Презентация к уроку Абай Кунанбаев Поэма Искандер


Абай КунанбаевПоэма «Искандер»
Абай Кунанбаев Насколько мы будем удалены от дня смерти Абая, настолько будем сближаться с ним духовно, в этом не может быть и крупицы сомнения. Положение народа не может оставаться неизменным, со временем народ просветится, напитается плодами знаний и искусства, слава Абая будет расти изо дня в день. Потянутся люди к праху Абая, называя его первым своим поэтом, и тогда светом любви продлятся и укрепятся узы между народом и Абаем. Нам не суждено стать свидетелями тех дней, но дух наш услышит и возрадуется. Мыржакып Дулатов В совершенстве зная классическую литературу Востока и Запада, Абай создал литературу — в его стихах заговорила древняя степь, по-новому зазвучал казахский язык, в котором Абай открыл новые грани и новую глубину. Стихи Абая, его проза, его музыка насыщены глубокой лиричностью, мягким юмором, обличением пороков и воспеванием добра, любовью к своему народу. Его поэмы «Масгут», «Ескендир» («Александр Великий»), стихи «Очи черные», «Густой туман» и др. стали классикой не только казахской, но и мировой литературы.
Образ греческого полководца Александра Македонского (IV в. до н. э.), покорившего многие страны Запада и Востока, с древнейших времен вызывал интерес у самых различных народов. Образ греческого полководца Александра Македонского (IV в. до н. э.), покорившего многие страны Запада и Востока, с древнейших времен вызывал интерес у самых различных народов.    На Востоке Александра Македонского называют Искандер Зуль-Карнейн — Зулкарнеин двурогий’. Так он называется в Коране (гл. XVIII, стих 82). Насчет того, почему Искандер получил такой эпитет, существуют разные мнения. «Среди различных толкований интересно одно, приписываемое поэтом известному ученому Абу Машару (ок. 786—886), — писал Е.Э. Бертельс в книге «Низами».— Когда Искандер умер, в Руме было изготовлено его изображение, причем по бокам его были изображены два ангела, имевшие рога лазурные с золотом. Арабы, увидев изображение, приняли одного из этих ангелов за Искандера, отсюда и возникло прозвище»  На Востоке Александра Македонского называют Искандер Зуль-Карнейн — Зулкарнеин двурогий’. Так он называется в Коране (гл. XVIII, стих 82). Насчет того, почему Искандер получил такой эпитет, существуют разные мнения. «Среди различных толкований интересно одно, приписываемое поэтом известному ученому Абу Машару (ок. 786—886), — писал Е.Э. Бертельс в книге «Низами».— Когда Искандер умер, в Руме было изготовлено его изображение, причем по бокам его были изображены два ангела, имевшие рога лазурные с золотом. Арабы, увидев изображение, приняли одного из этих ангелов за Искандера, отсюда и возникло прозвище» В поэме создан образ алчного завоевателя Искандера. Это было в духе критического реализма, который в то время стал утверждаться в казахской литературе.В поэме Абая отражены исторические факты: Искандер — сын царя Филиппа, вступает на престол в 21 год, царствует в Македонии:Помнит  мир   Искандера,   его   дела,Македония скипетр ему дала.Был   сыном   Филиппа-царя   Искандер,  Мечтою о славе его жизнь была.Когда умер Филипп, Искандер вступилВ   двадцать   первый свой год,   был в расцвете сил.Многолюдным, тесным считал он свой край,К соседям завистливый взор обратил. Абай описывает Искандера тщеславным, несправедливым, жестоким правителем, завоевателем, истребителем народов, алчным царем:Непокорных покорными сделал он,Свои земли просторными сделал он,Дни светлых ханов, султанов, царейОмраченными, черными сделал он.Но алчность его становилась сильней,Мир и мал оказался, и тесен ей. Известно, что во многих восточных как фольклорных, так и письменных произведениях об Искандере часто изображаются близкие к нему люди в роли наставников, мудрецов, философов. В поэме Абая наставник и учитель Искандера — Аристотель:При царе был мудрейший из мудрецов —Аристотель, древнейший из мудрецов…   Смысл и цель поэмы Абая «Искандер» заключается, с одной стороны, в обличении нравственных и социальных пороков — зла и насилия, проявляющихся в различных формах: то в виде жестоких завоеваний и истребления народов, то в поддержке таких злодеяний бесчестными льстецами, глупцами; а с другой стороны, в проведении гуманистической идеи, в надежде на улучшение общества путем его просвещения.Зло, заключенное в делах Искандера, имеет место и в современной поэту жизни, об этом говорится в заключительных строках поэмы:Закончена повесть — недлинный рассказ, —Поучение в нем найдешь в добрый час.