Презентация: Условно-графические средства наглядности нового поколения


Выполнила: Гриб М.с.Условно–графические средства наглядности нового поколения Текхнологические приемы визуализации ориентированы на то, чтобы обеспечить более образное, наглядное представление информации. Визуализация — это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания; придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т. д.  В настоящее время существует множество графических техник: ментальные карты, денотатные графы, схемы, кластеры  КластерыКластер (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала. На первый взгляд может показаться, что под новым иностранным словом может скрываться уже хорошо знакомые нам приемы составления логических схем или опорных конспектов по тексту учебника. Однако это не так.Давайте вспомним, как мы составляем на уроках опорный конспект. Ученик и учитель совершает следующие операции:читает текст, предназначенный для обработки на уроке;при чтении этого текста помечает или выделяет узловые положения, факты, события и т.д., требующие особого внимания;разрабатывает или подбирает уже готовые условные обозначения к каждому важному положению текста;наносит эти обозначения карандашом на лист чистой бумаги, используя тушь или высококачественные фломастеры; Тема:Накануне отмены крепостного права.Предпосылки отмены крепостного права. Итоги Причины отмены крепостного права. Российская «оттепель». Как готовится кластерВыделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.При подготовке кластера работа с учебником развивается по такому плану: прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы;после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам);попытаться установить связи между отдельными блоками и /или «веточками» кластера и соединить их стрелками;на основе других источников или после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике, но необходимыми для представления данной проблемы.. Тема:Либеральные реформы 60—70-х гг.Реформы местного самоуправления. Итоги Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Претворение реформ в жизнь. Тема:Внешняя политика Александра II.Итоги Основные направления внешней политики России в 60-70-х гг. Европейская политика. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски. Таким образом, если опорный конспект ориентирован на максимально полное графическое отображение информации, не нарушающие логику авторов учебника, то кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации, отделить в ней главное от второстепенного, изменить логику представления проблемы, подвести ребенка к собственному выводу, вытекающему из собственной «раскладки» исторического сюжета. Денотатный граф(от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу) — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Способ создания денотатного графа : Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе ( именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи ; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку ). Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак ( глаголы, обозначающие цель направлять, предполагать, приводить, давать и т. д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата достигать, осуществляться ; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата основываться, опираться, базироваться ; глаголы - связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия ). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова " веточки ". Соотнесение каждого слова " веточки " с ключевым словом с целью исключения каких - либо несоответствий, противоречий и т. д. Ментальные картыКонцепция “ментальной картографии” появляется в 70-е годы XX века. “Ментальная карта – абстрактное понятие, охватывающее те ментальные и духовные способности, которые дают нам возможность собирать, упорядочивать, хранить, вызывать из памяти и перерабатывать информацию об окружающем пространстве. То есть ментальная карта – это созданное человеком изображение части окружающего пространства, которое может варьироваться в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на мир”. Примеров ментальных карт множество: китайский И-цзин, Руны, арканы Таро, соционика, любой алфавит. Все это карты, созданные в различные эпохи, и они до сих пор работают. Сама карта – условный язык, двухмерное описание четырехмерной местности. Изучение ландшафта бытия. Изучение не как бесконечности, а как целостной системы. Работа над ментальной картой строиться как индивидуально, так и в группах. Проверка знаний по пройденному материалу может начинаться с меловой ментальной карты. Ученик должен знать критерии оценивания подобного задания: 1. общее совпадение контура, 2. отражение географического рельефа (реки, горы и т.д.) 3. локализация исторических объектов, 4. отражение исторических процессов. фишбоуныВ процессе критического прочтения текста учебника возможно составление еще одной замысловатой схемы, называемой fishbone (англ.) – рыбий скелет. В «голове» этого скелета ученики обозначают проблему, которой посвящена их работа с текстом. В зависимости от содержания учебного материала или ракурса изучения школьники могут совершить следующие действия:на верхних «косточках» фишбоуна отметить причины того или иного события, а на нижних «косточках» указать соответствующие им следствия;или в верхней части «рыбьего скелета» указать экономические причины, а в нижней части – связанные с ними социально-политические факторы;или в одной части фишбоуна поместить выписанные из учебника главные факты темы, а в другой самостоятельно оценить их значение. В любом случае записи должны быть краткими, но содержательными, отражать суть изучаемой проблемы. На «хвосте» «рыбьего скелета» помещается общий вывод.Работа над фишбоуном, так же как с кластером или денотатным графом может осуществляться на уроках как индивидуально, так же и фронтально и в группе. В первом случае ученик самостоятельно читает, анализирует текст учебника и составляет собственную схему. Затем во фронтальной беседе обсуждаются варианты фишбоунов, уточняются формулировки на «косточках» и итоговые выводы. концептуальная таблицаПрием “Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.В зависимости от цели, поставленной учителем, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем может быть проведено обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.В зависимости от уровня класса учитель может давать дифференцированные задания по составлению таблицы. Такая таблица может быть составлена как учениками 7 класса, так и учащимися 10 класса (в 7 класса можно взять меньше линий сравнения). {08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}СилыВопросы1928 г1 пятилетка1932 г2 пятилетка1937 гЧугун, млн. т.Сталь, млн. т.Прокат чёрных металлов, млн. т.Уголь, млн. т.Нефть, млн. т.Электроэнергия, млрд кВт·чБумага, тыс. т.Цемент, млн. т.Чугун, млн. т.