Формирование навыков устного счёта путём применения игровых технологий на уроках математики коррекционной школы VIII вида


Краевое государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» Формирование навыков устного счёта путём применения игровых технологий на урокахматематики коррекционной школы VIII вида Выполнила проект: Прасолова С.Ю – учитель -дефектолог Хабаровск 2012 Технология – (техно — мастерство, искусство; логос — наука). Цель технологии заключается в том, чтобы разложить на составляющие элементы процесс достижения какого-либо результата. Технология применима повсюду, где имеется желание и стремление к результату. ГЛОССАРИЙ В.А.Сухомлинский : «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» Введение. Происхождение и социально-педагогическое значение игры.        Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.     В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз). Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.        По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором и совершенствуется человек.     В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую - К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Актуальность. Игра является одним из средств формирования психологических образований, необходимых для учебного процесса.В настоящее время все специалисты коррекционной педагогики и психологии единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенствования, самореализации и социализации личности в обществе. Игра вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания мира, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Проблемные вопросы: Как повысить интерес обучающихся к урокам математики;Какова роль игры в обучении математики?Какой дидактический материал способствует коррекции и развитию всех познавательных процессов;Как могут повлиять коррекционные занятия и другие виды внеклассной деятельности на результат учебной деятельности по развитию познавательной сферы учащихся; Цель: Доказать результативность использования игровых технологий при формировании навыков устного счета и развития познавательных процессов на уроках математики в коррекционной школе VIII вида. Задачи: Развитие психических процессов (увеличение объёма внимания и памяти)Подбор оптимальных видов устных упражнений для успешного формирования навыков устного счета и повышения познавательного интереса к урокам математики.Формирование приёмов умственной деятельности ( анализ, сравнение, обобщение, классификация).Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом. ВыводыРекомендации по использованию данных развивающих упражнений в коррекционной школе VIII вида. Ход исследованияпроекта: Изготовление дидактического материала;Подготовка к игре;Ход игры;Результаты игры; Типы уроков: Урок – играУрок –соревнованиеУрок - сказкаУрок – путешествиеУрок –экскурсияУрок – диалогПрактические занятияМетод проектов Нестандартные Стандартные *Изучение нового материала*Формирование и закрепление новых знаний*Обобщение и систематизация знаний*Проверка и оценка знаний.*Комбинированный урок Классификация игр  * фрагментарные дидактические игры, когда в основе каждого фрагмента игры лежит решение одной педагогической задачи, связанной с конкретным элементом учебного материала; *целостно-тематические дидактические игры, которые связаны с решением нескольких педагогических задач по теме;* комплексные дидактические игры, в которых сочетается репродуктивная и продуктивная деятельность учащихся и решается комплекс образовательных и развивающих задач. Игра как метод обучения.В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:- в качестве самостоятельных технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); Методы исследованияпроекта: Текущие устные опросы;Викторины; Наблюдение;Самостоятельная работа. Методические рекомендации к проведению дидактических игр Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.Правила игры должны быть точными, немногочисленными.Подбор учебного материала должен соответствовать программе.Легкие и трудные игры должны чередоваться.Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.Все учащиеся должны участвовать в игре в одинаковой степени.После игры обязательно должны быть подведены итоги. Структура дидактической игры дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов). Результаты исследования проекта: Коррекционные приёмы обучения математики направлены на развитие познавательной активности и речи учащихся;Научившись развивать внимание детей, сумеем придать новую силу их памяти и мышлению, а значит, сделаем учёбу радостной.Применение дифференцированных и индивидуальных заданий, учитывающих особенности слабоуспевающих детей, способствует преодолению недостатков познавательной сферы, что позволяет восполнить пробелы в математических знаниях и заложить основу дальнейшего изучения курса математики. Урок – путешествие « Моя Москва» 5 класс. ( интегрированный урок).Учитель –дефектолог Прасолова С.Ю. Коррекционно – развивающие игры и упражнения на развитие памяти и мышления по теме : «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000».Учитель : Прасолова С.Ю. Урок математики.Дидактическое пособие на внимание « Правильное решение». Игра на развитие логического мышления по теме: « Неправильные дроби» 7 класс. 2011г Учитель –дефектолог Прасолова С.Ю. Устный счёт. Дидактическая игра «Поймай рыбку».Тема: «Обыкновенные дроби».6 класс.Учитель –дефектолог Прасолова С.Ю. Внеурочная деятельность. Коррекционно- развивающее занятие «Занимательная математика» -учитель: Прасолова С.Ю.7 класс. 2011 учебный год. Математический КВН между 5 и 6 классами. Команды: « Плюс» - 5 класс и«Диагональ» - 6 классУчитель-дефектолог 5 класса Прасолова С.Ю.Вручение призов. Жюри :учителя математики Давыдова Г.Е Емельянова В.Т