Презентация по искусству на тему Омск.Городские мотивы в картинах художников


Содержание «Лицо» Омска.Никольская церковь(1840г.)Кафедральный собор. Любинский проспект.Драматический театр.Иртыш.Мосты.Тарские ворота.Крестовоздвиженский собор(1870г.)Ильинская церковь.Дом Ф.Ф.Штумпфа по Плотниковской улице(1910-е г.)Здание Товарищества Кузнецких каменноугольных копей.Городские мотивы.Заключение «Лицо» Омска. С тех давних пор, как отряд подполковника лейб-гвардии Преображенского полка Ивана Бухольца, высадившийся в устье Оми, построил два небольших, обнесенных частоколом редута, прошло почти три века. Тогда, в 1716 году, было положено начало сибирскому городу, вобравшему в свою судьбу важные события российской истории. Дома, улицы и площади Омска, подобно страницам большой книги, повествуют о жизни города, начиная от петровских времен с деревянного города – крепости до нынешних дней с современными зданиями. Омск имеет своё лицо. Оно индивидуально, неповторимо и начало формироваться в том году, когда удачно было выбрано место для новой крепости — у слияния двух рек: тихой Оми и вольного Иртыша. Своеобразие нашего города и непохожесть его на другие определяют возведенные в разные эпохи здания, многие из которых стали памятниками архитектуры. Омские художники не просто любят свой город. Их чувства более сложны и многозначны. В архитектурных, лирических, урбанистических пейзажах, жанровых картинах художники ведут очень заинтересованные, то исповедально-лирические, то напряженно-драматические диалоги между собой и городом, его улицами, скверами, памятниками, его людьми — носителями городской культуры и психологии. Расположение Омска в равнинном пространстве, при слиянии рек, его богатая история, своеобразный уклад жизни города, архитектурный облик не только влияют на городскую тематику художников, но, в известной степени, предопределяют композиционно - пластическое решение картин. Особенно тема города взволнованно звучит у тех, кто с городом связан «кровно». Стремлением передать чувство слитности со своим домом, двором, улицей пронизаны работы А. Темерева, А. Старцева, В. Долгушина. Они родились, выросли, учились в Омске, и поэтому им так дорога эта маленькая частица земли. Ностальгическое чувство по городу детства пронизывает их творчество. Никольская церковь(1840г.) В Омске сохранился памятник храмового строительства - казачья Никольская церковь, образец русского классицизма первой половины XIX века. Чертежи церкви были выполнены выдающимся русским архитектором В.П.Стасовым. Строительство церкви началось в 1833 г и завершилось в 1840. У Никольской церкви сложная история реконструкций и переделок. Во время Великой Отечественной войны здание занимал государственный проектный институт. После реэвакуации института здесь разместился клуб строителей. Была разобрана колокольня и надстроены второй и третий этажи. Затем зрительный зал клуба переоборудовали под кинотеатр "Победа", а на верхних этажах разместились отделы культуры, кинофикации и кинопроката. В 1982-1983 годах после реставрации в нем был установлен орган. А в 90-х годах передана православной церкви. А.Б.Сапожников «Никольский собор» (1984г.) Г.С.Катилло «Камерный вечер» (1988г.) А.С.Ефремова (2002г.) Кафедральный собор. Успенский кафедральный собор, построенный в Омске 1898 году на пожертвования жителей Омска, военного и гражданского чиновничества Сибири и средства, выделенные Николаем II, был одним из самых величественных и красивейших храмов России. В 1935 году собор разделил участь множества российских храмов. По решению Президиума Омского областного исполнительного комитета Успенский собор был взорван. Казалось, что никогда омичи не увидят прекрасного творения российских зодчих, не услышат чудного, а для многих и просто целительного звона колоколов. Но они возвращаются...   В 1999 году на месте Успенского собора, в действовавшем многие десятилетия Сквере пионеров, был установлен поклонный крест.   11 июля 2005 года Правительство Омской области приняло решение о воссоздании памятника истории и культуры Омской области Успенского собора. Содействие в вопросах строительства и решении актуальных задач по воссозданию памятника истории и культуры оказывает Попечительский совет во главе с Губернатором, Председателем Правительства Омской области Леонидом Полежаевым. К.П.Белов «Омск исторический» (1982г.) К.П.Белов «Собор в старом Омске» (1987г.) М.И.Разумов «Кафедральный собор»(1986г.) Любинский проспект К 1905 году сформировался Любинский, или, как его официально называли, Чернавинский проспект. Ведущее место в комплексе его зданий принадлежит, без сомнения, Московским рядам (архитектор О. Дессин), где размещали свои товары для оптовой торговли различные российские товарищества мануфактур, в том числе П. Рябушинского, С. Морозова, братьев Носовых.У художников, как и у большинства горожан, символом города является бывший Любинский проспект, нынешняя улица Ленина, со своеобразной архитектурой торговых рядов. Поэтому так часто они ищут сюжеты своих картин именно в этом уголке города. Он настолько притягателен своим особым духом, колоритом, что не оставляет без внимания любого, кто хоть раз в него пристально вгляделся. А. Галковский, едва появившись в нашем городе, признался: «Я сразу влюбился в Омск. И доказал свою привязанность сериями офортов: «Кружево Сибири», «Город на Иртыше». В прихотливом, воздушном орнаменте его графических работ нашли себе место и «Омские куранты», и «Улица Ленина», и «Зимняя аллея», ивы которой индевеют морозным утром и радуют своей хрупкой красотой. А.И.Галковский «Омские куранты» (1983) В.И.Зайцев «На бывшем Любинском проспекте» (1989г.) А.И.Галковский «Зимняя аллея» (1983г.) А.Ф.Соловьёва «Осенний Омск» (1986г.) А.И.Галковский «Улица Ленина» (1983г.) Драматический театр. В лучших традициях русского театрального строительства выдержано здание театра драмы. Построенный на свободном участке, на Базарной площади, театр привлекает нарядностью и праздничностью (инженер И. Хворинов, 1904год ). Здание – яркий пример сочной, эклектичной пластики, господствовавшей в тот период. Через 10 лет здание увенчал «Крылатый гений», исполненный чешским скульптором В.Винклером, оказавшимся в 1915 году в Омске среди военнопленных. К сожалению, его «Крылатый гений» простоял недолго. В 1933 году добротно сработанную цементную фигуру сняли с фронтона по соображениям идейного порядка (в наши дни восстановлена). А.И.Разумов «Зимний пейзаж. Драматический театр» (1986г.) А.Б. Сапожников «Драматический театр» (1984г.) Н.Г.Горбунов «У театра» (1987г.) Иртыш. Старый Омск не имел выхода к Иртышу. К реке были обращены задворки, товарные пристани, склады, заводы. Градостроители нового Омска поставили перед собой задачу развернуть город к реке - садами, набережными и улицами. Вдоль правого берега Иртыша тянется многокилометровая, хорошо озелененная набережная (архитекторы Е.Степанов, П.Радищев, Б.Антипов и другие). В наши дни на Зеленом острове на правом берегу Иртыша создан парк культуры и водного спорта (архитекторы Г.Чиркин, Л.Маслова, 1985г.). Берегут омичи и заповедное место "Птичья гавань", где протекала заросшая камышом речка Замарайка. На левобережье разбит огромный Парк Победы (архитектор В. Антонинов). В наше время Иртыш является главной ландшафтной осью, вдоль которой развивается и растет город. Идея выхода города на левый берег возникла еще в начале 1950-х годов при разработке московским институтом Гипрогор первого варианта генерального плана развития современного города, кстати, вобравшего в себя основные идеи выдающегося градостроителя В.Гресте, разработанные им в генеральном плане Омска в 1829 году. Выход на левый берег Иртыша позволил улучшить архитектурно-планировочную структуру города. Своеобразию микрорайонов Левобережья способствует естественный ландшафт. Березовые рощицы близ дома хороши в любую погоду, в любое время года, их ясная и чистая красота успокаивает, их созерцание способно восстановить душевные силы. С расположением Омска на двух реках связаны не только архитектурно-планировочное решение города, но и уклад нашей жизни. Поэтому столь притягателен интерес художников к Иртышу и Оми. За последние годы было создано немало «тихих» пейзажей, где Омь (в переводе с татарского — «тихая») выступает задушевным собеседником и для художника, и для зрителя. Назовем лишь камерные листы в технике меццо-тинто Н. Горбунова, в которых он призывает «вернуться на реку Тишину», чтобы защитить современного человека от бездуховности; один из путей защиты — утверждение прекрасного путем традиционной поэтизации реального мира. А.Н.Либеров «Иртышские пески» (1978г.) А.Н.Либеров «Иртыш. Перед грозой.» (1978г.) В.Л.Долгушин «Над Иртышом» (1977г.) Р.П.Камкина «На левый берег» (1984г.) А.В.Старцев «Мост-Иртыш» (1976г.) Мосты. Мосты не только связывают берега и людей, на них живущих, но они еще и украшают наш город, восхищая смелостью инженерного решения и выразительностью форм. Площадь Ленина соединил в 1953 году с улицей Гагарина Комсомольский мост. В 1959 году упругая дуга Ленинградского моста связала правый и левый Иртышские берега в районе улицы Масленникова. В 1967 году перспективу улицы Ленина продолжил Юбилейный мост, заменивший старый, "парижский". В 1978 году возведен мост, связавший левобережье с городком Нефтяников. Не так давно наш город украсился эстакадой, соединившей берега долины Оми в районе улиц Маршала Жукова и Фрунзе. Метромост через Иртыш, без сомнения - главная стройплощадка Омска в последние 5 лет. Строительство метромоста началось в декабре 2000 года, а 18.10.2005г. в Омске торжественно открыли новый мост. Он соединил улицу Фрунзе с улицей Конева. В.И.Зайцев «Парижский мост» (1986г.) С.К.Белов «Летний день в Омске» (1988г.) В.Н.Белан «Сквер Врубеля» (1983г.) Г.С.Катилло «Мосты над Омью» (1973г.) Т.П.Козлов «После грозы» (1971г) Р.Ф.Черепанов «Часовня у Ильинского моста» (1980-1985г.) А.В.Старцев «Дорога в аэропорт» (1976г.) В.Н.Белов «На Оми у железного моста» (1954г.) Тарские ворота. В нашем городе не так много архитектурных и исторических памятников. Правда, их было значительно больше. Увы, город наш не миновала трагическая участь, когда уничтожались не только церкви. В эти жернова попал памятник истории — «Тарские ворота» — образец архитектуры восемнадцатого века. «Деятели» этих варварских акций не учли одной простой, но непреходящей истины: из памяти народа никогда не удается вытравить дух прошлого. Вот поче­му люди благодарны художникам, которые своим талантом воскрешают образы истории. Именно поэтому мы с особым трепетом воспринимаем пастель «Тарские ворота» А. Либерова, живописный «Омск исторический» К. Белова, растворившийся в мягких пастельных тонах, как в дымке времени, красавец «Кафед­ральный собор» М. Разумова. Не продолжая списка, подчеркнем, что прошлое в творчестве художников живет, а значит, оно будет через искусство пере­даваться новым поколениям людей, которые в новых исторических условиях смогут продолжить традиции «века нынешнего и века минувшего». В это надо верить. В феврале 1959 года крепостные ворота XVIII века были снесены, несмотря на протесты художников А.Либерова и К.Щекотова. Не помогли и организованные ими дежурства около ворот. Их все-таки сломали бульдозером как раз в тот момент, когда никого рядом не оказалось. Кому же помешали Тарские ворота, и почему их снесли? История повествует: напротив Тарских ворот находится дом, Спартаковская, 13, где всегда жили крупные партийные руководители города Омска, и им не нравилось, что рядом с воротами "безобразничали" мальчишки и находили приют бездомные собаки. И вместо того, чтобы приставить к реликвии охранника, следившего за порядком, было принято совершенно неожиданное решение: памятник просто сломали. Шло время, в стране наступила "оттепель", и уже начали открыто сожалеть об утрате исторической ценности. В 1978 году Общество по охране памятников и истории культуры направило письменное обращение новому секретарю обкома С.И.Манякину с просьбой восстановить Тарские ворота на деньги общества. Но по неизвестным причинам вопрос был снят с повестки дня. В 1991 году на Президиуме Общества охраны памятников опять ставится вопрос о восстановлении Тарских ворот. На этот раз было решено издать буклет просветительского характера: где и как стояли ворота. От продажи 20 тысяч экземпляров Общество охраны памятников получило 59 тысяч рублей и ещё 20 тысяч рублей добавили из средств общества. Вот на эти деньги и были восстановлены Тарские ворота. Право закладки первого кирпича получили старейшины нашего города: профессор, доктор исторических наук, А.Д.Колесников и А.Н.Либеров. Авторами восстановленных Тарских ворот являются архитектор М.М.Хохаев и реставратор И.В.Коновалов. А.Н.Либеров «Тарские ворота» (1984г.) В.К.Кудряшов (1967г.) Нас всегда радует, когда построенное много лет назад здание не меняет своего назначения. Такие примеры у нас редки, но всё-таки они есть. Крестовоздвиженскому собору на Тарской улице почти 140 лет. В его облике отразился интерес архитекторов второй половины 19 века к историческим стилям. Силуэты куполов и колокольни заставляют вспомнить формы барочных построек. Ещё более усилилось это впечатление после недавней их реставрации с включением сусального золота . Купола стали излучать торжествующее сияние. Крестовоздвиженский собор(1870г.) А.С.Ефремова (2002г.) Ильинская церковь. В старейшем форштадте Ильинском находилась первая деревянная церковь острога - Сергиевская, простоявшая с 1716 по 1773 гг. А престольным храмом Омска стала каменная Ильинская церковь, построенная в 1778-1789 гг. Ильин день - 2 августа стал Днём города. Первая Ильинская церковь стояла у дороги на Чернолучье между Омской и Курганской слободами на правом берегу р. Оми. Еще в момент проектирования новой Омской крепости, в середине XYIII века, ее предполагалось перенести на левый берег. Деревянная церковь была поставлена на холме у Спасских ворот старой крепости в 1769-м году, при генерале И.И. Шпрингере. Главнокомандующий генерал-поручик и кавалер Николай Гаврилович Огарев обратился к архиепископу Варлааму с просьбой о постройке новой церкви в Омске, рядом с деревянным Ильинским храмом. В 1778 году каменная Ильинская церковь была заложена к западу от деревянной, на высоком пригорке над левым берегом Оми., на улице (совр. ул. Ленина). Ильинская церковь являлась одной из самых важных архитектурных доминант города, давшей название сформировавшемуся около него форштадту. Возведение храма на холме над левым берегом Оми давало возможность его обзора из множества районов города и с рек. Архитектор: Вероятно, проект был заказан Н.Г. Огаревым столичному мастеру. Н.А.Герасимов «Ильинская церковь» (1984-1986г.) Р.Ф.Черепанов «Ильинская церковь. Фрагмент» (1988-1989г.) А.С.Ефремова (2002г.) Дом Ф.Ф.Штумпфа по Плотниковской улице(1910-е г.) Г.А.Штабнов «Любимый город.» Н.А.Герасимов. (1984г.) Здание Товарищества Кузнецких каменноугольных копей. Лучший образец стиля модерн в Омске, - конечно, дом Акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей. «Азбукой модерна» именуют искусствоведы этот дом, возведённый в 1910-е годы на углу улиц Тобольской и Надеждинской (ныне Орджоникидзе и Чапаева). Н.Я.Третьяков «Белый город.» (1968г.) Городские мотивы. Н.Я.Третьяков «Город» (1965г.) Н.Я.Третьяков «Крыши домов» (1969г.) А.А.Темерев «Улица Пушкина» (1984г.) ɸ(ФҲਠГh„…䄄(섅 ĆƁ￿яƃ￿яƿǀǿȁ肀Ђ́砃Изображение 015բᇳრ<န$࿱܀䐄」௃ А.А.Темерев «Омские улицы» (1984г.) В.В.Кукуйцев «Серебристый день» (1979г.) А.Н.Либеров «Осень в городе» (1984г) В.Н.Белан «Морозный день» (1977г.) Р.К.Камкина «Городские будни» (1979г.) А.А.Темерев «В старом парке.(У фонтана)» (1980г.) А.Н.Либеров «Под крылом Омск» (1978г.) Ю.А.Овчинников «Полдень в городе» В.Н.Белов «Вечерний город. Этюд.» (1946г.) А.С.Ефремова «Сквер пионеров» (2002г.) Эмоциональное состояние городского жителя во многом зависит от того, в какой среде он живет. Взрослые и дети радуются каждой художественной новинке, которая появляется в нашем городе. Остроту недостатка эстетического комфорта на протяжении последних десятилетий старались восполнить многие архитекторы, дизайнеры, художники. Но прежде всего М. Слободин и В. Десятое, К. Гагишвили, А. Демидов, В. Погодин. Ими сделано немало, но для огромного Омска пока недостаточно. Обнадёживает то, что у художников много планов по превращению Омска в красивый современный город.