Презентация по литературе Художественный мир лирики А. А. Фета


Художественный мир А.А. Фета.Поэт без истории: мир как красота.Моисеева Алёна 10 А класс. А. А. Фет писал стихи больше пятидесяти лет. В эти десятилетия он был студентом, военным, помещиком – менялся, как всякий человек. Но эти изменения касались лишь его биографии, творчество Фета, за исключением самых ранних стихов, строилось по иным законам. Фет – классический образец «поэта без истории». Его художественная система – поэтический мир без лирического героя, в котором эволюция не составляет особой темы и подробностям биографии закрыт прямой путь в стихи. Фет не устает напоминать, что именно воспроизведение мира как красоты является главной задачей поэта. Ведь красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает того, кто, может быть, и не подозревает о его существовании.Красота – второй ключ к пониманию фетовского художественного мира. Идеал – так же одно из самых важных для Фета понятий. В программной статье «О стихотворениях Тютчева» Фет замечает: «Пусть предметом песни будут личные впечатления: ненависть, грубость, любовь и пр., но чем дальше поэт отодвинет их от себя как объект, чем с большей зоркостью провидит он оттенки собственного чувства, тем чище выступит его идеал». Поэты чистого искусстваСвоеобразие знаменитого фетовского стихотворения отчетливо выявляется в сопоставлении с многочисленными космическими пейзажами Ф. Тютчева. Современникам некоторые стихи Фета казались беспорядочным нагромождение деталей, описания природы и чувств - « очень бедными движением ». Фет как будто провоцирует такую реакцию, сочинив несколько стихотворений без единого глагола.Всмотримся, однако, в самое известное из « безглагольных » стихотворений.Чудная картина: статика и динамика Шепот, робкое дыханье,Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья,Свет ночной, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица,В дымных тучках пурпур розы,Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,И заря, заря!.. В последнем, самом лучшем, сборнике стихов А. Фета “Вечерние огни”, где наиболее остро отразились противоречия между Фетом-человеком и Фетом-поэтом, явственно звучит потребность вырваться на простор, напитанный воздухом поэзии.« Идеальный мир мой разрушен давно…» .Сновиденье,Пробужденье,Тает мгла.Как весною,Надо мноюВысь светла.Неизбежно,Страстно, нежноУповать,Без усилийС плеском крылийЗалетатьВ мир стремлений,ПреклоненийИ молитв;Радость чуя,Не хочу яВаших битв. Образ мира, созданный Фетом, осознанно или неосознанно откликнулся в творчестве Чехова, Бунина, Блока. Прошло немного времени – и его реальная культурная основа исчезла. Кажется, если сегодня приехать на развалины фетовских имений и поднять к небу глаза, там увидишь уже другие звезды. Фетовская идиллия стала утопией. Местом, которого нет.Но исчезнувший мир навсегда остался в его стихах. Этот листок, что иссох и свалился,Золотом вечным горит в песнопеньи. ИсточникиЛитература 10 класс. И.Н. СухихPoesias.ruLitra.ru