Презентация по теме Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка


Лыжина Инна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ:развивающее обучениепроблемное обучениепроектная технологияИКТдидактическая многомерная технология ПОДХОДЫ:системно-деятельностныйкомпетентностныйличностно-ориентированныйФОРМЫ:учебная исследовательская деятельность;изготовление учебных продуктов;работа в системе погружения «Великая цель образования - не знания, а действия»Г. Спенсер Системно-деятельностный подход нацеливает на развитие личности ребенка, на овладение системой метапредметных, предметных и личностных компонентов учебной деятельности Как учить ? Обновлениесодержаниякурса, усиление деятельностнойсоставляющей Усилениедеятельностногоаспекта целеполагания Расширение методическихприемов и средств обучения Вектор смещения акцентов ФГОС к деятельностной составляющей нашёл отражение в структуре курса русского языка Ради чего учить? Чему учить ? УУД – универсальные учебные действия, имеющие надпредметный характер Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию ученика Регулятивные : обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности Познавательные: включают общеучебные логические действия, а также действия постановки и решения проблем Коммуникативные: обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных способов деятельности Основная педагогическая цель – создание и организация условий, инициирующих детское действие Осознание правописания как системы правил Совершенствование способности думать, анализировать, аргументировать Использование арсенала традиционных и нетрадиционных методических средств обучения правописанию Активизация врождённых языковых способностей Формирование всех видов речевой деятельности Построение урока на основе СДП Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученикуОбучение рефлексииИспользование форм, методов и приемов обучения, повышающих степень активности обучающихсяТехнология диалогаФормирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихсяСпециальные приёмы осмысления учебного материала всеми учащимися Построение урока на основе СДП Оценка реального продвижения каждого ученика, поощрение и поддержка минимальных успеховСпециальное планирование коммуникативных задач урокаГлубокое личностное воздействие «учитель-ученик» Поощрение собственной позиции, иного мнения обучающихсяСоздание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. активныеинтерактивныеисследовательскиепроектные Принципы построения обучения в СДП Деятельности НепрерывностиЦелостностиМинимакса Психологической комфортности ВариативностиТворчества проблемно – диалогическаямини – исследованиепроектная технология сотрудничестваИКТТРКМ «Жить – значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально»Дж. Гилфорд Понятия Проблемно-диалогическое обучение – это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний обучающимися посредством диалога с учителемПроблема - это осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в определённой ситуации, средствами имеющегося знания и опыта Учитель -центральная фигура в процессе обучения Ребенок и его деятельность- главное А.А. Леонтьев,С.Л. Рубинштейн,А.М. Матюшкин и др. Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, И. С. Якиманская Елена Леонидовна Мельникова – кандидат психологических наук, доцент кафедры общего образования РАО 1.Психология мышления и творчества2.Проблемное обучение3.Учебный диалог Новизна Создание организационных условий для активизации мыслительной деятельности учащихся через стимулирование поиска недостающих знаний для разрешения познавательного противоречияПрохождение учеником четырёх звеньев научного творчества:Формулирование проблемыПоиск решения проблемыОткрытие субъективно нового знанияВыражение нового знания в различных формах Цель: Способствовать развитию всех компетенций обучающихся, их мыслительных и творческих способностей. Задачи:Обеспечить высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, развития УУДСоздать условия для снижения нервно-психических нагрузок за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний Формировать активную личность, мотивированную к самообразованию, обладающую достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному решению познавательных проблемСроки реализации: 5 лет (2011-2016 гг) ЗНАНИЕ Структура проблемно-диалогического урока Введение Воспроизведение Постановка учебной проблемы Поиск решения Выражение решения Реализация продукта Проблемно-диалогические методы обучения «классические» «сокращенные» Сообщение проблемы учителем от пробл. ситуации Постановка проблемы учениками от пробл. ситуации Побуждающий диалог от проблемной ситуации Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивиру-ющим приемом Сообщение гипотез, проверка учителем Выдвижение, проверка гипотез учениками Побуждающий к гипотезам и проверке диалог Подводящий от проблемы диалог Подводящий без проблемы диалог Основные методыПобуждающий диалог развивает речь и творческие способности обучающихсяПодводящий диалог развивает речь обучающихся и логическое мышление ДИАЛОГ ПОСТАНОВКАУЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯПРОБЛЕМЫ ПОБУЖДАЮЩИЙ ПОДВОДЯЩИЙ ученики осознают противоречие и формулируют проблему учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы отдельные стимулирующие реплики система вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят учеников к формулированию нового знания Система вопросов для побуждающего диалога:• Вы смогли выполнить мое задание? (Побуждение к осознанию противоречия)• Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?• Так какая будет тема нашего урока? (Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока)  Постановка учебной проблемы С удивлением С затруднением Столкновение мнений обучающихся Противоречия между житейским представлением и научным фактом Мотивирующие приёмы «яркое пятно»: сообщение классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока«актуальность»: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого Поиск решения Выдвижение гипотезы Проверка гипотезы Типы продуктивных заданий Формулирование Опорный сигнал Художественный образ ТемаВопросы СимволСхемаТаблицаОпорные слова МетафораЗагадкаСказка * Алгоритм подготовки проблемно-диалогического урока 1.Отобрать минимум – новых знаний данного урока2. Поставить задачи урока – каким действиям по работе с новым знанием будем обучать (развитие предметных умений)3.Спроектировать постановку проблемы4.Наметить актуализацию знаний, которые нужны для решения проблемы и планирование поиска решения.5.Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами.6.Спланировать выражение решения проблемы 7. Подготовить продуктивные задания на применение нового знания Достижения обучающихся Достижения обучающихся Первое место в конкурсе электронных презентаций и видеороликов «Моя любимая книга», проводимом ГБУК «Сахалинская областная детская библиотека»  ИТОГИ КОНКУРСА ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ "МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА"    Оргкомитет решил:I. В номинации «Художественная книга»  признать победителями:дети 10-12 лет I место  – Виноходова Юлия, 10 лет, г. Александровск-Сахалинский, МО Городской округ «Александровск-Сахалинский район». II место  – Туманова Ксения, 12 лет, пгт. Тымовское, МО «Тымовский городской округ».III место – Темербеков Карим, 12 лет, с. Углезаводск, МО Городской округ «Долинский». III место – Чернова Лиза, 12 лет, пгт. Ноглики, МО «Городской округ «Ногликский» Мотивация 1 – направленность на приобретение знаний по русскому языку2 – широкие социальные мотивы3 – мотивирование процессом4 – мотивирование содержанием Мониторинг качества знаний по предмету класс русский язык 2011-2012 5 68% 2012-2013 6 68% I-е полугодие 2013-2014 7 70% Диагностика поведения обучающихся в проблемной ситуации Источники Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург, 2000.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. М., 1985.Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения. М., 1983.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М., 1999.Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 1989.Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб., 2006.Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. СПб., 2005.Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000.Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики. Екатеринбург, 2005.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2003.Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Л.,1973. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения . М. , 1977. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.