Системный подход к организации учебного процесса в школе


Г. С. Вараксин Информационно-методическое и программное обеспечение модульного и дистанционного обучения Системный подход к организации учебного процесса в школе 000 СП Информационно-методическое и программное обеспечение модульного обучения 19 02 Системный подход к организации учебного процесса в школе СП 17 18 Графическое кодирование вербальной информации СП 22 16 Поиск и структурирование учебной информации СП 21 15 14 Критерии оценки качества учебного проекта. Системный анализ информационного продукта СП 2 13 12 Учебный мозговой штурм в школе СП 12 11 10 Технология эффективного самообразования СП 112 09 08 Основы управления самостоятельными учебными действиями СП 111 07 06 Система модульного обучения СП 11 05 04 Основы обучения СП 1 03 23 28 SOFT для учителя. Конструкторы интерактивных тестовых заданий СП 243 33 34 Информация об авторе проекта 20 Разработка учебно-методического комплекса на печатной основе СП 23 32 Рекомендации по защите учебного проекта СП 25 31 30 Проектирование средств мониторинга и системного анализа учебного процесса СП 244 29 27 26 Графика и анимация. Создание видеороликов и GIF-объектов СП 242 25 24 Проектирование интерактивных учебных ресурсов в среде MS PowerPoint СП 241 22 Основы проектирования интерактивных учебных ресурсов СП 24 21 01 01 Системный подход к организации учебного процесса в школе 02 СП 02 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Графическое кодированиевербальной информации Разработка УМК Защита учебного проекта Проектирование ЭОМ Проектированиеинтерактивных ресурсовв среде MS Power Point Графика и анимация. Созданиевидеороликов и GIF-объектов SOFT для учителя.Конструкторы тестовых заданий Проектированиеинтерактивных средствмониторинга и анализаучебного процесса Основы управлениясамостоятельнымиучебными действиями Технологияэффективногосамообразования Мозговойштурмв школе Системамодульногообучения ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА(системный анализ информационного продукта) Поиск и структурированиеучебной информации 03 03 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) На когнитивной схеме представлены базовые образовательные области, которые в совокупности обеспечивают системный подход к организации учебного процесса в школе. Каждый элемент схемы можно рассматривать как обучающий модуль в модульном учебном курсе по программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников сферы образования. Все модули обеспечены учебными программами, учебно-методическими материалами и интерактивными образовательными ресурсами. В данном пособии представлена краткая учебная информация о системной образовательной технологии, обеспеченной системными учебными ресурсами. Требованиям системности и полной совместимости с информационно-коммуникационными технологиями удовлетворяют современные образовательные технологии модульного и дистанционного обучения. Эти технологии построены на включении учащихся в активные самостоятельные учебные действия в интерактивном образовательном гиперпространстве. Роли участников учебного процесса при этом радикально меняются. Учитель перестает быть источником информации, а берет на себя функции руководителя, консультанта, методиста, организатора учебных действий, конструктора модульной учебной среды. Учащиеся от пассивного восприятия учебной информации и зубрежки переходят к активным учебным действиям на основе самоуправления, самообучения, саморазвития в процессе этой деятельности. Так как пока профессиональные компьютерные учебные ресурсы, централизованно поставляемые в школы, поддерживают в основном фронтальный режим учебной работы, существует проблема внедрения элементов модульного обучения, так как для этой образовательной технологии необходимо специальное учебно-методическое и программное обеспечение. В концепции системного подхода, представленной в данном учебном пособии, предлагается специальная инструментальная среда педагогического назначения, подготовленная с помощью пакета прикладных программ MS Office и условно-бесплатных программ – конструкторов интерактивных тестовых заданий. Эта инструментальная среда обеспечена всеми необходимыми бланками, шаблонами, формами, фреймами и предназначена для организации любительского проектирования системных интерактивных образовательных ресурсов, полностью совместимых с технологией модульного обучения. Основы обучения 04 СП 1 04 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Структура памятичеловека Восприятиеинформациичеловеком Лестницакомпетентности Современнаяконцепциясамообученияи саморазвития Целиобучения Стилиобучения Зонаобучения Реактивноеи проактивноемышление Качествауспешнойличности чувствительность гибкость действие цель 05 05 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Всю осмысленную информацию из внешнего мира люди получают сознательно. И если кто-то считает, что он знает много, то глубоко ошибается. Удовлетворенность своими знаниями является основной помехой для обучения. Сознательно человек способен ухватить своим пониманием лишь микроскопический кусочек того безразмерного и многообразного объема информации, который нас окружает. Ограниченность нашего сознания подтверждается тем, что оно оказывается способным единовременно воспринимать и некоторое время сохранять следы семи, плюс – минус два переменных отрывков (единиц) информации. Подсознание, в отличие от сознания – это потенциал жизнеобеспечения всего нашего организма, совокупность нашего прошлого опыта и опыта наших предков. Понятия сознательного и неосознаваемого являются центральными для рассматриваемой модели того, как мы учимся. Обучение - это процесс моделирования окружающего мира в мозгу человека. Для построения эффективных моделей учебного процесса необходимо учитывать материал пособия «Основы обучения», в котором подробно рассмотрены принципы восприятия учебной информации на основе научных представлений о механизмах мышления в мозгу человека. На эффективность процесса восприятия учебной информации большое влияние оказывает то, как люди реагируют на различные раздражители (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые). Эти индивидуальные реакции являются сенсорными особенностями личностями и это необходимо учитывать при организации учебного процесса. В основе успешной деятельности в любой области (спорт, образование, политика, бизнес и пр.) лежит циклическая модель, построенная в соответствии с законами кибернетики. Эта удивительно простая, но вместе с тем универсальная модель включает в себя четыре звена, каждое из которых является частью системы и все они во взаимодействии друг с другом необходимы для достижения успеха. Можно сформировать в себе и развить любые человеческие качества, получить новые знания на уровне профессиональной компетентности в любой области деятельности, решить проблемы, если человек учитывает и применяет циклическую модель успеха в своей жизни. Если мы извлекаем позитивные уроки из жизненных ситуаций, растем над собой, то сможем перейти на новый уровень развития. Система модульного обучения 06 СП 11 06 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Проблемность Опора на ошибки Системность Модульность Обратная связь Нормирование Вариативность Самоконтроль Самомотивация Самостоятельность Индивидуальный темп Самоуправление Паритетность Инструментальность Рейтинговыйконтроль Когнитивнаявизуализация 07 07 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоян­ное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения. При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у технологии и для развития таких качеств личности ученика как самостоятельность и коллективизм. Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача учителя обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. В результате изменения его деятельности на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Основы управления самостоятельными учебными действиями 08 СП 111 08 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) САМОАНАЛИЗ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Потребности Ц Е Л И И М У Ч Е Б Н Ы Й Р Е З У Л Ь Т А Т Т 1 2 3 4 2 3 4 1 … 5 Результат Контрольный лист - анкета 4 3 2 1 П Т М И 2 … 5 № 1 … 5 Учебные действия Цель Структура учебного курса (обучающего модуля) Старт П 5 5 1 2 3 4 5 09 09 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Перед началом обучения рекомендуется провести самоанализ и определить свое состояние по отношению ко всем фрагментам учебного курса или обучающего модуля (поле «Старт» в левой части контрольного листа). Оценка состояния производится на основе использования понятия: «Лестница компетентности» цифрами 1 - 5 После самодиагностики необходимо определить личные цели с учетом полученной информации (цель – это желаемое новое состояние). Поле «Цель» расположено в правой части контрольного листа. Ввод данных в это поле также производится на основе использования понятия «Лестница компетентности». Поле «Цель» заполняется только в тех строках, по отношению к которым планируется переход на новую, более высокую ступеньку компетентности. Учащийся организует учебную деятельность в соответствии с поставленными личными целями, используя для этого необходимое учебно-методическое и интерактивное программное обеспечение, указанное в контрольном листе и рекомендуемые алгоритмы учебных действий. Во время выполнения самостоятельных учебных действий требуется вести необходимые сопроводительные записи (метки «+», «» или другие) в определенных полях контрольного листа с целью сбора данных для системного анализа учебной деятельности (поля «И», «М», «Т», «П»). «И» - осознанное чтение (восприятие) учебного материала с пониманием. «М» - обработка учебой информации с целью усвоения знаний «Т» - выполнение тренировочных учебных действий для формирования осознанных базовых умений «П» - применение знаний и умений на практике и в цикле учебного проектирования для формирования навыков и достижения неосознанного уровня компетентности. Выходные результаты учебного процесса становятся входными при переходе к следующему циклу учебной деятельности. При этом производится корректировка учебных целей. Технология эффективного самообразования 10 СП 112 10 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) 11 11 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Данный курс предназначен для формирования практических навыков работы с учебной, технической и методической литературой. Просто чтение этих источников, как правило, не дает результатов, если при этом не были совершены действия по обработке информации (кодирование, конспектирование, структурирование, систематизация, визуализация, отбор ключевых данных, преобразование текста, демонстрация, приведение примеров из жизни, прояснение непонятных слов со словарем, ответы на контрольные вопросы, решение задач, выполнение лабораторных работ исследовательского характера и др.) В большинстве своем, учащиеся старших классов и взрослые читатели, не умеют читать в этом смысле и даже не догадываются об этом. Для повышения эффективности чтения требуется специальная подготовка по определенным методикам. Одной из целей получения информации путем чтения книг и документов может быть необходимость подготовки и оформления реферата. Работа над рефератом является по характеру исследовательской деятельностью и включает в себя различные приемы и методы восприятия и обработки информации. Слово “реферат” (от латинского корня - referre - докладывать, сообщать) означает сжатое изложение в виде устного доклада содержания какого-либо вопроса или темы на основе критического обзора информации из различных источников. Наиболее частой формой рефератов являются информационные рефераты, основанные на всестороннем критическом анализе фактов по избранной теме. В рефератах ставится задача сообщить слушателям определенную сумму новых знаний, связав их с уже знакомыми фактами. Написание реферата можно рассматривать также, как форму учебной деятельности, направленную на развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации. В учебно–методическом пособии «Технология эффективного самообразования. Алгоритм исследования информационных источников» подробно рассмотрен технологический цикл разработки и компьютерного оформления реферата, включающий в себя все этапы работ и виды деятельности от выбора темы (постановки задания) до защиты готового проекта в форме устного доклада, приведены стандартные требования к оформлению текстовых документов.. Реферат может быть основой для организации курсового или дипломного проектирования. Учебный мозговой штурм в школе 12 СП 12 12 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) 13 13 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Метод учебного мозгового штурма весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления. Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект «коллективного» ума) и возможности развивать идеи друг друга. Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс). Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые. Можно научить детей позитивной критике. Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям. В учебном курсе подробно рассматриваются история и методика мозгового штурма, особенности этапов генерирования идей и их анализа с целью выработки решений, достоинства и недостатки метода мозгового штурма, практические рекомендации для работы с детьми, технология подготовки предметно-ориентированных учебных задач различного типа (изобретательских, исследовательских, творческих, прогнозных, с достраиваемым условием). Критерии оценки качества учебного проекта 14 СП 2 14 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) 3 Размещение информации на экране 3 Применение цвета УЧЕБНАЯ СРЕДА ДИЗАЙН 2 Встроенная помощь 2 Всплывающие подсказки 5 Организация гиперссылок ИНТЕРФЕЙС 25 СОСТАВ ПРОЕКТА 2 Презентация учебного проекта 4 Пояснительная записка 5 Блок управления 2 Блок контроля 4 Блок формирования умений 3 Блок усвоения понятий 5 Информационный блок 15 ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА 4 Информативность 5 Адекватность образовательным целям 3 Новизна 3 Информационный объем 30 ПРИНЦИПЫ 3 Инструментальности 4 Интерактивности 2 Нормирования 4 Обратной связи 2 Вариативности 3 Модульности 2 Квантования 6 Структурирования 4 Системности 15 СЕНСОРНЫЕ КАНАЛЫ 3 Видео-информация 2 Аудио-информация 2 Анимация 5 Графическая информация 3 Вербальная информация 15 15 15 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Для того, чтобы избежать грубых ошибок в процессе проектирования и создать качественный информационный продукт, необходимо учитывать некоторые основные принципы организации инструментальных средств обучения и критерии оценки качества учебного проекта. Принципы и критерии неравнозначны, что отражено в весовых коэффициентах рейтинговой системы. Для реализации этих требований необходимо четкое понимание каждого критерия, сформированное системное мышление и базовый уровень ИКТ – компетентности Реализация идеальных параметров учебного проекта обеспечивается инструментальной средой педагогического назначения, организованной на основе использования пакета прикладных программ MS Office. Конечный информационный продукт, разработанный в инструментальной среде, совместим с системой модульного обучения и дает возможность поэтапно внедрять эту образовательную технологию в учебный процесс. Данные критерии качества, отражающие принципы организации учебного проекта, можно использовать также для анализа профессиональных информационных продуктов и интерактивных учебных ресурсов. Такой анализ позволяет оценить степень соответствия учебных материалов и электронных образовательных ресурсов принципам модульного обучения. . Заранее сформулированная совокупность признаков профессионально выполненной работы дает возможность студентам и слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации четко определить и поставить личные цели перед началом самостоятельной работы. Качество учебного проекта определяется суммой баллов по всем критериям с учетом приоритетов и соответствующих весовых коэффициентов. Максимально возможное количество баллов – 100. Фактическое количество баллов по каждому учебному проекту будет определяться тем, насколько информационный продукт соответствует идеальным параметрам. Поиск и структурирование учебной информации 16 СП 21 16 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Кт Ки Т М И год фирма Автор(ы) Название Учебные действия Каталог цифровых образовательных ресурсов Кт Ки Т М И Электронный адрес Автор(ы) Название Учебные действия Каталог информационных Интернет- ресурсов Кт Ки Т М И год Издательство Автор(ы) Название Учебные действия Каталог информационных печатных ресурсов   Структура модуля 1.1 1.2.1 1 1.2 1.3 СКСтруктурированныйк о н с п е к т(на печатной основе) ИСИнтерактивныекогнитивныеопорные слайды 17 17 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Учебные материалы по теме учебного проекта необходимо искать по следующим информационным каналам: Печатные источники (учебная и методическая литература) Электронные обучающие материалы, коллекции цифровых образовательных ресурсов (на CD/DVD) Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ Все учебные ресурсы из печатных источников, соответствующие теме учебного проекта, необходимо предварительно переводить в цифровую форму (сканирование, цифровая фотография) и копировать в соответствующие папки в памяти компьютера. Учебная информация, представленная на CD/DVD и размещенная в глобальной сети Интернет, уже оцифрована и готова для применения в виде электронных ресурсов. Перед началом проектирования необходимо определить систему папок для размещения исходных учебных материалов. Предлагается для каждого вида цифрового ресурса предусмотреть отдельную папку. Когнитивные информационные карты являются основой для проектирования структурированной учебной среды в виде пакета модульных единиц (каждой схеме соответствует модульная единица). Структура учебного курса – это иерархический граф, в котором каждый элемент его является опорной информационной картой. В основе такого представления учебной информации лежит системный подход, что означает следующее: каждая когнитивная карта включает в себя ограниченное количество объектов для изучения – это уровень системы в учебном цикле каждая опорная схема является элементарным учебным элементом в момент изучения данной карты и является частью надсистемы – информационной карты более высокого уровня каждый объект системы (опорной карты) можно рассмотреть более детально в качестве одной из подсистем, подготовив соответствующие информационные карты более низкого уровня Графическое кодирование вербальной информации 18 СП 22 18 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) ( ) F(x) * / + - div mod 2  2 = 4 Ввод Вывод ПАМЯТЬ ПРОЦЕССОР БИТ 0 или 1 Двоичнаякодировка I t t I АЦП ЦАП A B x y z y 19 19 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Когнитивная опорная информационная карта (логическая схема, опорный конспект) в составе модульной единицы – это творческий результат графического кодирования текстовой учебной информации, представляющей сведения о понятиях, терминах, учебных элементах, фактах, принципах, законах, алгоритмах. Графическое кодирование построено на следующих принципах: Пространственная (структурная) запись смысла исходного текста (идея этого приема заключается в выборе ключевых данных, определении связей между этими данными и представления полученной системы в наглядном виде путем изображения блок- схемы алгоритма, структурной схемы, иерархического графа, таблицы или фрейма) Визуализация учебного материала (интенсивное использование чертежей, рисунков, принципиальных схем, средств деловой графики) Кодирование информации (замена фраз текста различными символами, запись логических цепочек, раскрывающих причинно-следственные связи между объектами в системах - использование мнемонических приемов) Блочное (модульное) представление учебной информации Когнитивные информационные карты могут включать в себя различные информационные объекты: структурированный текст, графические изображения, фотографии, таблицы, элементы деловой графики, блок-схемы, определения понятий. Возможно сочетание различных видов объектов на одной информационной карте. Если графический когнитивный образ пока еще не определен для кодирования учебного материала модульной единицы, для некоторых карт временно допускается краткое текстовое описание в форме конспекта. Для оформление когнитивных информационных графических карт рекомендуется использовать панель инструментов Рисование в среде PowerPoint. При этом можно использовать встроенные средства создания блок-схем и диаграмм. Разработка учебно-методического комплекса на печатной основе 20 СП 23 20 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Блок управления учебным процессом КЛ МСА_Н МСА_У min max st Контрользнаний Контрольумений Дерево понятий Дерево умений Теоретический информационный блок Практический информационный блок ПТ ПЗ ОК ОК СЛ   Блок усвоения понятий Блок формирования умений КВ КР ПТ УП ЗД ТК КВ ЗД МТК КЛА ЛБ 21 21 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Обучающим модулем называется система инструментальных средств и образовательных ресурсов, построенная на основе автономной части учебного материала, моделирующая деятельность педагога и включающая в себя необходимый набор компонентов, обеспечивающих полный учебный цикл на основе организации самостоятельных активных учебных действий. Для организации учебного процесса в режиме модульного обучения предлагается идея разработки обучающего модуля в виде системы обучающих информационно – методических и дидактических материалов на печатной основе (дерево понятий – ДП, дерево умений – ДУ, информационные опорные карты – ОК, глоссарий – СЛ, пакет тренировочных контрольных вопросов – КВ, тренировочные кроссворды – КР, тренировочные тесты – ПТ, пакеты задач - ЗД и тренировочных упражнений – УП, лабораторные работы - ЛБ) Учебный комплекс реализует кейсовую учебную технологию и предназначен для использования в режиме активного самообучения. Данный модуль включает в свой состав кроме информационных учебных компонентов также систему управления учебным процессом - БУ и блок контроля знаний и умений (контрольные тесты – ПТ, пакет контрольных вопросов – КВ. пакет контрольных задач – ЗД, лабораторные работы – ЛБ, контрольные практические задания – ПЗ). Эффективная учебная деятельность на основ применения модуля, построенного на этих принципах, складывается из следующих видов учебных действий: системное восприятие учебной информации в режиме самостоятельного чтения выделение учебных понятий самоконтроль уровня знаний на основе использования тренировочных тестовых заданий действия по обработке информации (графическое кодирование учебного текста, формулирование контрольных вопросов и разработка тестовых заданий) Выполнение тренировочных упражнений Внешний контроль уровня знаний учащихся по результатам выполнения промежуточных и итоговых тестовых заданий Внешний контроль умений по результатам выполнения практических работ прикладного характера В систему управления встроены вариативные пошаговые инструкции для организации самостоятельных учебных действий (маршрутная технологическая карта – МТК, операционные технологические карты – ТК) и необходимые инструменты для самоконтроля (контрольный лист – КЛ) и системного анализа учебного процесса (матрица системного анализа – МСА). Блок управления обеспечивает непрерывный мониторинг учебного цикла на уровне учащегося и преподавателя. Для реализации этих возможностей в составе системы управления предусмотрены специальные учетные формы на печатной основе. Вариативность курса обеспечивается гибкостью встроенной системы управления. Проектирование интерактивных учебных ресурсов 22 СП 24 22 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Дерево понятий Блок управленияучебным процессом Дерево умений Теоретическийинформационныйблок Практическийинформационныйблок Блок усвоенияпонятий Блок формированияумений Блок контроля УМК на печатной основе Оптимизация инструментальной среды педагогического назначения и привязка к структуре модуля компонентов ИСПН – матрицы учебных действий и файловой структуры МУД Файловая структура У И Т М К Информационныйблок И У Т К У Структура модуляуниверсальный интерфейс(MS PowerPoint) Исполнительскийблок Блок контролязнаний и умений Средства мониторингаи анализа ТВ МТ КР ЗД УП ЛБ КВ ПТ КР ЗД ПЗ ТЗ ИС  МС СШ СМ АУД МТК МСА 23 23 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Интерактивная матрица учебных действий (формат MS PowerPoint или Excel) МУД Блок управления учебными действиями и образовательными ресурсами У Структура модуля (универсальный интерфейс в формате PowerPoint) СМ Интерактивная маршрутная технологическая карта (на уровне модуля) МТК Интерактивный алгоритм учебных действий (для модульной единицы) АУД Индивидуальная матрица системного анализа учебных действий МСА Контрольное практическое задание ПЗ Контрольные задачи расчетного типа ЗД Контрольный компьютерный кроссворд КР Интерактивный пакет контрольных вопросов открытого типа КВ Блок контроля знаний и умений К Контрольный компьютерный тест закрытого типа ПТ Т И Тренировочные упражнения для формирования базовых умений УП Лабораторная работа – исследование натурной или информационной модели ЛБ Пакет типовых тренировочных задач расчетного типа с алгоритмами решения ЗД Блок формирования умений Тренировочный компьютерный кроссворд КР Интерактивный тренировочный тест закрытого типа с объектами мультимедиа МТ Интерактивный пакет тренировочных вопросов открытого типа ТВ Блок усвоения понятий Структурированный интерактивный учебный материал (меню – слайд) МС Учебная презентация в формате слайд-шоу СШ Демонстрационный видеоклип (видеолекция) ВК Интерактивный когнитивный слайд (системная карта знаний) ИС Информационный блок Структура интерактивного обучающего модуля Проектирование интерактивных ресурсов в среде PowerPoint 24 СП 241 24 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) 25 25 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Цель учебного курса: Познакомить слушателей с дополнительными возможностями и нестандартными приемами работы в среде PowerPoint в процессе создания интерактивных учебных, тренировочных и управляющих ресурсов на основе использования системы электронных шаблонов и интерактивных форм. Задачи учебного курса: Сформировать навыки проектирования интерактивных когнитивных карт знаний в среде PowerPoint на основе использования соответствующих шаблонов Познакомить с приемами организации всплывающих подсказок и интерактивной всплывающей учебной информации. Научить создавать одноуровневые и двухуровневые интерактивные меню в составе проекта на основе использования шаблонов Познакомить с технологией проектирования интерактивных тренировочных адаптивных тестов средствами PowerPoint Познакомить с приемами создания эффекта оживления объекта на слайде при подведении к нему курсора мыши Показать возможности программы PowerPoint для создания интерактивных тренировочных тестовых заданий открытого и закрытого типа Изучить шаблон универсального интерфейса для управления ресурсами в составе модуля. Сформировать начальные навыки проектирования интерактивной структуры модуля на основе использования шаблона в среде PowerPoint Познакомить с шаблонами для проектирования интерактивного глоссария Изучить шаблон матричной модели управления электронными ресурсами. Научить приемам оптимизации шаблона и привязки его к предметному содержанию модуля. Изучить приемы создания карт ссылок на поле фотографии или растрового графического изображения Изучить приемы создания обучающих программ-эмуляторов в среде PowerPoint Графика и анимация. Создание видеороликов и GIF-объектов 26 СП 242 26 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) 27 27 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Учебный курс является прикладным. На практических занятиях в компьютерном классе слушателям будут предложены две очень простые инструментальные программы, которые можно использовать для анимации графических объектов и создания учебных видеороликов. Программа ArtDabbler. Данная инструментальная среда является устаревшей программой с ограниченными возможностями, тем не менее для учителей-предметников она может представлять интерес. К минусам программы можно отнести ограниченный размер видеокадра (не более 320*320 пикселей) и англоязычный интерфейс. Достоинства программы: простота интерфейса, неплохой встроенный графический редактор с большим количеством эффектов, большой диапазон масштабирования, возможность использования внутреннего и внешнего буфера обмена и пр. Это инструментальное средство хорошо подходит для начинающих пользователей. Векторно-растровый редактор CorelXARA с встроенным GIF-аниматором. Программа также устаревшая, имеет англоязычный интерфейс. В остальном данная инструментальная среда имеет больше достоинств, чем отрицательных моментов. Объем этой программы не превышает 10 Мб. CorelXARA надежно работает в любой операционной системе, позволяет конвертировать графические файлы из одного формата в другой, имеет встроенный графический редактор с большими возможностями и GIF-аниматор Предложенные инструментальные программы ориентированы на учителей-предметников, которые являются пока начинающими пользователями компьютерной техники, они дают возможность сразу после окончания данного мини-курса создавать видеоролики и живые (анимированные) графические объекты. На первом этапе это решает проблему повышения компьютерной компетентности и задачи проектирования цифровых учебных ресурсов.. В дальнейшем слушатели могут использовать для анимации графических объектов более современные программные средства. SOFT для учителя. Конструкторы интерактивных тестовых заданий 28 СП 243 28 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) СМ СМ1 СМ2 СМ3 СМ4 29 29 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) В учебном курсе слушателям предлагается пакет условно-бесплатных инструментальных программных средств для проектирования интерактивных тестовых заданий (компьютерных тестов и кроссвордов). Все программы отличаются простым интерфейсом и имеют неплохие возможности для проектирования компонентов блока контроля в структуре модуля. Учебный курс является прикладным. На практических занятиях слушатели получат возможность сформировать начальные умения разработки электронных ресурсов с помощью предлагаемых инструментальных средств. Для разработки компьютерных контрольных тестов предлагаются следующие программы: два варианта игровых тестовых оболочек «Как стать миллионером», конструктор тестов «TestSystem v2.0», тестовая оболочка с возможностью встраивания графических объектов MIRAX Test, система тестирования 2.3, простой конструктор контрольных тестов «Экзаменатор», конструктор тестов «Как стать отличником». Инструментальных программ для разработки интерактивных тестов существует очень много. Слушателям предлагаются наиболее простые условно-бесплатные инструментальные средства, требующие минимального обучения. При этом желательно, чтобы не требовалась установка тестовой программы на компьютер. Почти все перечисленные конструкторы тестов удовлетворяют этим требованиям. Для подготовки компьютерных кроссвордов предлагается набор следующих программ: эмулятор старого компьютера DOSBox 0.63, в который встроен генератор контрольных кроссвордов (аналогичных программ под Windows с такими же возможностями пока не найдено), программа «Классический кроссворд», конструктор кроссвордов DECALION, генератор WEB-кроссвордов, конструктор кроссвордов «Crossword Wizard 2.1», конструктор кроссвордов «CrossWorld». На учебных занятиях слушатели получат всю необходимую информацию по инструментальным средствам и смогут выполнить упражнения для формирования умений, необходимых для подготовки тестовых заданий. Для изучения данного курса слушатели должны иметь необходимые начальные знания и умения по следующим направлениям: Базовая ИКТ-компетентность (Windows, MS Word, MS Excel, MS PowerPoint) Основы проектирования интерактивных учебных ресурсов Проектирование средств мониторинга и системного анализа учебного процесса 30 СП 244 30 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Обучающий модульна печатной основе Интерактивный обучающий модуль Блок управления учебным процессом КЛ МСА_н МСА_у min max st ТК МТК КЛА Интерактивный блок управления учебным процессом МСА_н МСА_у min max st АУД МТК МУД МСА_гр 31 31 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) В данном учебном курсе предлагаются два варианта инструментальных средств для мониторинга и системного анализа учебного процесса в модульном обучении (вариант на печатной основе и интерактивный пакет электронных таблиц). Эти средства входят в состав блока управления обучающего модуля и обеспечивают канал обратной связи в цикле управления самостоятельными учебными действиями учащихся. В печатной версии обучающего модуля в блок управления встроены вариативные пошаговые инструкции для организации учебной деятельности (маршрутная технологическая карта – МТК, операционные технологические карты для каждой модульной единицы – ТК), необходимые учетные формы для самониторинга (контрольный лист – КЛ) и системного анализа учебного процесса – МСА). Инструментальные средства и учетные формы обеспечивают возможность непрерывного сплошного мониторинга учебного цикла на уровне учащихся и преподавателя в любом учебном классе, не оборудованным вычислительной техникой. Кроме того в состав блока управления включена упрощенная альтернативная система управления учебным процессом через учебную среду, представленная специальным бланком «Контрольный лист – анкета». Этот бланк позволяет реализовать принципы модульного обучения и предусматривает для учащихся возможности самодиагностики уровня компетентности перед началом учебного цикла, постановки самостоятельных учебных целей для каждого фрагмента учебной информации, проектирования собственного алгоритма учебных действий на основе полученных данных, организации учебных действий по индивидуальному образовательному маршруту, рефлексивного анализа после изучения материалов модуля. В интерактивной версии инструментальных средств мониторинга и системного анализа в составе обучающего модуля предусмотрены такие же функции, как и в печатном, раздаточном варианте. Отличие в том, что компьютерные инструменты и учетные формы обеспечивают возможность автоматизации вычислительных операций и графической интерпретации результатов системного анализа средствами деловой графики. Рекомендации по защите учебного проекта 32 СП 25 32 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Трехфазная структура публичной речи Побудительно – мотивационная фаза Аналитико – синтетическая фаза Результирующая фаза З А Ч И Н Подготовка аудитории к восприятию информации (шок). Самопрезентация. А Н А Л И ЗПредставление действующего (текущего) состояния объекта и с с л е д о в а н и я НАПОМИНАНИЕ Возврат к проблеме. Повторение самого сильного аргумента ИЗЛОЖЕНИЕ Цель и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Методика исследования. П Р О Е К Т Методический (программный) продукт. Педагогический эксперимент (статистика, анкетирование) ПОЖЕЛАНИЕ Алгоритм внедрения проекта. Перспективы развития исследования данной темы ЗАВЯЗКА МЫСЛИ Постановка проблемы. Выявление противоречий. Актуальность темы В Ы В О Д Ы Рекомендации, предложения по решению проблем и противоречий ОБОБЩЕНИЕ Итоги (рализация целей исследования). Практическая ценность ВСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2 – 3 мин 5 – 8 мин 2 – 3 мин 33 33 СП. Системный подход к организации учебного процесса в школе (стр. 01) Выполнение выпускной квалификационной работы – важнейший этап обучения в высшей школе. По ее результатам можно сделать вывод о подготовленности молодого специалиста к работе, успешности усвоения им образовательной программы. выполнение такой работы позволяет выпускнику реализовать свой потенциал к творчеству, проявить способности к самостоятельной исследовательской работе. Защита выпускной квалификационной работы является последним шагом в цикле проектирования и исследования. Этот шаг по затратам времени является самым небольшим, но от него зависит очень много. Можно значительные силы вложить в разработку проекта и получить неплохие фактические результаты и все испортить на стадии публичного выступления. Слабая, непрофессиональная защита вызывает негативные эмоции у членов комиссии, и потенциальных потребителей информационного продукта, что приводит к снижению итоговой оценки. И наоборот, возможен такой вариант, когда проектная работа не закончена, цели не достигнуты в полном объеме, но при этом защита выпускной работы была проведена на высоком уровне и вызвала у членов комиссии благоприятное впечатление. В этом случае итоговая оценка может быть выше, чем предварительная оценка, представленная в отзыве научного руководителя проекта. В данном учебном курсе представлены требования к организации защиты выпускной квалификационной работы и методические рекомендации, выполнение которых способствует достижению хорошего результата и предупреждает появление грубых ошибок. В учебном курсе представлена универсальная информация и рекомендации по подготовке и защите учебного проекта в любой предметной области, поэтому материалы курса можно рекомендовать во всех случаях, когда необходимо подготовить рекламную информацию о каких-либо объектах, товарах, услугах и на профессиональном уровне через публичное выступление донести эти сведения до слушателей. В учебном курсе предлагается трехфазная структура доклада с подробным описанием каждой фазы. В материалах курса предусмотрены специальные анкеты для рефлексивного анализа и оценки качества презентации. Эти инструменты можно использовать в тренировочном и контрольном варианте.  ПОБЕДИТЕЛЬ (оптимист) проактивное (позитивное) мышлениев о л ш е б н и к настроен на успех заставляет события происходить имеет программу и щ е т о т в е т ы у него есть план видит ответ на вопрос говорит «Я это сделаю» видит стакан наполовину полным находит возможности в каждой трудности НЕУДАЧНИК (пессимист) Реактивное (негативное) мышлениежертва – тиран (агрессор) живет в ожидании неудачи позволяет событиям случаться имеет оправдания и щ е т п р о б л е м ы у него есть причина видит вопрос на ответ говорит «Это не моя работа» видит стакан наполовину пустым находит трудности в каждой возможности Станьте победителем ! Присоединяйтесь ! ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТИзменение мыслей Хотите ли Вы ! структурировать свой педагогический опыт и методические материалы, подготовленные Вами ранее, вложив эти ресурсы в системную инструментальную интерактивную оболочку? привлечь учащихся к проектной деятельности, используя компьютерные технологии и инструментальную среду педагогического назначения? научиться структурировать учебную информацию и кодировать ее, представляя в виде когнитивных опорных схем и слайдов? получить представление о принципах организации работы над учебным проектом на основе использования информационно-коммуникационных технологий? научиться создавать демонстрационные видеоролики и GIF-объекты? узнать о дополнительных возможностях и нестандартных приемах работы в среде PowerPoint? Вараксин Геннадий Сергеевич 8 902 833 6830 8 982 499 5330 es145.perm@yandex.ru МОИ ИНТЕРЕСЫ модульное обучение личностный рост проектирование электронных ресурсов картотечный органайзер основы управления и системный анализ НЛП и ТРИЗ графическое кодирование учебной информации