Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей с нарушением интеллекта.


Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей с нарушением интеллекта. С е н с о р н о е р а з в и т и е (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. В процессе сенсорного воспитания формируются представления : О ЦВЕТЕО ФОРМЕ О ВЕЛИЧИНЕО ПРИЗНАКАХ И СВОЙСТВАХ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ Сенсорное воспитание направлено на развитие: ЗрительногоСлуховогоТактильного кинетического кинестетического и других видов ощущений и восприятий Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность не только умственного, но и физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В.А.Сухомлинский «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» Дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания: знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. В содержание дидактических игр, игрушек заложен особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Основная задача дидактических игр – обучающая. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. Игры с мелкой мозаикой, конструктором, отлично развивают мелкую моторику, внимание, мышление, логику, зрительное восприятие. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами, сортировка, пересыпание. Очень нравятся детям игры с пуговицами. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, бусы и т.д. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы. Игры с бусинами, макаронами, разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Нанизывать можно все, что нанизывается. Игры – шнуровки развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательность действий. Отлично развивает мелкую моторику работа с пластилином, рисование и аппликация. Предлагайте детям разнообразные задания, от простого к сложному. Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Спасибо за внимание.