Активизация познавательной деятельности на уроках биологии детей с ОВЗ и детей инвалидов, посредством использования ЭОР


Активизация познавательной деятельности на уроках биологии детей с ОВЗ и детей инвалидов, посредством использования ЭОР Етриванова Е.В.учитель биологииГБОУ СОШ с. Каменный Брод увеличение количества детей с ОВЗ и детей инвалидов в школе; новые возможности их адаптации в обществе; реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья Актуальность: Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ низкий уровень развития восприятия;недостаточно сформированы пространственные представления;неустойчивое внимание, с трудом переключаются с одной деятельности на другую; заметное преобладание наглядной памяти над словесной;снижена познавательная активность;отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;снижена потребность в общении;игровая деятельность не сформирована;все компоненты языковой системы не сформированы;низкая работоспособность, повышенная истощаемость Создание условий для повышения качества обучения детей разнообразие работы с ЭОР и ЦОР формирование педагогического опыта Цели использования ЭОР Урок ознакомления с новым материалом;Урок закрепления изученного материала;Урок применения знаний и умений;Урок обобщения и систематизации знаний;Урок проверки и коррекции знаний и умений;Комбинированный урок Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям ученика. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. ЭОР и ЦОР позволяют: построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения. коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление. рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса. использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования. представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью. Использование ЭОР и ЦОР на уроках биологии позволяет: интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные; характеристики изучаемых объектов и явлений природы. . ЭОР позволяют демонстрировать на уроке: отсканированные иллюстрации книг, карты и др., схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы» и др., аудиозаписи «Голоса животных»музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видео коллекций. фотографии животных, растений, известных людей и др., В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету.систематизировать усвоенные знания.психологически настроить на атмосферу экзамена.натренировать отвечать на наиболее сложные вопросы.сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом . сформировать навыки самоконтроля.сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности.оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков. Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. сокращает время обучения, благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений.позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти.использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Мультимедийные презентации на уроках биологии Презентации, используемые на уроках биологии Эволюционное учениеВозникновение жизни на ЗемлеАнтропогенезОсновы экологииЦитология Интернет позволяет реализовать три сценария: Созданные проекты Использование ресурсов сети Интернет Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций. Список сайтов: www.bio.1september.ru www.festival.1september.ru www.filin.vn.ua www.nrc.edu.ru www.flranimal.ru Программы на CD-дисках обучающие тренинговые электронные учебники электронные справочники экзаменаторы «Анатомия человека» «Открытая биология» «Уроки биологии 5-6 класс» «Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум» «CD-диски к УМК» На своих уроках я порой использую несколько компьютерных дисков, это позволяет сделать учебный материал более насыщенным, интересными красочным. Такие уроки позволяют повысить мотивацию учащихся, заинтересовать в своем предмете. Также эти диски использую в индивидуальной работе для подготовки к научно-практическим конференциям, ЕГЭ, ГИА. Участие в окружном конкурсе на лучший видео урок в 2015 году Проведение всероссийского урока «Воды России» Электронные пособия и тесты общие выводы о возможности применения ЭОР и ЦОР на уроках: Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся. Использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии. Использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся. ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники. Использование тестовых заданий дает возможность детям самим оценить свои знания. Применение ИКТ на уроках позволяет учащимся рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме. активное использование ИКТ на уроках биологии приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.