Презентация Приемы формирования навыков чтения у учащихся на уроках и во внеурочное время


Приёмы формирования навыков чтения на уроках и во внеурочное время учитель начальных классов МБОУСОШ №13муниципального образования Усть-Лабинский районАфанасьева Н.А. Что такое ЧТЕНИЕ? Учебный предметПроцесс освоения текста Общеучебное умение (компетенция)Из образовательной программы «Школа 2100»: «Сквозная цель образования - воспитаниеграмотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте Кого можно назвать «грамотным читателем»? Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать на содержание текстов: - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанномиспользовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)Выделите главную составляющую грамотности чтения 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология формирования типа правильной читательской деятельности Цель – самостоятельно понимать текстАлгоритм - три этапа работы с любым текстом: Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности ? Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) Интеллектуальные – извлекать информацию из текста Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные сужденияОрганизационные – умение работать по плану (алгоритму) Личностные результаты оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;проговаривать последовательность действий на уроке;учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других;выразительно читать и пересказывать текст;договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Предметные результаты воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;осмысленно, правильно читать целыми словами;отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;подробно пересказывать текст;составлять устный рассказ по картинке;заучивать наизусть небольшие стихотворения;соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;различать рассказ и стихотворение. Методику выработки беглого чтения разработал В. Н. ЗайцевВ книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях Рекомендации В. Н. Зайцева по выработке беглого чтения. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.Жужжащее чтение.Ежеурочные пятиминутки чтения.Чтение перед сном.Режим щадящего чтения.Многократность чтения.Приём стимулирования учащихся. Внеурочные занятия помогают развитию интереса к чтению и формированию навыков продуктивного чтенияКружок «Умники и умницы» Развитие памяти, внимания и расширение оперативного поля чтения Прием фотографирования слов. Лев, мак, слон, тигр.На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.Игра «Заполним квадраты» Учитель открывает квадрат, который был до этого закрыт листом бумаги. Дети пару секунд разглядывают его, после чего квадрат снова закрывается. Дети стараются запомнить буквы и разместить их на своих квадратах в том же порядке, что и на классном квадрате. У А Н Фразеологический зверинец Вместо точек вставьте названия животныхГолоден как… Нем как…Хитер как… Грязный как…Труслив как… Упрям как… Здоров как… Болтлив как…Изворотлив как… Колючий как…Надут как… Сказочные фразеологизмы Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.Поди туда – не знаю куда,…Скоро сказка сказывается,…Это все присказка,… Доскажи словечко Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят:Водой… Мы исходили городок Буквально вдоль и … И так устали мы в дороге, Что еле… Вспомните пословицы, по которым сделаны эти заголовки Готовь лыжи летом.Мал городок, да дорог.Цыплят считают и зимой.Посадка в чужие сани уже объявлена.Когда в соседях согласья нет…Проводили по дорожке. Найди птиц среди строк «Девочка устраивала столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая -высоко, лучше для мелких птичек, а над ней ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.» Работа с текстом «Найди отличия» Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи будить землю.Первый луч пролетел и попал на жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку.Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик, весело запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, полетела собирать медок с душистых цветов. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи пробуждать землю.Первый луч пролетел и попал на жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнезда, поднялся высоко и запел свою звонкую песенку.Второй луч попал на зайчонка. Передернул ушами зайчик, весело запрыгал по зеленому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на обед.Третий луч попал в курятник. Петух запел и захлопал крыльями . Куры закудахтали, стали червяков искать и сор разгребать .Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, полетела собирать мед с душистых цветочков. Внеурочные занятия клуб «Книголюбы» Викторина по сказкам Сочиняем сказки «Книжкина больница» К 200-летию М.Ю.Лермонтова