и т.д. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Таким образом, содержание проектной работы оказывается основанным на логическом продолжении содержания тематики учебника. Типы проектов: исследовательский, творческий, игрово-ролевой, информационный. Творческие проекты. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления. Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома и т.д. Игрово - ролевые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. При реализации метода проектов в школе учитываются следующие этапы:1.Начальный этап. На этом этапе очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но и необходимо подготовить проведение проекта:разумно определить временные рамки ;продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации;выбрать оптимальную форму презентации результатов; составить и обсудить примерный план работы 2. Организационный этап:- формирование микрогрупп- распределение заданий в микрогруппах- практическая деятельность учащихся в рамках проекта.При выполнении проекта происходит совершенствование и расширение лексического запаса, развиваются навыки письменной речи на английском языке, построения предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. На данном этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждой работе. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке. 3. Завершающий этап:- промежуточный контроль (длительный проект)- обсуждение способа оформления проекта- документирование проекта- презентация результатов проекта всей группе (мероприятие или семинар)- подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок. 4. Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов, выставки и т.д.) Основными преимуществами метода проектов перед традиционными методами обучения являются:повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,простор для творческой и созидательной деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении. Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. Задачи проекта: развитие речевых способностей благодаря освоению языкового материала и практики в его использовании;развитие умения систематизировать свои знания;развитие мышления, памяти, умения слушать, делать сообщения;развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Ситуация предлагается учителем на первом уроке работы над темой: «A perfect school» Учитель просит создать новую школу в которой они хотели бы учиться. Учитель наглядно, с помощью схем , возможно диаграмм, обобщает и систематизирует их знания с учетом возрастных особенностей обучающихся. Учащиеся задают вопросы, уточняют, спрашивают о возможности описания школы. Обсуждение проходит не в форме ответов на заранее подготовленные учителем вопросы, а в виде естественного обсуждения, в неформальной обстановке. Инициатива должна исходить от ребят. На этом уроке вводится новая лексика по теме. Вводится дополнительная лексика по теме: «Школа» с помощью тематических картинок и комментариев к ним. Эта лексика предназначена для запоминания. Для активного усвоения предназначена и лексика, приведенная в комментариях к тексту . После закрепления лексики учащиеся делятся на четыре группы и начинают работу над текстом «Мнения участников конференции из различных стран о совершенной школе» Отрабатываются навыки чтения текста. После работы с текстом учащиеся создают модель новой совершенной школе. Дети переходят к описанию школы в виде монологических высказываний. Школьники включаются в беседу . Отрабатываются навыки построения вопросительного предложения c вопросительным словом и без него и ответы на вопросы Why, when, where, how etc. На этом уроке отрабатываются навыки говорения по теме «School is fun if you are optimistic». Учитель предлагает вспомнить и систематизировать лексику по темам. После закрепления лексики учащиеся продолжают работу в группах и обсуждают вопрос «What do you think of a teachers job?» Учащимся предлагается тест, смогут ли они стать учителями. Ребята обсуждают тему «What do you know about school life in English-speaking countries?». Отработка навыков чтения,говорения. Продолжается работа в группах по созданию модели совершенной школы, составление расписания уроков.. Учащимся предлагается обсудить тему «School uniform» Вводится лексический материал по теме и после его закрепления с помощью картинок, презентации …учащиеся создают школьную форму для девочек и мальчиков. Школьный архив. С помощью наводящих вопросов учителя учащиеся собирают дополнительные материалы по предыдущим заданиям. Одновременно отрабатываются новая лексика, употребление модальных глаголов и порядок слов в предложениях. Заключительный этап. Демонстрация проектов. Учитель анализирует высказывания учащихся, следит за тем, как усвоена лексика, грамматические конструкции, оценивает ответы. Но все это происходит в рамках принятых видов деятельности, ребята не отвлекаются от того, что они должны сказать. степень самостоятельности в выполнении на различных этапах;степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;практическое использование зун;количество новой информации, использованной для выполнения проекта;степень осмысления использованной информации;уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы;осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;уровень организации и проведения презентации; устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;владение рефлексией;творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;социальное и прикладное значение полученных результатов Пособие для учителя К. Н. Поливанова «Работаем по новым стандартам» М.; Просвещение; 2011 г. Интернет ресурсы:  http://www.gim5.ru; http://festival.1september.ru1. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/referat-metod-proektov-na-urokakh-angliiskogo-yaz2. http://for-teacher.ru3. http://rudocs.exdat.com/docs/index-152480.html4. http://indigo-mir.ru/metod-proektov-na-urokax-anglijskogo-yazyka