Презентация к мастер классу на тему Разработка компетентностно — ориентированных заданий по учебным предметам в начальной школе


БрылинаОльга Сергеевнаучитель начальных классовМБОУ «Школа №18» «...если огурцы опустить в рассол, через некоторое время они без всяких нотаций станут солеными»В. Ф. Шаталов «Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - важнейшее направление развития учащихся» Компетентностно-ориентированное задание «задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий» В.А. Болотов Разработка компетентностно - ориентированных заданий по учебным предметам в начальной школе После прохождения мастер-класса Вы сможете:Объяснить, что такое компетентностно - ориентированные заданияОтличать их от других видов учебных заданийСамостоятельно конструировать такие задания к своим урокам   1.На трёх полках 52 книги. На первой полке 8 книг, на второй в 3 раза меньше, чем на третьей. Сколько книг на третьей полке? 2. Ты помогаешь школьному библиотекарю. Расставь 52 книги на 3 полки, чтобы на первой было 8 книг, на второй в 3 раза меньше, чем на третьей. Занеси результаты в таблицу Признаки компетентностно-ориентированного заданияПредставляет собой достаточно объёмный текстВстречается дополнительная информация в виде таблиц, диаграмм, схем, графиков, рисунков, фото…Имитация жизненной ситуацииНаличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее Часть необходимых данных может отсутствовать; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературеМожет иметь несколько способов решенияНосит обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;Выход за рамки одной образовательной области  Пути получения компететностно-ориентированной задачиподобрать из задачников и другой литературысконструировать«преобразовать» задачуновую компетентностно-ориентированную задачупод имеющуюся ситуацию, которую необходимо разрешить, выделить факты, которые могут быть использованы для её разрешения из изучаемой темыпод задачу из конкретной темы подобрать ситуацию из жизни или какого-либо вида деятельности Структурные элементы компетентностно-ориентированного задания Стимул Задачная формулировка Источник информации Инструмент проверки Стимул погружает в контекст задания;мотивирует учащегося на выполнение задания; моделирует практическую, жизненную ситуацию; может нести функцию источника информации; …. должен: быть кратким (не более трёх предложений); НЕ отвлекать от содержания задания Ты пришёл в зоопарк с младшим братом. Он попросил объяснить, почему на табличках написано: «Кролик. Домашнее животное», «Заяц. Дикое животное»? Задачная формулировкатекст задания должен начинаться с глагола;в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то КАК делать Внимательно рассмотрите картинки, и ответьте на вопрос: Какие животные относятся к домашним, а какие к диким? Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания №1 №2 №3№4 Инструмент проверки ( для учителя)Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типаМодельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответомДикие животныеДомашние животные№2№1№3№4Модельный ответ У Юры Нефёдова есть 50 рублей. В школьном буфете продаются пирожки и пирожные. Определите, сколько различных способов покупки может сделать Юра? Бланк выполнения заданияКоличество пирожковКоличество пирожныхСтоимость пирожков и пирожных         {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}10 рублей15 рублей20 рублей12 рублей Математика, 1 класс Тема: «Числа и величины» Петя договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13, 16. Какие ступеньки перепрыгнул Петя? Выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа. А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15; В – 2, 5, 8, 11, 14; Г – 1, 4, 7, 10, 13, 16; Д – нет верной последовательности. Инструмент проверки (ключ): 1 балл 0 баллов Бдругие последовательности Литературное чтение, 3 класс Текст Н. Осипова «Подорожник» Ты прочитал рассказ Н.Осипова «Подорожник». Помоги одноклассникам найти верные высказывания. Отметь в таблице верные высказывания ААвтор называет «европейским пришельцем» подорожник.БАвтор сравнивает листья и стебли подорожника с пружинами.ВНапористость – это настойчивость и энергичность. ГВ сырую погоду семена подорожника увеличиваются в размере.ДСемена подорожника в Америку завезли учёные. Инструмент проверки{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}2 балла0 балловА, Вдругой вариант Русский язык, 3 класс Тема : «Понятие об одушевленных именах существительных» Подошла Жучка к Иртышу и с удивлением спросила: «Иртыш, ты кто или что?». А сама призадумалась: «А я?». Ребята, давайте поможем Жучке разобраться. Разбейте слова на две группы по признаку одушевлённые и неодушевлённые. Подчеркнуть известные орфограммы. Результаты занесите в таблицу. Используйте схему учебника.Соловей, серебро, заяц, мужчина, совесть, баран, природа, камыш, женщина, Омск, Иртыш, Жучка.         Итоги работы фокус-группы Какие школьные проблемы, на ваш взгляд, можно решить, используя на уроках компетентностно-ориентированные задания?Школьники имеют слабую мотивацию к обучениюВ школах работает мало молодых учителей Дети редко проявляют инициативу при выполнении заданий, а только следуют рекомендациям учителя Разные образовательные учреждения работают по разным учебным программам, что является проблемой при переходе учащихся из одной школы в другуюУчащиеся не умеют применять приобретённые знания в практических ситуацияхДети привыкли решать знакомые классы задач, а перед незнакомыми теряются Рефлексивный приём «Пирог»Буду применятьна практикеХочу продолжитьработу по этой теме Спасибо за внимание!