Презентация к педсовету«Педагогика поддержки ребёнка в процессе его развития»


Цель: формирование у педагогов установки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе.Задачи:Выявить формы и способы педагогической поддержки, наиболее приемлемые для построения учебно-воспитательного процесса.Наметить пути освоения педагогами технологий педагогической поддержки. В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем:«Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений:Придержав, не дать упасть;Оказать помощь, содействие;Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь. Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога, взаимодействия ребёнка и взрослого. Предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Причину неудачи можно найти именно в шаткости, недостаточности, невыраженности, половинчатости гуманистической позиции. Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие,САМОразвитие САМОпожертвование,САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, САМОактуализаци и другие. Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения, разные ухищрения выведать о поступках ребёнка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников). Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желание навредить. Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу. Тактика помощи.Тактика содействия. Тактика защиты.Тактика взаимодействия. Кредо тактики "содействия": "Ты всегда можешь совершить выбор - попробуй проверить себя!". Главные условия перехода к тактикам "содействия" и "взаимодействия": - ребёнок объективно и субъективно не является "жертвой обстоятельств"; - у него достаточно стабильное эмоциональное состояние; - его самооценка не занижена. Педагог в тактике "содействия" "не работает на будущее ребёнка", а создаёт условия для того, чтобы тот, поспешая в будущее, в меру осознанности строил и управлял своим настоящим. Её кредо: "Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств". Педагог: а) через позицию "педагогической адвокатуры" защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие; б) через позицию "буфера" смягчает негативные обстоятельства; в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами. Кредо тактики взаимодействия: "Договор - это испытание свободой и ответственностью". "Школа - это не просто учреждение, а учреждение Детское" - не раз повторял О. С. Газман: "Детское - значит, соответствующее возрастному восприятию мира - яркому, рискованному, поисковому". Дети уважают умных взрослых, но им очень скучно с теми, кто очень разумен. Любой «проблемный ребёнок» — это испытание, выпавшее на долю взрослого. Если ребёнок растет в терпимости, он учится принимать других.Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат… Но главное – ребенок должен жить и развиваться в «пространстве ЛЮБВИ» И это пространство имеет как бы две стороны одной медали. Одна в том, чтобы: «Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож…» В.Берестов Но есть и вторая сторона. О ней хорошо у Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли». Значит надо дать растущему человеку проявить любовь – к маме, к папе, сестренкам-братишкам, к педагогам и сверстникам, к вещам, книгам, растениям, животным, абстрактным категориям. 1.Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.2. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без «сюсюканья» и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать.3. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов. 5. Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»).6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы.7. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку. Полагаться на собственное «Я сам..» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение..)Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над решением житейско-обыденных ситуаций, коллизий, совершенными ошибками, своим певедением и жизненной позицией… Основным критерием должен быть постоянный внутренний вопрос к себе: «Хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?»Критерием оценки является открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы. Таким образом, педагогическая поддержка (как принцип, позиция и способ педагогической деятельности) предполагает совершенно другую педагогику (педагогическую практику и теорию), в которой всё противопоставлено педагогике воздействия. Педагогика поддержки, которая создаётся в настоящее время энтузиастами гуманного, свободного воспитания, не просто «ориентирована» на ребёнка, она вся зависит от него и определяется им. Именно это позволяет говорить об её иной образовательной (педагогической) культуре.Педагогика поддержки — это реальная понимающая педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменений личностных качеств и ребёнка, и взрослого, поскольку они оба гибко меняют своё поведение и сообща строят пространство сотрудничества, чего отродясь не было в педагогике воздействия, ставящей сугубо поверхностные социализирующие цели. Педагогика поддержки — это педагогика глубинного общения, где встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу. Суть глубинного общения состоит не столько в том, чтобы задать ребёнку направляющий его самоопределение вопрос, сколько стимулировать философское размышление ребёнка по поводу ситуации, подкрепить рефлексию, в которой он и обретает своё новое «Я», и изменяет свои взгляды. При таком глубинном человеческом (экзистенциальном) общении и взрослый начинает видеть ситуацию и себя в ней как бы в другом измерении (отчасти «здесь и теперь», но одновременно «вчера и завтра»). Этика поддержки часто формулируется самими педагогами, о чём свидетельствуют их работы (педагогу, начинающему практиковать в мягких технологиях, полезно перечитать «Антологию. гуманной педагогики», издаваемую Ш.А. Амонашвили).Этика поддержки — это перенос общечеловеческих нравственных императивов в практику свободного воспитания, что предполагает систему особых этических норм, обеспечивающих безопасность и чистоту приёмов, применяемых взрослым во взаимоотношениях с ребёнком. Этика поддержки — это интерпретация с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. Однако речь идёт не только о нравственном смысле общепедагогического требования «Не навреди» (хотя и оно очень важно — если бы все педагоги следовали бы хотя бы одному этому требованию, в наших школах не было бы педагогического брака!), но и о дополнительных этических нормах и принципах, которые должен принять педагог, если он берётся за поддержку. Это необходимо, поскольку даже мягкие его педагогические приёмы не могут, не должны выходить за нравственные барьеры и запреты (приёмы могут стать особенно опасными, потому что мягки и позволяют иному взрослому вкрадчиво залезть в детскую душу). О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные: • ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;• самореализация педагога — в творческой самореализации ребёнка;• всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;• все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;• не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;• дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур;• не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;• доверяя — не проверяй!• признавай право на ошибку и не суди за неё;• умей признать свою ошибку;• защищая ребёнка, учи его защищаться. Конечно, подобные максимы каждый педагог может конкретизировать, основываясь на собственном опыте и своём стиле поддержки (поскольку у каждого она индивидуальна). В контексте же того, что сказано выше, хотелось бы добавить одну максиму, которая выступает модификацией категорического императива:«Оказывая поддержку, представь себя на месте ребёнка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе - ребёнку».В этой максиме содержится суть этики поддержки: её долг — благо ребёнка, забота о Другом. Считать целесообразным осуществление педагогической деятельности, направленной на овладение и применение педагогической поддержки в практике обучения и воспитания учащихся.Провести заседания м/о по теме»Педагогическая поддержка ребёнка в практике воспитательной деятельности».Совершенствовать проведение индивидуальной работы с обучающимися.