Мдк 04.01. Ремонт и реставрация ювелирных изделий


Ремонт ювелирных изделийКулоны, медальоны, броши. Ремонт кулонов:Кулоны бывают гладкими, ажурными без камней, а также с камнями различных форм.Основные неисправности:протертость соединительного и кулонного ушковвыпадение камней из оправ.При ремонте ушков в кулонах с камнями перед паянием осматривают камни, и, если их нагревать нельзя, то камни раскрепляют, а после паяния опять закрепляют. Для ремонта простого овального соединительного ушка, если оно протерлось в одном месте, можно наплавить припои (уплотнить протертое место)Новое ушко изготовляют из проволоки соответствующего сечения по той же технологии, что и ушко для нового кулона. Если изготовляют новое ушко, то на него ставят клеймо. Для ремонта фасонного ушка по месту протертости также можно наплавить припой, а если имеется разрыв, то можно либо спаять встык, либо отрезать ушко от основания художественного элемента, изготовить из проволоки соответствующего сечения трехсторонний гнутый профиль и припаять его встык к тыльной стороне пластинчатого художественного элемента. Ремонт медальонов:В случаях протирания или облома шарнира необходимо вынуть штифт и отсоединить основание и крышку медальона. Протертые или обломанные части шарнира на крышке и основании отрезаются. Новые трубки для шарнира и штифт изготовляются по той же технологии, что и при изготовлении новых медальонов. Затем новые трубки припаивают к крышке и основанию медальона. Возможна замена трубки только на основании или крышке, если вторая часть не изношена.В случае облома прижимного язычка (запора) необходимо изготовить новый язычок из проволоки по общепринятой технологии, припаять его к основанию медальона в месте облома и затем с помощью плоскогубцев изогнуть так, чтобы при закрывании крышки он ее плотно прижимал. Ремонт брошей:Одной из неисправностей в брошах является отсоединение накладных элементов.Наиболее распространенными неисправностями в брошах являются дефекты замков. При этом чаще в замках ломается крючок или шарнир, на котором крепится булавка. В случае облома крючка в любом месте оставшуюся его часть отрезают от пластинки, на которую он припаян, и припаивают проволоку или ленту такого профиля, какой был первоначально. Потом крючок изгибают и подгоняют по нему булавку, после чего брошь отбеливают и опиливают по месту припайки крючка. Если обломан шарнир, к которому крепится булавка, то в первую очередь его следует расштифтовать и вынуть булавку. Сломанный шарнир или его оставшуюся часть отрезают от пластинки, к которой припаян шарнир. Ремонт цепочек:Основные неисправности в цепочках - это разрыв звеньев и поломка замка.Разрыв звеньев якорной или панцирной цепочки устраняется пайкой разорванного места путем наложения кусочка (припоя) на стык. Технология пайки при ремонте якорной и панцирной цепочки аналогична технологии пайки звеньев при сборке новой цепочки.В витых многозвенных цепочках бывает протирание или обрыв одного или нескольких ушков.

В 2-звенных витых цепочках в случае протертости (обрыва) одного или нескольких ушков необходимо дефектное ушко запаять по месту разрыва по той же технологии, что и звено в якорной цепочке. В случае непригодности дефектного ушка (истирание значительной его части) необходимо изготовить новое ушко. В 3-звенных витых цепях в случае протертости (обрыва) одного или нескольких ушков необходимо полностью раскрыть звено, т. е. разрезать два оставшихся ушка этого звена и разъединить цепь. Затем следует определить правильное направление навивки цепи, изготовить взамен одного или нескольких дефектных ушков новые, после чего правильно заправить их с одной стороны в ремонтное звено цепи, а затем ввести эти ушки цепи и запаять их по месту стыка (фуги) каждое ушко отдельно.
В венецианской цепочке возможен разрыв звеньев, которые соединяются без пайки. В случае облома одного или нескольких усиков дефектное звено надо удалить. Для присоединения последующего звена всю цепочку следует отжечь, разогнуть концевое звено (по месту разрыва) и с помощью плоскогубцев и пинцета ввести усики в следующее концевое звено второй части цепочки (по месту разрыва). Венецианские цепочки нельзя подвергать механической полировке, так как при этом возможны разрывы. Такие цепочки подвергают только электрополировке.
Ремонт браслетов:В браслетах для часов чаще всего протираются соединительные ушки и штифты, рефины в местах трения о штифты, предохранительная восьмерка и шарнир ее крепления, шарниры крепления браслета к часам, а также отламывается язычок шнапера. В браслетах с карабинными замками, кроме того, возможно ослабление пружины карабина и растяжек, которое приводит к ослаблению звеньев.
Ремонт браслетов при протирании соединительных ушков и штифтов:При протирании соединительного ушка или штифта необходимо в первую очередь разобрать звено. Для этого следует вынуть штифты, затем снять соединительные ушки. При этом протертые штифты обламывают или отрезают лобзиком, а соединительные ушки отпадают сами. Концы штифта можно вынуть, отсоединить его от глидера, к которому он припаян. В глидерах лобзиковой пилочкой вырезают места пайки штифтов или штифт высверливают сверлом. После разборки изготовляют новые соединительные ушки и штифты.

Ремонт браслетов при протирании рефинов:Для ремонта протертых рефинов необходимо снять их со звена растяжки и шнаперного замка. Для этого вынимают старую пружину и направляющие штифты, рефин вынимают из звена растяжки, отделяя от боковиков, соединенных с одной или обеих сторон штифтами. Если рефин протерт, то после снятия пружины и направляющих штифтов он выпадает сам, а если он протерт не насквозь, то, чтобы его снять, отрезают один из штифтов соединения боковиков и вынимают его. Наиболее часто протираются рефины шнапера и растяжного звена в местах соединения со звеном браслета. Из двух штифтов, соединяющих боковики, наиболее часто изнашивается (истирается) штифт, соединяющий звено растяжки со шнапером. Это наблюдается в соединении обоих звеньев растяжки со шнапером.

Ремонтируют изношенный рефин шнаперного замка накладкой с наружной стороны полоски металла. Затем накладку припаивают с двух сторон, отбеливают и опиливают. Шнаперный замок соединяют со звеном растяжки, для чего между боковиками вставляют новый штифт, изготовленный из проволоки соответствующего сечения. Если рефин звена растяжки тоже протерт, то его лучше запаивать установленным в боковики. При этом пружина не должна находиться в звене, так как при нагреве произойдет отпуск пружины. Разорванный конец рефина оттягивают методом ковки, а затем изгибают и накладывают внахлест, после чего припаивают. Если же место протерто не насквозь, то при паянии припой накладывают на ослабленное место. После паяния рефин отбеливают, опиливают и рихтуют на специальной оправке. Затем в рефин звена растяжки устанавливают направляющие штифты и пружину.
Ремонт браслетов при обломе язычка шнапера:Отломанный язычок необходимо соединить с частью боковика шнаперного замка. Такое соединение можно выполнить путем вставки соединительной пластинки или замены всей нижней пластинки шнапера. В том и другом случае это проводится методом паяния. Перед пайкой необходимо вынуть пружины, так как при нагреве может произойти их отпуск. Пластину, подготовленную из металла требуемой толщины, отрезают по размеру, вставляют в прорезь между боковиками и припаивают, а затем припаивают снизу внахлест к язычку, после чего отбеливают, места паяния опиливают и подгоняют язычок по шнаперу.

Ремонт браслетов при протирании предохранительной восьмерки:В случае износа предохранительной восьмерки или шарнира, к которому она крепится, необходимо заменить дефектное звено новым. Из проволоки изготовляют новую восьмерку. Изготовленную восьмерку вводят в шарнир, подгоняют по месту к шарику и спаивают в месте насадки на упорный шарик. Если протерт шарнир предохранительной восьмерки, то его отрезают от шнапера и изготовляют новый шарнир (трубку) и припаивают в прежнем месте к шнаперу. Перед пайкой пружину следует вынуть из браслета. После пайки шарнира в него вставляют предохранительную восьмерку, которую подгоняют по упорному шарику и спаивают в месте посадки на упорный шарик. Затем браслет отбеливают, шарнир и восьмерку опиливают по местам пайки и восьмерку подгоняют по упорному шарику.

Предметы сервировки столаК группе предметов сервировки стола относятся столовые приборы, ложки, вилки, ножи, подстаканники, сахарницы, чайники, стопки, рюмки, кофейники, солонки и др. Предметы сервировки стола в основном изготовляются из сплавов серебра или мельхиора как в чистом виде, так и с последующим серебрением отдельных частей изделия. Некоторые предметы сервировки стола подвергаются частичному золочению, причем для золочения изделий из мельхиора предварительно производится серебрение необходимой части поверхности. Рассмотрим технологию ремонта некоторых из предметов сервировки стола, изготовленных из сплавов серебра. Изделия из мельхиора ремонтируются по той же технологии, что и изделия из серебра, с применением тех же серебряных припоев, отличие составляют лишь режимы пайки. Ремонт ложек и вилок: Наиболее часто в ремонт поступают чайные, десертные, а иногда и столовые ложки. В них бывают обломы ручек (черенков). Устранить этот облом можно методом пайки встык по месту облома. Однако при этом соединение будет недостаточно прочным. Поэтому рекомендуется по торцам изломов обеих частей сделать профильное запиливание (рис. 87), вставить одну часть в другую и затем запаять серебряным припоем, после чего опилить и зачистить место пайки, отбелить ложку и в случае необходимости произвести механическое полирование. Если головка или ручка ложки, а в некоторых случаях и вся ложка позолочены, то при тепловой обработке (пайке) часть позолоты в зоне пайки обгорает, поэтому позолоту сознательно обжигают и ложку после ремонта (пайки) полируют, она приобретает единый цвет натурального серебра. В вилках встречаются обломы ручки (черенка), а также изгиб или облом заостренных рожков. Облом ручки (черенка) в вилках устраняется так же, как и в ложках. При изгибе рожков может быть произведена их рихтовка на наковальне с помощью молотка или выравнивание рожков плоскогубцами. В случае облома рожка может быть произведена пайка встык, а в случае необходимости может быть изготовлен (выпилен) новый рожок и произведена его пайка встык к упорной части вилки. В случае облома части рожка и наличия на вилке его части (корешка) необходимо для большей прочности оставшуюся часть рожка (корешок) и доделанную взамен отломанной запилить и, соединив ступенчато запаять. После этого места пайки необходимо опилить и зачистить, отбелить вилку и в случае необходимости произвести механическое полирование. Наряду с позолотой, ручки (черенки) ложек и вилок могут быть подвергнуты чернению или художественному эмалированию. Процесс восстановления чернения ремонтируемого изделия несложен, поэтому в таких случаях можно производить тепловую обработку (пайку). Восстановить эмалевое покрытие сложно как технологически, так и в связи с необходимостью подбора цвета эмали. Поэтому если облом произошел вдали от места покрытия эмалью, то перед пайкой зону эмалирования необходимо закрыть асбестом и только после этого приступать к пайке. Если же облом произошел в зоне покрытия эмалью или вблизи ее, то при пайке приходится эмаль выжигать по всей поверхности или части узора с последующим эмалированием или применением другого метода отделки (чернение, полирование). Ремонт подстаканников. В подстаканниках наиболее часто встречается облом ручки в местах соединения (пайки) с боковой поверхностью, что может повлечь за собой деформацию боковой поверхности и художественного орнамента. Реже встречается облом (разрыв) ручки в местах удержания. Облом ручки, происшедший в местах удержания ее, устраняется методом пайки в месте разрыва. Для этого с помощью плоскогубцев добиваются плотного соединения стыков (фуги), а для повышения надежности концы стыков запиливают и соединяют ступенчато или частично внахлест, после чего обвязывают проволокой (биндартом) и спаивают. После этого место пайки опиливают, зачищают и отбеливают. Ремонт рюмок и стопок. В рюмках и стопках возможна деформация боковой поверхности, а в рюмках еще бывает облом ножки. Деформация боковой поверхности рюмки или стопки устраняется путем рихтовки. Так как рюмки и стопки изготовляются штамповкой и металл нагартован, для облегчения его рихтовки изделие необходимо отжечь. После отжига с помощью приспособления рихтуют поверхность, изделие отбеливают и отделывают наружную поверхность в соответствии с заказом (чернение, полирование). Если внутренняя поверхность рюмки или стопки позолочена, то при рихтовке необходимо избегать тепловой обработки (отжига) и пользования острыми предметами (оправками), чтобы не нарушить покрытия. После окончания рихтовки можно на мягкую ветошь натереть тонкий слой полировочной пасты и, чуть касаясь, провести ею по позолоченной поверхности, а затем промыть поверхность мыльным раствором. Облом ножек в рюмках происходит в основном в месте стыка ножки с чашей пли основанием. Для устранения этого дефекта детали спаивают. Для упрочнения и фиксации ножки и чаши по отношению друг к другу в полую часть вставляется шарнир. После этого место пайки опиливают, зачищают и изделие отбеливают. В случае покрытия внутренней части чаши рюмки позолотой необходимо принять меры предосторожности и попытаться сохранить ее в процессе тепловой обработки (пайки). Если это не удается, то позолоту нужно обжечь и после отбеливания придать внутренней поверхности чаши вид натурального серебра. Ремонту методами рихтовки, пайки, восстановления декоративного покрытия могут подвергаться и другие предметы сервировки стола: подносы, сахарницы, чаши, ножи, лопатки и др. Повторение тем программы перед аттестацией Заготовительные, монтировочные и отделочные операции, изготовление блезур, различных замковых устройств К заготовительным операциям относятся: плавка, прокатка,волочение, штамповка и термическая обработка.ПРОКАТКА И ВАЛЬЦОВКАПрокатка— вид обработки металлов давлением, при которомметалл, проходя между вращающимися валками, изменяет формуи размеры. Прокатка — непрерывный процесс, т. е. профильпрокатываемого металла изменяется по всей длине проката.Профилем проката называют поперечное сечение прокатанногометалла.Вальцовка — это местная прокатка, т. е. прокатка ограниченногоучастка слитка или другого вида заготовки. Процесс волочения представляет собой протягивание прутковой,проволочной, трубной и профильной заготовок через коническоеотверстие для уменьшения их поперечного размера иувеличения длины. Путем волочения в ювелирном производствеполучают в основном проволоку и трубную заготовку. ВОЛОЧЕНИЕШтамповкой называют вид обработки металлов давлениемпри помощи штампов. Штамповка основана на использованиипластических свойств обрабатываемых материалов. Металлы исплавы, применяемые в ювелирной промышленности, подвергаютсяхолодной штамповке. Это один из наиболее распространенныхвидов обработки давлением, в процессе которого формообразованиесовершается путем воздействия рабочих частей штампана материал заготовки, находящейся в холодном состоянии.ШТАМПОВКА В качестве заготовки используется листовой материал, в качествеоборудования — прессы. Операции холодной штамповки делятся на разделительные и формоизменяющие. Разделительные операции — это те, при которых одна часть металла отделяется от другой. К ним относятсярезка, вырубка, пробивка. Формоизменяющими называют операции,при которых форма изменяется без разрушения заготовок.К формоизменяющим операциям относятся гибка, вытяжка, чеканка,правка. В ы р у б к а — разделение заготовки по замкнутому контурудля получения плоской заготовки с определенным наружнымконтуром. Вырубку производят в вырубных штампах.П р о б и в к а — разделение металла по замкнутому контурудля получения в заготовке отверстия. Производится в пробивныхштампах.Г и б к а — это изменение формы детали без изменения еесечения между параллельными плоскостями. Для точности изгибаприменяют гибку с прижимным устройством, которое предохраняетзаготовку от смещения. В ы т я ж к а — операция получения полых деталей из плоскихзаготовок. При вытяжке толщина заготовки может уменьшатьсядо 20 %.Ч е к а н к а (фасонная штамповка) заключается в образованиирельефа (выступов и углублений) за счет растяженияметалла плоской заготовки. При чеканке наблюдается незначительноеизменение материала по толщине.П р а в к а , или р и х т о в к а , — операция придания деталиплоскостности, которая заключается в обжатии детали междудвумя параллельными плоскостями.Штампы для холодной штамповки, используемые в ювелирномпроизводстве, разнообразны, но, несмотря на технологическиеи конструктивные особенности, все они состоят из двухчастей — нижней и верхней. Нижняя часть штампа крепитсяобычно на неподвижной части пресса (столе), а верхняя связываетсяс подвижной частью пресса — ползуном. ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКАТермическая обработка металлов — это изменение структурыи свойств путем теплового воздействия. МОНТИРОВОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ Монтировкой в ювелирном производстве считается не только сборка, но и весь процесс подетального изготовления. Весь процесс от полуфабрикатов до полировки и закрепки камней — монтировка. Все операции, которые можно выполнить за ювелирным верстаком, называют монтировочными. РАЗМЕТКАРазметка в процессе изготовления ювелирных изделий применяетсяс целью подгонки деталей до определенного размераподгонки форм деталей ювелирного изделия, а также для переносарисунка и его размеров на заготовку. Инструментом для выполнения разметки служат: чертилки,циркуль, штангенциркуль, металлическая масштабная линейка,кернер. Чертилка представляет собой стержень с заостренным концом.Рабочий конец чертилки должен быть изготовлен из стали,закален и иметь угол заточки не более 20°. ПРАВКАПравкой называют исправление искажений, полученных в процессеобработки металлов. Полуфабрикаты и изделия подвергаются ручной правкев процессе монтировки ювелирных изделий. Особенностью этойоперации в отличие от слесарной являются малые размерызаготовок и драгоценность обрабатываемого металла, которомуне только нужно придать определенную форму, но и сохранитькачество поверхности заготовки. Этим объясняется то, что основнымударным инструментом являются текстолитовые молоткиразличных размеров и форм. Подкладочным инструментом служат стальные (каленые) правочные плиты или плоскость шперака. Правка листовой, ленточной заготовок производится на гладкойправочной плите (флахайзене) или на плоскости настольногошперака. Правка длинных отрезков проволочной и трубчатой заготовокпроходит совершенно иначе — как бы вытягиванием их. Одинконец заготовки зажимают в настольных тисках, а за другой ееконец цицангами слегка вытягивают натянутую проволоку илитрубку. ПАЙКАПайкой называют технологический процесс получения неразъемныхсоединений с помощью более легкоплавких металлическихсплавов (припоев). Неразъемное соединение (спай)получается в результате взаимодействия расплавленного припояс кромками основного металла. ОТБЕЛИВАНИЕОтбеливание металлов — это процесс травления окисленногоповерхностного слоя и удаления остатков флюса. Отбеливающие растворы помещают в ванночки из огнеупорногостекла, фарфора. ОПИЛИВАНИЕОпиливанием называется обработка поверхности металла ре-жущим инструментом — напильником, с помощью которого снимаетсяслой металла. Все виды ювелирного опиливания выполняют напильниками и надфилями. ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМВыпиливание лобзиком — одна из самых сложных и ответственныхопераций индивидуального изготовления ювелирныхизделий. Сущность выпиливания лобзиком заключается в удалениифоновых частей (фона), детали или рисунка, после чегоостается сложная конструкция или ажурный орнамент.СВЕРЛЕНИЕСверлением называется выполнение сквозных отверстий спомощью режущего инструмента — сверла. Сверление относитсяк виду обработки резанием. Увеличение отверстий с помощьюсверла называется рассверливанием, а выполнение несквозногоотверстия — засверливанием.ШАБРЕНИЕШабрением называется обработка поверхности изделия путемсоскабливания тонкого слоя металла режущим инструментом —шабером ОТДЕЛКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКАЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙОтделка ювелирных изделий — это окончательная обработкаповерхности, доведение их до состояния товарного вида. Отделочныеоперации можно классифицировать по трем видам: механическаяотделка — полирование, фактуровка, чеканка, гравирование;декоративно-защитные покрытия — эмалирование, чернение;химическая обработка — оксидирование и гальванопокрытияПОЛИРОВАНИЕСущность процесса полирования заключается в удалении споверхности металла микронеровностей, чем достигается высокийкласс чистоты и зеркальность поверхности. ФАКТУРОВКАФактурованной поверхностью ювелирных изделий называютповерхность, отличную от полированной, приятную на вид,несущую декоративную нагрузку. Фактура поверхности можетбыть различной — мелкоямочной, мелкоштриховой, матовойи т. д. Чаще всего используется эффект комбинированной обработкифактуры с глянцем. ЧЕКАНКАЧеканкой называют вид художественной обработки металловспециальными пуансонами — чеканами, в результате чего заготовкапринимает рельефное изображение.Сущность процесса чеканки заключается в том, что в результатеоказанного на чекан давления (ударом молотка) на металлеостается след по форме рабочей части чекана. Многократнымиударами различных чеканов выбивают заданный рисунок.ГРАВИРОВАНИЕГравирование — вид художественной обработки изделия, которыйзаключается в вырезании рисунка на изделии штихелями.ЭМАЛИРОВАНИЕЭмалирование — вид декоративной отделки, связанный с покрытиемучастков изделия легкоплавкой стекловидной массой.В производстве ювелирных изделий из драгоценных металловпользуются горячими эмалями, т. е. теми, которые накладываютсяпосредством обжига. ЧЕРНЕНИЕЧернение — вид декоративной отделки, заключающийся в наложениина поверхность изделий легкоплавкого сплава черногоцвета (черни). Чернью декорируют ювелирные изделия из серебра.Хорошо ложится чернь на медные сплавы. Обязательныекомпоненты черневого сплава — серебро, медь, свинец и сера.В некоторых рецептах свинец можно замещать оловом и вводитьв состав сплава буру, хлористый аммоний, висмут.ОКСИДИРОВАНИЕОксидирование металлов заключается в получении на ихповерхности химически стойкой защитной пленки.ГАЛЬВАНИЧЕСКИЕ ПОКРЫТИЯГальванизацией называют процессы осаждения одного металлана другом в среде электролитов. В ювелирной промышленностишироко используют гальванизацию для покрытия изделийслоем золота и серебра. Повторение тем 1 курса. Закрепка вставок, изготовление различных кастов Каст (оправа камня) — общая деталь всех ювелирных изделийс камнями. Существуют два типа кастов, различающихсяпринципом держания камня, — глухие и крапановые.В глухих камни удерживаются завальцованными стенкамикаста, а в крапановых — отдельными стойками (крапанами),вырезанными в касте или напаянными на него. Виды глухихи крапановых кастов могут быть различными по конструкциии технике исполнения в зависимости от вида украшения, образцаи огранки камня. Форма и размеры кастов зависят в основномот формы, огранки и размеров камня. Говоря о размерахкаста, имеют в виду размеры камня, который может быть закрепленв данном касте. При изготовлении кастов используютразличные виды заготовок: толстостенные трубочки, плоскийленточный прокат, штампованные полуфабрикаты Глухая закрепка (BEZEL)- закрепление вставки по всему периметру. Достоинства: позволяет придать вставке более правильную форму и, главное, обеспечивает наибольшую надежность крепления камня. Недостаток: нет подсветки камня. Глухие касты круглой формы. Для мелких, до 3 мм в диаметре, круглых камней в качестве глухих кастов используют отрезки толстостенных (толщина стенки 0,4-0,6 мм) трубок — царги. Внутренний диаметр трубок делается таким, чтобы камень не проваливался в отверстие, а при наложении камня сверху на торец трубки поясок был примерно в половину толщины стенки. Таким образом, диаметр камня является как бы средним диаметром трубки. Высота царги выбирается в зависимости от образца, но не менее высоты камня. Паять фугу — шов под пайку — удобнее в заготовке (ненарезанной трубке). Касты для камней больших диаметров делаются коническими, в форме усеченного конуса. Каст, как правило, суживается книзу под углом 20°. Конусность гарантирует камень от провала, к тому же облегчает впасовку (плотную подсадку) каста в изделие. Длину заготовки на касты рассчитывают по упрощеннойформуле для расчета обручальных колец с учетом конусностикаста. Например, для каста с диаметром большого основанияD— 10 мм, высотой Я— 9 мм и толщиной стенки h —0,8 мм расчет будет таким: диаметр малого основания d равен10 — 3 = 7 мм; длина заготовки по малому диаметру 3d+4h == 3•7 + 4•0,8=24,2 мм. Пример процесса изготовления прямого и конического глухих кастов Ободковая закрепка (Царговая)-применяется для закрепления прозрачных камней. Изготавливается из ленточки сплава и по периметру повторяет форму камня, который лежит в ней на опорном пояске, расположенном на внутренней стороне оправы. ОперацияИнструмент, приспособление, материалПодготовить рабочее место (верстак)Выполнить рисунок, эскиз, чертеж каста с указанием необходимых размеров (эскиз 1)Бумага, карандаш, перо, тушьРассчитать длину заготовки (как для шинки кольца), взять полоску листового проката толщиной 0,6 - 0,9 мм, отрезать заготовку в требуемый размер, согнуть заготовку в трубку-царгу (эскиз 2)Ножницы, круглогубцыПрипасовать концы царги до плотного прилегания, пропилить царгу в месте стыка (эскиз 3)Круглогубцы, лобзикПримечание: для вставок помельче царгу можно сделать из полоски толщиной 0,4 - 0,6 ммНожницы, плоскогубцы, напильник, лобзикОфлюсовать, наложить припой (для каста из золота - ПЗл585-1, из серебра - ПСр-50, из меди - ПМЦ-54, из мельхиора - ПМФ-9), паять (эскиз 4)Флюс (бура) кисточка, припой, пинцет, асбестовый лист, горелкаОтбелить, промыть, просушитьВанночки, отбел, пинцетОпилить (зачистить) шов (эскиз 5)Напильник, надфильРасколотить каст в матрице (эскиз 6)Матрица, пуансонПримечание: каст можно расколотить и на шпераке (эскиз 7) или на конце в проколотке (эскиз 8)Опилить каст кругом (внешние и внутренние поверхности) в целях удаления царапин и рисок; верх и низ - параллельно друг другу и перпендикулярно оси (эскиз 9)Напильник, надфильШабрить каст кругом в размерШабер Пример процесса изготовления ободкового ажурного каста Крапановая закрепка (Prong)- закрепка камня производится на отдельные опоры (углубления в крапанах). Достоинства: камень открыт для света и хорошо просматривается. Недостатки: изнашиваемость крапанов Крапановые касты круглой формы. Обычный крапановыйкаст можно разделить на две части — верхнюю и нижнюю.Верхняя часть — крапановая — состоит из крапанов (стоек),которые при определенном расположении могут удержатькамень, и люфтов — прорезей или вырезов, образованных кра-панами.Нижняя часть крапанового каста — оконная — может бытьрассмотрена как решетка, состоящая из ряда шипов противкаждого люфта, соединенных рантом. Выпиленные шипы, илибоканы, в сочетании с припаянным снизу рантом образуют просветы(окна), ряд которых создает впечатление решетки. Погпявнению с глухими кастами тол шина кпапановых делаетсябольше, в связи с тем что конструкция каста ослаблена люфтами.Крапановые касты при толщине стенки до 1,2 мм считаютсятонкостенными, свыше 1,2 мм — толстостенными. Пример процесса изготовления крапанового кастаТолстостенные касты в изготовлении более трудоемки, но более эффектны. Один из ярких представителей таких кастов носит название «серебристый»