Презентация на тему: Обогащение и активизация словарного запаса на уровне текста у младших школьников.


Обогащение и активизация словарного запаса на уровне текста у младших школьников Подготовила: учитель-логопед МБОУ СОШ №13 Жидкова Нина Павловна Обогащение и активизация словарного запаса на уровне текста у младших школьников Обогащение и оптимизация словарного запаса у младших школьников – это систематическая работа над уточнением представлений о словах, их происхождении, знакомство с новыми словами и активному включению этих слов в лексикон учащихся, совершенствованию словообразовательных навыков. Нужно учить детей вдумчиво использовать слова и их формы, формировать умение грамотно оформлять свои мысли в предложениях. Обогащение и активизация словарного запаса на уровне текста у младших школьников Работая над увеличением словарного запаса у учащихся, учитель одновременно решает две задачи: количественное и качественное его обогащение. Рост словарного запаса в количественном объеме немыслим без его качественного улучшения. Увеличить словарь школьников в количественном отношении можно при чтении текстов, привлекая внимание учеников к тем словам, которые им неизвестны. Обогащение и активизация словарного запаса на уровне текста у младших школьников Для обогащения и активизации словаря на уровне текста у младших школьников необходимо давать задания для «проникновения» в текст: и схватывания главной мысли, и вычерпывания смыслов из каждого слова, и прогнозирование предстоящего текста на всех уровнях. При этом, чтобы прочесть текст, школьник должен тем или иным путем в той или иной степени добыть и досоздать его. Обогащение и активизация словарного запаса на уровне текста у младших школьников Стоит привлечь внимание детей к словам в тексте, имеющие несколько значений, особенно с переносными значениями слов. Эта работа направлена на обогащение количественного состава словарного запаса и помогает детям глубже понять значение слова и механизм возникновения его переносного значения. Приемы работы по обогащению и активизации словарного запаса на уровне текста у младших школьников на логопедических занятиях Задание 1. Собери рассыпанные тексты так, чтобы из них получились осмысленные предложения. 1) На, из-за, аквариуме, раз, когда, чего-нибудь, ночь, огорчался, в, каждый, в, Хоттабыч, устраивался, Волькином, он. 2) Хоттабыч, через, в, Костыльковых, стариком, минуту, со, из, руку, дома, котором, под, Волька, проживала, семья, вышел. Ответы: 1) Каждый раз, когда Хоттабыч из-за чего-нибудь огорчался, он устраивался на ночь в Волькином аквариуме.2) Через минуту из дома, в котором проживала семья Костыльковых, вышел Волька под руку со стариком Хоттабычем. Задание 2. Поэт написал стихи для детей, а рассеянный наборщик перепутал все строчки. На месте остались только первая и последняя. Помогите вернуть каждую строчку на свое место. Ветер, ветер, ветерВ почерневший сад.Тучи, тучи, тучиГрустные сидят.Льется дождь колючийМокрый листопад,Взрослые и дети По небу летят. Ответ: Льется дождь колючийВ почерневший сад.Тучи, тучи, тучиПо небу летят.Ветер, ветер, ветер,Мокрый листопад.Взрослые и детиГрустные сидят. Задание 3. Отделите друг от друга «Грустную песенку» и «Кошкину считалочку». Раз, два, три, четыре, пятьЦелый месяц по дождемКошка учиться считать,Мокнет крыша, мокнет дом.Мокнут лужи и поля,Потихоньку, понемножкуМокнет мокрая земля,Прибавляет к мышке кошку.И далеко от землиПолучается ответ:Мокнут в море корабли,Кошка есть, а мышки нет. Ответ: «Кошкина считалка»Раз, два, три, четыре, пятьКошка учиться считать,Потихоньку, понемножкуПрибавляет к мышке кошку.Получается ответ:Кошка есть, а мышки нет. В.И. Левин «Грустная песенка»Целый месяц по дождемМокнет крыша, мокнет дом.Мокнут лужи и поля,Мокнет мокрая земля,И далеко от землиМокнут в море корабли,В.И. Левин Задание 4. Подберите из данных слов слова, более подходящие к тексту. Цель этого задания – подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, нужное в данный момент речи. Слова для справок: холодный, буйный, пронизывающий, сильный, заунывный, вольный.Осенью дует … ветер.… ветер гуляет на просторе.… ветер гонит стаи туч на край земли. Спасибо за внимание!!!