Презентация для детей старшего дошкольного возраста Зима в картинах русских художников.


ЗИМА в картинах русских художников  Русская зима! Сколько в ней необычайной красоты! Она всегда очень разная. На первый взгляд все одно и то же: снег, холод, мороз. Но, если приглядеться, то зима предстанет во всех красках. Она и стылая, и морозная, она и бурная, и вьюжная, она и задорная, и солнечная, она и веселая, и мрачная, она и унылая, и шумная. Наша красавица-зима очаровывает и берет в сказочно-снежный плен каждого, кто хоть раз побывал в её холодно-прекрасных владениях. И художникам удавалось передать не только красоту зимней природы, но и настроение, передать эмоции, которые вызывает зимняя погода. Какой же видели русскую зиму художники на протяжении всего времени? Предлагаю Вам познакомиться с картинами русских художников, запечатлевших это необыкновенное время года. И.И.ШИШКИН « НА СЕВЕРЕ ДИКОМ» Михаил Лермонтов"На севере диком стоит одиноко..."На севере диком стоит одинокоНа голой вершине сосна,И дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой, она.И снится ей все, что в пустыне далекой,В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючемПрекрасная пальма растет.Картина Шишкина создана по мотивам стихотворений Гейне и Лермонтова передаёт те же чувства обоих поэтов, но только другими средствами – средствами живописи.Одиночество...На скале, среди снега и тьмы , одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется нет такой силы, которая может её свалить, обломать , согнуть. С достоинством возвышается могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли.Кажется, что сосна смотрит на Луну. Она освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг.Снег не чисто белый. Мастерство художника показало множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.   В.И.СУРИКОВ «ВЗЯТИЕ СНЕЖНОГО ГОРОДКА» Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске, куда он уехал из Москвы, тяжело переживая смерть любимой жены Анны Шарэ. Здесь живописец вновь ожил, увлекся традициями края и событиями местной истории. Художник воплотил свои представления о характере казаков, народной жизни Сибири. Сурикову, имевшему в роду казацкие корни, были близки местные нравы и забавы праздничных гуляний. Композиция картины динамична, полна движения, зритель словно вовлечен во всеобщее действо, чувствует морозный воздух и разлетающийся по сторонам снег. В шуточном взятии снежной крепости художник изобразил молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. В санях повернутым к зрителю предстает брат художника - Александр.  За это полотно Суриков получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900. А.М.ВАСНЕЦОВ «ЗИМНИЙ СОН» В картине «Зимний сон» Васнецова А.М. изображена опушка зимнего леса. С левой стороны виднеются чёткие линии дорожки, оставшейся от саней, которые направляются в сторону слегка заметной вдали деревни. Снег мягко лежит большим пушистым покрывалом на мохнатых лапах высоких многолетних, и совсем маленьких, только что выросших елей. Чувствуется какая-то звенящая тишина, которую легко может нарушить любой шорох падающей ветки или хруст снега под лапами пробежавшего зайца. Глубь леса, находящаяся справой стороны, манит, и одновременно немного пугает. Уже вечер. Оранжево-лимонный тон неба плавно переходит в синеватые оттенки снежных сугробов. Спокойствие и безмолвие царит вокруг. Произведению присущи черты модернизма. Об этом свидетельствует придание картине некоторой искусственности и сказочности, а также добавление объёма отдельным элементам изображения. Автор специально добавил некоторым деталям изображения цветовую интенсивность и выделил их контур. За счёт этого, сразу начинает чувствоваться пушистость снега и лютый мороз. Хочется поиграть в снежки и слепить снежную бабу. Автору удалось предать всю глубину и чувства в этом произведении. Шишкин И. И. «Первый снег» Среди большого количества разнообразных работ Шишкина есть одна не свойственная его стилю написания. Это «Первый снег». Картина написана в 1875 году. Посмотрев на произведение, мы видим сырость и слякоть, наводящие грусть. С полотна идет уныние и тоска по теплым летним денькам. Тающий снег образует слякоть, ноги как будто утонули в грязи, и хочется очутиться под теплым одеялом. Природа встревожена приходом зимы, даже лес выглядит озябшим от такой погоды В картине «Первый снег» просматривается лирическое состояние, несвойственное для творчества автора. Мимо этой картины не проходят критики и ценители искусства. Она вызывает чувство тоскливости, сырости и одиночества. Шишкин довольно точно изобразил серое небо, тяжелый подтаявший снег. На полотне царит естественность, здесь нет ни чего лишнего и выдуманного. Шишкин создавал в своих картинах не просто лес, а показывал его могущество и силу. Для современников, благодаря своей любви к природе, сам Шишкин стал символом олицетворяющим красоту русского леса и могучую силу народа. Его называли царем леса, лесовиком, сопоставляли с крепкой старой сосной.  Коровин К. А. «Зимой»  В картине «Зимой» ярко выражена любовь художника к родной природе. Обычный зимний пейзаж. Со двора старого бревенчатого дома приготовился выехать в санях крестьянин. Ворота уже открыты, лошадь было двинулась, да хозяин что-то забыл, вернулся в дом, даже дверь за собой не закрыл. За домом — безбрежная даль полей и лесов. Красивое сочетание серо-голубых и сиренево-серых тонов придает картине гармоничность и цельность. Спокойствием и уверенностью веет от этого двора, нет здесь ни напряженности, ни суеты. Именно таков был крестьянский уклад, трудолюбивый мужик с чувством собственного достоинства, с толком, с расстановкой приступал к любому делу. За это и уважали настоящего хозяина и помещики, и бояре. Скромный двор не блещет роскошью, но нет здесь и запустения. Такова была реальная жизнь в русских деревнях конца XIX века, такой увидел ее и донес до нас великий художник. Автор: Дубина Е.Ю.Воспитатель ДОО № 10«СОЛНЫШКО»Город ЯсиноватаяДонецкой области