презентация «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций».


Автор: Аюпова Лариса Борисовна, учитель математики МБОУ «СОШ№8»г. Нижневартовска ХМАО-Югры Педагогический проект.«Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций». Визитная карточкаОбразование высшее, Тобольский государственный педагогический институт.Стаж работы – 19 летНаграждена грамотами оргкомитетов различных конкурсов и олимпиад. АктуальностьАктуальность данного педагогического проекта определяется его многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности. Актуальность проекта для МБОУ «СОШ№8» заключается в том, что он разработан и апробирован в рамках «Программы развития школы на 2013-2017 годы» и подпрограмм «Информационные технологии в школе» и «Одаренные дети», реализующиеся школой. Педагогический продукт{93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}Информационный блок:1.Статьи и доклады по теме проекта.2.Презентации к выступлениям в рамках семинаров, педагогического совета, заседаний методического объединения.Методический блок:1.Педагогический проект.2. Образовательный модуль «Использование метода проектов на уроках математики и во внеурочное время».3.Авторская образовательная программа «Основы проектирования на уроках математики и во внеурочное время».Исполнительский блок:1.Сценарии уроков с приемами и методами проектной технологии.2.Методические рекомендации по организации проектной деятельности для учащихся, родителей и коллег.Контролирующий блок:1.Банк ученических проектных работ.2.Анкеты, тесты, 3.Результаты мониторинга.Образовательныймодуль Инновационность проектаИнновационность данного опыта заключается в формировании у школьников не только знаний, но и компетенций, способствующих их адаптации в окружающем социуме. Новизна заключается в том, что он реализуется через авторский образовательный модуль ««Использование метода проектов на уроках математики и во внеурочное время». Цель проекта:выявить, апробировать и обосновать педагогические условия, необходимые для внедрения технологии проектного обучения на уроках математики, направленного на формирование учебно - познавательной компетентности учащихся основной школы. Задачи проекта:изучить методическую и соответствующую литературу;вовлечь учащихся в практическую проектную деятельность как фактор личностного развития школьников;создать авторский учебный модуль;разработать методические рекомендации обучающимся, коллегам и родителям по организации проектной деятельности;обобщить результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели. Основные требования к использованию метода проектов:Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);Выдвижение гипотезы их решения;Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);Сбор, систематизация и анализ полученных данных;Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;Выводы, выдвижение новых проблем исследования.Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности:{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}1-й уровеньУчащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном математическом или историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. В 5–6-й классе: «Великие Математики Древнего мира». Цель: знакомство с великими математиками Древнего Мира. «Число». Учащиеся изучают популярную литературу и готовят сообщение по темам: «История счета», «Римская нумерация», «Магические числа», другие.2-й уровень,7 классУчащиеся самостоятельно изучают математический материал. Тема проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения, систематизации знаний. Создается презентация.8-й класс «Замечательные числа». Обобщение понятия числа. Знакомство с иррациональными числами.«Площадь плоских фигур». Применение формул площадей многоугольников для решения практических задач, связанных с выполнением строительных работ.«Модуль». Повторение и обобщение модуля числа, функции. Решение уравнений, неравенств с модулем.Одна из задач проекта – создание комплекта наглядных пособий по теме.3-й уровеньУчащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работу по математике или в другой области знаний. 10-й класс «Функции и графики». Исследование функций, расширенное изучение свойств  различных функций. По геометрии: «Сечения в многогранниках». Учебно-познавательные компетенцииУчебно-познавательная компетенция (УПК) является одной из важнейшей компетенций. Она представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Степень сформированности УПК иногда в значительной степени определяет качество результата обучения учащегося. Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Технологическая карта урока с использованием методов проектной технологии:{7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}Основные этапы организации учебной деятельностиЦель этапаСодержание педагогического взаимодействияДеятельность учителяДеятельность учащихсяПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивная1. Постановка учебных задачСоздание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачиОрганизовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказыванияПринимают и сохраняют учебную цель и задачу.2. Совместное исследование проблемы.Поиск решения учебной задачи.Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зренияОсознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действийИсследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Типы проектовИсследовательскиеИгровые,ролевыеТворческиеСоциальныеКраткосрочныеСтаринные задачи с обыкновенными дробями.ЕГЭ и ГИА как пример применения теории вероятностей в жизни.Презентация к уроку «Я учитель»по теме урока.1. Дизайн дверей кабинета к новогоднемупразднику.2.Первоапрельский коллаж.3. Первоапрельская презентация.«Ими гордится школа» (6 кл.).«Дорогою добра», 8 класс СреднесрочныеЗанимательные задачи с обыкновенными дробями.Роль процентов в жизни человека.Банковские проценты.Игра по теме «7 или 13? Какое число счастливее?»Видеоотчет к родительскому собранию «Такими детьми надо гордиться», 1 раз в четверть.Разработка сборника задач по теме «Координатная плоскость».1.«Безопасная дорога в школу». 7 класс2. «История города в памятниках»,7 класс.ДолгосрочныеЗолотая пропорция.Числа Фибоначчи.История возникновения отрицательных чисел и их применение в математике и других науках.Презентация «Диаграммы вокруг нас».Фотоотчет «Портфолио класса», 2013-2014гг. 9 класс1.«Здоровый образ жизни- модно», 5 класс2.«Милосердие-путь к доброте», 2009-2012гг. Система проведения уроков- проектов{7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}н/пПрограммный материалТема проектаВремя представления проектаВид проекта1Тригонометрические функции Вычисление значений некоторых тригонометрических функций без калькулятора и таблицОктябрь Исследовательский2Вычисление площади геометрических фигурФормула Пика в решении задач ЕГЭ на вычисление площади ДекабрьИсследовательский3ФункцииГрафики функций в полярных координатахФевраль Информационный 4Тригонометрические уравнения.Тригонометрические функцииГрафический метод решения тригонометрических уравнений и неравенствАпрельИсследовательский5Производная, ее геометрический и физический смысл.Применение производной в экономике.Май Информационный Практическая значимость проекта:1)обеспечивает возможность организации учебного процесса, отвечающего требованиям и целям обучения, отражающим основные принципы личностно-ориентированного подхода;2) предполагает гибкость, широкую вариативность и дифференциацию как в выборе учащимися содержания, так и форм получения образования;3) позволяет реализовать как уровневую (базовый уровень, профильный уровень, углубленный уровень освоения образовательных программ), так профильную дифференциацию, направленную на усвоение образовательных программ в определенной сфере с учетом способностей и познавательных потребностей обучаемых; 4) позволяет повысить мотивацию изучения предметов школьной программы. Значение проектной деятельности ДЛЧ УЧЕНИКАДЛЯ УЧИТЕЛЯзаключается в повышении личной мотивации, получении новых знаний, в умении добывать эти знания.заключается в достижении главной цели образования – повышению качества образования учащегося. Ресурсы{7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}Кадровое обеспечениеИмею высшее образование. окончила Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева по специальности «Физика, математика и информатика». Материально-технические ресурсы:имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.). Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.Мотивационные ресурсы:система морального и материального поощрения.Программно-методические ресурсыРабочие программы по математике.Используемая рабочая программа разработана мною в полном соответствии с требованиями Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы образования, спроектированы индивидуальные личностно-ориентированные образовательные программы.Авторские программы элективных курсов, дополнительного образования.Нормативно - правовые ресурсы1.Закон Российской Федерации «Об образовании». 2.Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 10 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 г. № 1076; 3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 4. Программа модернизации «Новая школа Югры».Цифровые образовательные ресурсы:Интернет ресурсы, электронные учебники, электронное сопровождение курса физики к учебникам, справочные материалы по темам, задания и тесты, кроссворды, созданные посредством программ Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel. План реализации проекта{93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}№МероприятияСроки выполненияОтветственные1Изучение теоретического материала по выбранной теме.2009-2010учебный годАюпова Л.Б.2Прохождение курсов, семинаров. Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер – классах.Период реализации проектаАюпова Л.Б.3Изучение опыта коллег по формированию учебно- познавательных компетенций через использование проектной технологии. Внедрение в личную педагогическую практику метода проектов, позволяющего добиться реальных результатов при реализации данного проекта.2010-2011 учебный годАюпова Л.Б.4Проведение психолого-педагогической диагностики учащихся.2010-2011 Аюпова Л.Б.5Разработка программы, занятий элективного курса «Основы проектирования на уроках математики и во внеурочное время». январь-апрель2012г.Аюпова Л.Б.6Разработка и апробирование образовательного модуля «Использование методов проектной технологии на уроках математики как средства формирования учебно - познавательных компетенций»2013-2014 учебный годАюпова8Участие в различных городских,региональных, всероссийских конкурсах, фестивалях. период реализации проектаАюпова Л.Б.10Обобщение результатов проекта. 2013- 2014учебный годАюпова Л.Б.11Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. 2013-2014 учебный годАюпова Л.Б.12Разработка мастер- класса по использованию проектной технологии для учителей школы.2013-2014 учебный годАюпова Л.Б.13Создание мини-сайта Аюповой Л.Б. на портале «Социальная сеть работников образования».2011- 2012учебный годАюпова Л.Б.14Защита проекта. Презентация.октябрь, 2014г.Аюпова Л.Б. Результаты реализации проекта: Результативность{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебный годГородской уровеньРегиональныйуровеньВсероссийскийуровень2009-20107/2 3/013/32010-20119/3 3/115/52011-201211/5 3/117/72012-201313/5 5/219/72013-2014 15/55/225/9 Результативность участия в конференциях. Результативность Сайт учителя математики Аюповой Л.Б. Распространение опыта:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}датаНазвание мероприятияТема выступленияМарт, 2009 г.Школьный семинар«Создание проблемных ситуаций на уроке»Март 2012г.II Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные аспекты развития современного образования».«Мотивация обучения - как фактор повышения качества образования»январь 2013г.Международная заочная научно-практическая конференция «Новые образовательные технологии»Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности Перспектива развития проекта:В перспективе создание брошюры по обобщению опыта использования методов проектного обучения на уроках математики.Разработка занятий элективного курса «Проектирование на уроках математики» для учащихся 10-11 классов. Мы видим перспективу развития проекта в расширении тематического поля, или расширении технологического поля за счет использования технологий флэш-анимации и  SMART Note book. Для обеспечения доступности к мультимедиапродуктам проекта планируется создание WEB-ресурса «Проектно- исследовательские технологии на уроках математики». Спасибо за внимание