Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ЕУЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №3 г. Льгова»«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями» Учитель-логопед Татаренко Л.В. АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Помощь родителей обязательна и необходима. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому очень важно сознательное участие в этом процессе родителей. ЦЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессеУчастие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:Относиться к ребенку как к равному.Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей. ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИЛогопедическая работа с детьми дошкольного возраста представлена в три этапа, которые реализуются в строго определенной последовательности: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП АНКЕТИРОВАНИЕ (сентябрь)Позволяет более направленно вести индивидуальную работу с родителями. Анализ анкет позволяет получить дополнительную информацию о развитии каждого ребенка, его интересах и способностях, об участии родителей в воспитании, развитии ребенка , о том, как проходят выходные дни и праздники, каков стиль взаимодействия взрослых с ребенком. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА ГОДРазрабатывается после определения основных направлений коррекционной работы с детьми на основании полученной в ходе анкетирования информации о речевом уровне детей, потребностей их родителей.Формы работы на первом этапе ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (2-я половина сентября)Логопед вместе с родителями обсуждает, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, считаясь, безусловно, с детской неповторимостью и индивидуальностью. На этом этапе работы возможно в корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и показать пути их профилактики и коррекции в ДОУ и семье, тем самым формируя у взрослых предпосылки педагогической рефлексии.РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕВ ходе родительского собрания «Давайте познакомимся» (начало октября) родители получают дополнительную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопункта, о результатах обследования, о характере и мере участия родителей в коррекционных занятиях ОСНОВНОЙ ЭТАП Если на организационном этапе содержание работы составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, то на основном этапе должны быть освещены конкретные приемы закрепления определенных навыков у дошкольников, установлены единые требования к общему и речевому воспитанию ребенка. На данном этапе встают задачи: Формы работы на втором этапеФронтальные консультации.Это своеобразный логопедический всеобуч для родителей, тематика которого определяется на целый учебный год. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересуют родителей в нашем ДОУ: Индивидуальные практикумы На индивидуальных практикумах родители обучаются совместным, имеющим коррекционную направленность формам деятельности с детьми: приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и дыхания, навыкам звукового анализа. Индивидуальные занятия Родители, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребенка или низкой педагогической грамотности, приглашаются на просмотр ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ логопеда, где основное внимание взрослого обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Тетрадь для домашних заданий Основной формой взаимодействия логопеда с родителями является тетрадь для домашних заданий Это наглядное пособие для обучения ребенка правильной речи, где дается краткое, доступное для неспециалиста описание артикуляции звуков, подготовительные упражнения для губ и языка, развития голоса, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, схематически зарисовываются символы звуков и картинки для называния, раскрашивания, запоминания. Тетрадь служит для нас «телефоном доверия» – взрослый может написать в ней любой вопрос относительно качества выполнения заданий ребенком. Домашняя библиотечкаСущественную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная логопедом библиотечка авторских пособий. Каждый пособие позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью. Визуальные (наглядные) средстваВ процессе работы с родителями на основном этапе широко используются Визуальные (наглядные) средства: РЕЧЕВОЙ УГОЛОК «ЛОГОВИЧОК» Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Среди прочих дома рекомендуются «Игры на кухне». Например, на кухне можно проводить игру на обогащение словаря ребенка «Охота на слова» (Какие слова можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа?) На кухне можно проводить игру «Покупки» на автоматизацию звука [р] в словах (В каких из этих продуктов «живет» звук [р] ? В кар.р.ртошке или капусте? В яблоках или пер.р.рсиках?и т.д.)Рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка. Информационно-деловое оснащение Информационный стенд «Логопед советует» представляет собой материал с практическими советами и рекомендациями,подобранными с учетом индивидуальных особенностей детей, с практическими рекомендациями семье, позволяющими родителям глубже строить с ним взаимоотношения. Например, рекомендации для родителей «Для чего нужны занятия с логопедом», «Как помочь ребенку развить связную речь», «Развитие мыщц речевого аппарата», «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать» и т.д. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПЗаключительный этап коррекционно-речевой работы с ребенком предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия. На заключительном этапе работа с родителями будет заключаться: РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫИспользование традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с родителями способствует активному участию родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми, что существенно повышает эффективность и качество исправления речевых нарушений у детей. На основании проведенного в конце года обследования речевого развития детей и анкетирования родителей было выявлено: 1) Исправление звукопроизношения у детей проходило в более короткие сроки и с максимальным эффектом2) Педагогическая компетентность и заинтересованность родителей значительно повысилась3) Отношения между родителями и детьми стали более конструктивнымиТакже было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей-логопатов обеспечило КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД к коррекционно-образовательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей. В процессе работы с ними повысился их интерес к проблемам детей.