Методический материал по “Проблемні ситуації і способи їх створення на заняттях іноземної мови”.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
ppt_y
Обоснование темы педсовета Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании:А) ученик – основной объект заботы учителя;Б) воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление;В) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
Обоснование темы педсовета2. В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно; школа должна создать условия для развития личности.
ppt_y
Обоснование темы педсовета3. Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися.
ppt_y
Обоснование темы педсовета4. Негативные явления: жалобы со стороны родителей и учащихся на некоторое поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие в школе.
ppt_y
Обоснование темы педсовета5. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы.
ppt_y
Обоснование темы педсовета6. Проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить миссию.
ppt_y
Обоснование темы педсоветаКаково же сегодня состояние психологического климата на уроках?Что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было хорошо каждому ребёнку?
ppt_y
ppt_y
Анализ психологической комфортности учащихсяПедагог доброжелателен, тактичен, внимателен ко всем ученикам.Учитель справедлив и объективен в оценке знаний и умений учеников.Ты чувствуешь поддержку со стороны учителя, его уважение к себе.Учитель создаёт в классе обстановку доверия, психологической безопасности.Учитель никогда не конфликтует с учащимися.Учитель динамичен и гибок в общении, легко замечает и разрешает проблемы, способен к компромиссу.Учитель всегда спокоен, исходит из ценности личности каждого ученика, уважает достоинство ученика, ориентирован на поддержку.
ppt_y



Анализ психологической комфортности учащихсяЕсли Вы полностью согласны с утверждением, то поставьте цифру 5.Если Вы не вполне уверены, т.е. считаете, что «это, скорее всего, так», поставьте цифру 4.Если Вы затрудняетесь с ответом, поставьте цифру 3.Если Вы считаете, что «это, скорее всего, не так», поставьте цифру 2.Если Вы не согласны с утверждением, поставьте цифру 1.


Анализ психологической комфортности учащихся 5-х классов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КЛАССРус. яз.Матем.БиологияИсторияИн. яз. (ан)Ин. яз. (н) Физ- ра ИЗОТехнол. - мТехнол. - дМузыка5«А»33,833,230,433,731---33,731,432,63233,85«Б»33,928,530,931,72832,626,830,929,733,331
ppt_y
Анализ психологической комфортности учащихся 6-х классов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КЛАССРус. яз.Матем.БиологияГеографияИсторияИн. яз. (а) Ин. яз. (а) Ин. яз. (н) Физ- раИЗОТехн. - мТехн.- дМузыка6А32,322,627,43231,628,2---32,230,431,332316Б24,334,332,833,529,831,134,6---30,929,832,233,233,3
ppt_y
Анализ психологической комфортности учащихся 7-х классов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КЛАССРус. яз.Матем.БиологияФизикаГеографияИсторияИн. яз. (а) Ин. яз. (а) Ин. яз. (н) Физ- ра ИЗОТехн.- мТехн. - дМузыка7А33,732,818,83234,531,728,530,8---34,829,12131,730,57Б21,230,222,629,431,828,915,7--19,827,428,325,729,329,9
ppt_y
Анализ психологической комфортности учащихся 8-х классов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КЛАССРус. яз.Матем.БиологияФизикаГеографияХимияИсторияИн. яз. (а)Ин. яз. (а)Ин. яз. (н) Информ.Физ- ра 8А18,731,924,127,828,725,426,721,9---3030,327,48Б28,230,530,731,526,728,825,331,4---29,230,3
ppt_y
Анализ психологической комфортности учащихся 9-х классов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КЛАССРус. яз.Матем.БиологияФизикаГеографияХимияИсторияОбществ.Ин. яз. (а)Ин. яз. (н) ИнформатикаФиз- ра Черчение9 А21,827,226,83330,218,827,723,218,623,329,130,228,19 Б3233,329,831,834,51930,93323,926,533,833,934,8
ppt_y
Анализ психологической комфортности учащихся 10-11 классов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КЛАССРус. яз.Матем.БиологияФизикаГеографияХимияИсторияОбществ.Ин. яз. (а)Ин. яз. (а)Ин. яз. (н) ИнформатФиз- ра Физ- ра ОБЖ1031,630,8--31,833,125,122,5--33,1--30,832,3--34,3--1129,327,133,732,6--24,629,529,63224,7--2728,231,428,6
ppt_y
Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 56. Трудовые отношения в системе образования, § 6.При увольнении … необходимы следующие факты, которые дают право уволить педагогического работника: …2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; … Комментарии.Психическое насилие – это такое воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевное страдание, в частности, может понижать его нравственный (духовный), социальный статус.Психическое насилие может привести к формированию у обучающегося патологических черт характера, может затормозить развитие личности.Формами психического насилия являются:- угрозы в адрес обучающегося;- преднамеренная изоляция обучающегося;- предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;- оскорбление и унижение достоинства;- систематическая необоснованная критика ребёнка, выводящая его из душевного равновесия; - постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративное негативное отношение к обучающемуся.Нередко к физическому или психическому насилию прибегают педагоги или склонные к насилию, или не имеющие педагогического опыта и из-за этого не способные эффективно управлять детским коллективом. Конфликт и способы его разрешения.Конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей.
ppt_y
Типология конфликтов.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}По влиянию на дальнейшее эффективное взаимодействиеконструктивные деструктивныеПо содержанию противоречия реалистические (предметные) нереалистические (беспредметные)По участникам конфликта внутриличностныемежличностныемежду личностью и группоймежгрупповыесоциальные
ppt_y
Конструктивные или деструктивные конфликтыЕсли конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными).Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными).
ppt_y
Предметные или беспредметныеконфликтыПредметные конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.Беспредметные конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
ppt_y
Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.
ppt_y
Межличностный конфликт.Это самый распространенный тип конфликта. В основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Такие конфликты возникают между учителем и учеником, например, когда ученик убежден, что учитель предъявляет к нему непомерные требования, а учитель считает, что ученик не желает работать в полную силу.
ppt_y
Конфликт между личностью и группой.Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и учителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле преподавания.
ppt_y
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты.Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы, т. е. наличием реальной конкуренции.
ppt_y
Межгрупповой конфликт. Межгрупповые конфликты сопровождаются:проявлениями «деиндивидуализации», т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение. проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку. проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события». Объяснение причин событий резко различается для своей и чужой группы: 1) так положительному поведению своей группы и негативному поведению чужой группы приписываются внутренние причины; 2) негативное поведение своей группы и положительное поведение чужой группы объясняются внешними причинами, внешними обстоятельствами.
ppt_y

Социальный конфликт.выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов.
ppt_y
Динамика развития конфликта:— возникновение конфликтной ситуации,— осознание конфликтной ситуации,— собственно конфликтное поведение;— развертывание конфликта или его разрешение.
ppt_y

Критерии конфликта:1) взаимозависимость сторон, т. е. обе стороны зависят друг от друга, активность одного человека обусловливает действия другого человека, а эти действия вызывают ответные реакции первого субъекта и т. д.;2) осознание ситуации как конфликтной, т. е. одна или обе стороны оценивают чужие действия как преднамеренно враждебные с целью помешать достижению желаемых целей или унизить;3) выбор стратегии дальнейшего поведения: к поиску компромисса или приемлемого решения, либо к усилению борьбы, например, от борьбы точек зрения переходят к борьбе личностей, затем к борьбе групп и насилию.
ppt_y

Шестнадцать правил поведения в конфликте.1. Дайте партнеру «выпустить пар». 2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. 3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. 4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. 5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Шестнадцать правил поведения в конфликте.6. Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. 7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». 8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий. 9. Держитесь в ситуации «как на острие ножа» в позиции «на равных». Шестнадцать правил поведения в конфликте.10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.11. Ничего не надо доказывать.12. Замолчите первым.13. Не характеризуйте состояние оппонента.14. Уходя, не хлопайте дверью.15. Говорите, когда партнер остыл.16. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения. Стратегия поведения в конфликтеУ каждого человека есть две жизненные заботы: достичь личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) и сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.
ppt_y

Тип I. «Черепаха»Стратегия ухода под панцирь, то есть отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
ppt_y
ppt_y
style.rotation Тип II. «Акула»Силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
ppt_y
ppt_y
style.rotation Тип III. «Медвежонок»Стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
ppt_y
ppt_y
style.rotation Тип IV. «Лиса»Стратегия компромиссов. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
ppt_y
ppt_y
style.rotation Тип V. «Сова»Стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
ppt_y
ppt_y
style.rotation Стратегия поведения учителей школы в конфликте{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}IIIIIIIVV1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435
ppt_y
Стратегия поведения в конфликте учителей школы (в среднем)Тип V. «Сова» - 29,4 баллаТип III. «Медвежонок» - 23,9 баллаТип IV. «Лиса» - 23,2 баллаТип I. «Черепаха» - 21 баллТип II. «Акула» - 19,8 балла
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Стратегия поведения в конфликте учителей школы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Черепаха» «Акула» «Медве жонок»«Лиса» «Сова» 1 место2012252 место53101213 место3312604 место1062615 место715210
ppt_y
Эмоциональное выгорание
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y Причины «эмоционального выгорания»1. Чрезмерные перегрузки, слишком большой объем работы, непосильная ответственность.2. Отношение к делу: завышенные требования к себе, боязнь совершить ошибку, не соответствовать требованиям.3. Ощущение, что нас недооценивают и невозможность изменить положение дел.4. Общение только с коллегами по работе, как на работе, так и вне ее.5. Отстраненность от общественной жизни коллектива.
ppt_y


Рекомендации по преодолению синдрома «эмоционального выгорания»1. ОТДЫХ. Один день в неделю посвятите только себе: займитесь своим телом, гуляйте, медитируйте, посещайте выставки и театры. Не вспоминайте о работе во время отдыха. Во время отпуска прислушайтесь к себе, постарайтесь понять, что именно истощило ваши силы. Возможно, вы устаете от долгой дороги на работу.Или вас не устраивает количество должностных обязанностей, которые вы на себя взвалили.
ppt_y


Рекомендации по преодолению синдрома «эмоционального выгорания»2. ВРЕМЕННО СМЕНИТЕ ЗАНЯТИЕ. Можно заняться изучением чего-либо не связанного с вашей работой или просто повысить квалификацию. Позиция ученика позволяет нам удовлетворить естественную человеческую потребность в том, чтобы получать, а не отдавать.3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Участие в общественной жизни коллектива, дает уверенность, что изменить положение дел на работе к лучшему в нашей власти.

Рекомендации по преодолению синдрома «эмоционального выгорания»4. ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ ДРУГОГО КРУГА. Чаще встречайтесь с приятелями, которые не связаны с вашей профессиональной деятельностью.  Эмоциональное выгорание – это сигнал того, что мы созрели для роста или в нашей жизни нужны перемены. Это происходит на каждом жизненном этапе.


style.rotation
style.rotation Профессиональные заповеди учителя
ppt_y


style.rotation Профессиональные заповеди учителяОшибся – извинись, но ошибайся и извиняйся реже. – 100%Будь вместе с учениками, рядом с ними и впереди них. – 96,3%Не торопись с решением, но и не медли. – 92,6%Всякое дело – в интересах учащегося и ничего – во вред. – 88,9%Правильность педагогического диагноза – залог правильности действий. – 88,9%Наказание пусть не превышает вины, одобрение – успеха. – 85,2%Если ты не воспитываешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитываешь только себя, ты вообще не учитель. – 85,2%Рассердись…но на себя. – 81,5%Винить легче, чем разделять вину. – 77,8%Не приписывай успех себе, а вину учащимся. – 74%Плох тот учитель, от разговора с которым ученику не становится легче. – 74%Мы гордимся свое профессией – профессия нас возвышает. – 66,7%Будь бдителен и не складывай оружия. – 66,7%Говоря «не могу», не умалчивай «не хочу». – 55,6%
ppt_y






Из свода правил учителейУлыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!Будьте терпеливы!Внушайте каждому веру в свои силы.Учитесь создавать ситуацию успеха.Учите ребят дарить радость людям, отдавать каждому делу частицу сердца.Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.Цените каждый миг совместного бытия. Вместе с детьми радуйтесь красоте: восходу и закату, картине художника, голосам птиц, изумляйтесь счастью подаренной жизни.
ppt_y