Педагогический проект «Повышение мотивации в обучении через использование ИКТ»


Автор проекта учитель математикиМаксимович Надежда ВасильевнаМАОУ СОШ №24 г.Тамбова ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Актуальность. «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». «Концепция модернизации российского образования» Реализация идеи компетентностно-ориентированного образования является одним из приоритетов образовательной политики страны и нашей школы. Цель моей профессиональной деятельности – формирование ключевых компетенций на уроках математики.Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся. Обеспечение учителем своевременного достижения каждым учащимся, как минимум, обязательного уровня и более высоких уровней.Формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении.Формирование положительной мотивации школьников- все дети могут достигнуть обязательных результатов обучения. Противоречия Между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых знаний, и ориентацией на развитие творческих способностей учащихся.Между необходимостью выработки осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени.Между групповой формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика.Между наличием богатейшего творческого потенциала человека и недостаточной возможностью его реализации в условиях современного общества. Выбор направления, не предполагающего использования математики для дальнейшего обучения в высшей школе и профессиональной деятельности, и, как следствие, снижение мотивации обучения. Острый дефицит учебного времени. Обязательная итоговая аттестация в форме ГИА и ЕГЭ по математике. Проблема Объект исследования: Процесс повышения мотивации. Предмет исследования: Влияние мотивации на повышение качества образования. Гипотеза проекта: Использование ИКТ способствует повышению мотивации обучения, качества образования и познавательного интереса. Цель проекта: Создавая условия для поиска, обретения и принятия обучающимися своего «я», формировать устойчивый интерес к математике и получить качественное образование посредством применения ИКТ на уроках и во внеурочное время. Задачи проекта Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую, математическую литературу и нормативные документы, опыт применения технологии ИКТ. Повысить качество знаний по математике через личностно-ориентированный подход. Использовать ИКТ для повышения эффективности урока. Обеспечить включение каждого обучаемого в активную деятельность на уроке и во внеклассной работе. Развивать творческую инициативу. Формировать навыки исследовательской деятельности. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Ожидаемые результаты: Упрочение сознательного отношения к учебе. Повышение качества знаний. Приобретение учащимися навыков самостоятельной деятельности по развитию и совершенствованию математической подготовки. Развитие творческих способностей учащихся. Создание ситуации успеха для всех обучающихся. Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Сформировать умения самостоятельно конструировать свои знания Способствовать формированию ИКТ компетентности Сформировать умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности Усилить мотивацию и дифференциацию обучения Повысить познавательный интерес к предмету Создать условия для самореализации личности во внеурочное время Использование ИКТ на уроках математики позволит: Сроки реализации проекта: (долгосрочный) 9 месяцев (апрель 2012г – декабрь 2012 г.) Реализация проекта. 1 этап (подготовительный) апрель 2012-август 2012 изучение проблемы в теории и практике обучения математике, анализ психолого-педагогической литературы, обучение на курсах Intel, разработка программы исследования, выдвижение рабочей гипотезы, определение последующих задач;2 этап (основной) сентябрь 2012- ноябрь 2012 Проведение мониторинга, анкетирования, тестирования, выполнение поставленных задач, проверка гипотезы;3 этап (рефлексивный) декабрь 2012обработка окончательных выводов, обобщение, систематизация, описание полученных результатов. Этапы реализации Проект реализовывался в три этапа Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; социопедагогические : анализ школьных программ, учебников, учебных пособий, наблюдение за педагогическим процессом и учет личного опыта, анкетирование; экспериментальные: организация и проведение опытного обучения, анализ результатов педагогического эксперимента. Проведение входной диагностики:а) Диагностика мотивации обучения Интерес к предмету ( Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие), сознательность (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься), принуждение (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Результаты опроса обучающихся. (Всего 23 обучающихся) Проведение входной диагностики:б) Познавательный интерес Проведение входной диагностики:в) Мониторинг результатов обучения Кол-воучащихся 5 4 3 2 %обученности %качества Среднийбалл Результаты обучения за 7 класс 23 2 10 11 - 100 52 3,6 Входной контроль 23 2 8 11 2 91 43 3,4 Использование ИТ на уроках математики – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет учителю работать  с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. ИТ могут применяться на уроках математики различных типов, а также на различных этапах урока, хотя невозможно каждый урок математики проводить с использованием ИТ. Способы решения проблемы: как один из способов постижения мира учащимися, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся, как возможность реализации учителем личностно-ориентированного подхода, как способ расширения зоны индивидуального обучения учащихся. Способы решения проблемы:Использование информационных технологий в обучении рассматривается : Результативность проекта: а) Диагностика мотивации обучения Результативность проекта: б) Познавательный интерес Сравнение результатов анкетирования:б) Познавательный интерес Сравнение результатов анкетирования:б) Познавательный интерес Сравнение результатов анкетирования:б) Познавательный интерес Результативность проекта:в) Мониторинг результатов контрольных работ и четвертных оценок Контрольные работы, четвертные, годовые оценки. Кол-во учащихся Писало 5 4 3 2 %обучен- ности %качества Средний балл Входной контроль 23 23 2 8 11 2 91 43 3,4 Контр. раб. №1 23 21 4 4 10 3 86 38 3,4 Контр. раб. №2 23 21 6 6 8 1 95 57 3,8 I четверть 23 23 3 10 10 - 100 55 3,7 Контр. раб. №3 23 20 3 6 9 2 90 45 3,5 Контр. раб. №4 23 21 5 6 8 2 90 52 3,7 Контр. раб. №5 23 20 6 5 8 1 95 55 3,8 I I четверть 23 23 4 10 9 - 100 59 3,8 Результативность проекта:в) Мониторинг результатов обучения Результативность проекта:г) Участие в конкурсах сети INTERNET № n/n Название конкурса Адрес в сети Internet Количество участников 1 Наглядная геометрия www.eruditez.ru. 4 2 Всероссийский дистанционный конкурс по математике «В поисках золотого пера www.mir-konkursov.ru 2 3 Мультитест. Математика. www.ircho.ru 31 4 Первый общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов mauned@yandex.ru 1 5 III Всероссийский дистанционный конкурс «Мир знаний» www.mirzn.com 4 6 III Всероссийский математический конкурс «Ребус» http://konkurs-rebus.ru 6 7 Всероссийская олимпиада «Молодежное движение. Математика» http://mldv.ru 10 Результаты участия в конкурсах сети Internet: Результаты участия в конкурсах сети Internet: Максимович Надежде Васильевне учителю математики Максимович Надежде Васильевне Выводы: Использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике. ИКТ позволяют создать комфортные условия обучения, такие, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает сам процесс обучения более продуктивным. На уроке создается атмосфера, позволяющая каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность. Приложения. 1. Презентация учебного проекта «Проценты».http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,13262/2. Портфолио проекта «Сотая часть Вселенной». http://moemesto.ru/svttmb/file/5132603/display/Максимович%20Н.В.rar 3. Интегрированный проект «Математика и искусство» http://93.186.99.70/ipk_mediawiki/index.php/Математика_и_искусство 4. Методические материалы для урока КВН по алгебре для итогового повторения знаний семиклассников.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,16163/5. Проект по воспитательной работе «Здоровье человека XXI века» http://www.campus.ru/briefcase/93321 Приложения. Стартовая учительская презентация к проекту «Проценты» Презентация проекта «Здоровье человека XXI века»3. Презентация к уроку алгебры «Степень с натуральным показателем»Ученическая презентация «Банкиры»Всероссийский дистанционный конкурс. Презентация о А.Н.Колмогорове «Личность в математике» Информационные ресурсы: Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: «Учитель», 2006.Саранцев Г. И. Методика обучения математике на рубеже веков. – Математика в школе, 2000г, №7, с.2Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. Фестиваль открытых уроков 1 сентября. http://dictionary.fio.ru/ http://www.eidos.ru/conf/http://mathforum.org.libraryhttp://www.math-on-line.com (игры-тренажеры – олимпиадные задачи) http://www.bymath.net http://www.problems.ru (задачи с решениями) http://www.uztest.ru/simulator (тренажер – подготовка к ЕГЭ) )