Презентация Проектирование компетентностно-ориентированного урока


Проектирование компетентностно-ориентированного урока Прежде необходимо ответить на вопрос – что изменяется в образовательном процессе при реализации компетентностного подхода? Традиционная триада дополняется новой дидактической единицейЗнания — Умения — Навыки — Опыт деятельности Результат образования в традиционном и компетентностном подходе{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Традиционный подходКомпетентностный подход- это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляется передача знаний, умений, навыков; развитие познавательных и творческих способностей учащихся.- это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором в процессе активной деятельности происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, осуществляется саморазвитие и самореализация учащихся. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Доминирующая роль учителя .Учитель - непосредственный источник знанийУчитель отходит от доминирующей роли, когда он единственный носитель знаний, от учителя требуется умение организовать активную деятельность учащихся по поиску, усвоению, переработке информации.Учитель в большей степени «координатор» и «наставник».Ученик выступает как партнёр в процессе обучения.Задача учителя «вложить» в учащихся предметные знания; сформировать умения, навыки – которые усваиваются в соответствии с программами, оцениваются на экзаменах. Чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше.Задача учителя продумать и организовать активную работу учащихся, обеспечить необходимые условия.КП не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Традиционные методы скорее препятствуют, нежели развивают и формируют компетентность, поскольку создают лишь ограниченные возможности для создания развивающийся среды.Напротив, проектные формы обучения, проблемно-ориентированного обучения уроки-дискуссии, уроки-исследования и т.п. способствуют формированию компетентностей.формы и методы сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций: монолог учителя; фронтально-индивидуальный опрос; самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником, по требованию учителя; демонстрация видеофильма; традиционная форма оценивания.Основные методы обучения: методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.); метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар); методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм; модернизированные традиционные методы обучения; методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения). {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Результативность урока всецело зависит от педагогического мастерства учителя.Результативность учебного занятия определяется результатом активной деятельности учащихся по освоению компетенций и личностных качеств .Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельную и ответственную учебную деятельность самих учащихся.Акцент делается на продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и ответственности. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ (приняли участие 23 учителя)Готовы ли ВЫ к реализации компетентностного подхода? Готовы ли Вы повышать свою квалификацию в рамках повышения компетентностного подхода? Какие методы формирования компетенций Вы используете в процессе обучения? (было предложено 40 методов)составление диаграмм, схем, графиков, таблиц 10 подготовка презентаций 10 подготовка учебных пособий по теме 7 учебно-исследовательская работа 9 ролевые и деловые игры 12 учебные проекты 9 обсуждения, дискуссии, диспуты 12 лаб.и практич.работы в парах и группах 5 групповые мини-проекты 5 коллективное целеполагание в начале урока 19 проблемно-ориентированная дискуссия 11 все методы и приёмы проблемного обучения 10 решение задачи альтернативными способами 10 практич.работы поискового характера 11 Какие методы формирования учебно-познавательных и ценностно-смысловых компетенций Вы используете? Анкетирование учащихся 9 классов (51уч-ся из 65 уч-ся)КАКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ВАШЕМ ОБУЧЕНИИ?тематические экскурсии20групповое проведение и защита лабораторные работ42решение проблемных задач43экспериментальное исследование задач45поиск и сбор информации51самостоятельная работа с дополнительной литературой51деловые и ролевые игры5анализ практических ситуаций31учебные групповые дискуссии43учебные проекты48работа исследовательских групп21проблемные лекции учителя50создание презентаций47составление диаграмм, схем, графиков, таблиц49подготовка учебных пособий46домашние экспериментальные и исследовательские работы46 Рекомендации учителям для формирования компетенций: нельзя подавлять интуицию обучаемого, часто бывают ситуации, когда учащийся высказывает догадку, предположение и получает порицание учителя. Учащегося необходимо поощрять за попытку использовать интуицию. необходимо формировать у обучаемых уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречён на не успех. опора на положительные эмоции (удивления, радости, переживание успеха, юмор). необходимо стимулировать стремление у учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности. необходимо шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания. вести совместную исследовательскую деятельность с учениками. Это возможно только в том случае, когда решается задача, ответ на который не знает ни ученик, ни учитель. “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.Роджер Левин