Тестопластика как средство развития воображения у учащихся младших классов с нарушением интеллекта


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАтестопластика как средство развития воображения у учащихся младших классов с нарушением интеллектаПодготовила студентка 63 гр., з.о.: Гришина Ирина Викторовна Научный руководитель: д.ф.н. Коваленко Сергей Владимирович Москва, 2013 Согласно учениям М. В. Гамезо и И. А. Домашенко «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Объект исследования: технология развития воображения у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта. Предмет исследования: тестопластика как метод развития воображения учащихся младших классов с нарушением интеллекта.Цель исследования: определить влияние тестопластики на развитие воображения у учащихся во внеклассной работе. Задачи: 1. На основе теоретического анализа научной литературы определить особенности формирования воображения у учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта.2. Осуществить анализ современных методов развития воображения учащихся младших классов общеобразовательных и специальных школ.3.Проанализировать влияние тестопластики на развитие воображения учащихся начальных классов с нарушением интеллекта.4. Отследить динамику развития воображения у учащихся специальной школы, сравнить показатели и сделать выводы. Гипотеза исследования: существует динамика в развитии воображения учащихся младших классов с нарушением интеллекта, обусловленная использованием технологии тестопластики во внеклассной работе.Методы: - теоретические : сравнение, описание, анализ литературы.- эмпирические: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся, сбор данных об учениках, проведение эксперимента на основе методик определения развития воображение, составление таблиц и диаграмм с отображением уровня развития воображения, проведение занятий на основе тестопластики, отражение роста или снижения уровня воображения в результате проведенных занятий, сравнение диагностического и заключительного этапов исследования. Арт - терапияСказкотерапияТестопластика Тестопластика – лепка из соленого теста. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.2.Легко отмывается и не оставляет следов.3.Безопасно при попадании в рот.4.Не липнет к рукам при лепке.5.Можно сушить на воздухе.6.Можно лепить из окрашенного теста или расписать готовое изделие.7.Если покрыть лаком - сохранится на века.8.С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму. Наше исследование проводилось в специальной школе VIII вида. Возраст детей 10 – 11 лет. В классе 12 человек . Исследование проводилось в 3 этапа:1. Диагностический (констатирующий эксперимент) (1.10.2013 – 14.10.2013)2. Основной (формирующий эксперимент) (15.10.2013 – 22.11.2013)3. Заключительный (контрольный эксперимент) (25.11.2013 – 06.12.2013)Цель практической работы: показать рост уровня развития воображения у учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта во внеклассной работе с использованием технологии тестопластики. Сравнение результатов исследования по проведенным методикам. Результаты исследования по методике «Скульптура» на контрольном эксперименте Сравнение показателей констатирующего и контрольного эксперимента. После проведенных внеклассных занятий и упражнений, направленных на развитие воображения, показатель уровня творческого воображения увеличился. мы изучили влияние технологии тестопластики на развитие воображения у учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта, т.е. задачи и цель нашего исследования достигнуты.Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Существует динамика в развитии воображения учащихся младших классов с нарушением интеллекта, обусловленная использованием технологии тестопластики во внеклассной работе. Спасибо за внимание!