Презентация по русскому языку на тему Неопределенная форма глагола (5 класс)


Малышева Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№2» г.СалехардНеопределенная форма глагола   Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной или неопределенной формой ( инфинитивом ).         Неопределенная форма (инфинитив) выделяется среди глагольных форм, тем, что она:представляет глагол в словаре;имеет свои формообразовательные суффиксы: -ть, -ти, -чь:         читать,     нести,     испечь;Неопределенная форма глагола Из всех грамматических признаков сохраняет лишьвид (совершенный / несовершенный),переходность / непереходность,возвратность / невозвратность.        Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?что сделать? Грамматические признаки Не всякий, кто ч.тает, во чтен.е силу знает. Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.Прочитайте пословицы – Объясните правописание орфограмм.– На какую тему эти пословицы?– Запишите в тетрадь, выделяя орфограммы.- Прочитайте подчёркнутые слова.– К какой части речи они относятся?– Что вы знаете о глаголе? Что делает?читаетЗнаетГлаголы в форме наст. вр., несов. вида, 3 л., окончание -етчитатьХвататьВопрос, видЧто вы можете сказать о глаголах из пословиц?Что делать? Глагол неопределенной формы.Инфинитив (с лат. «неопределённый»)Цель урока: научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи. Отвечают на вопросы…; имеют вид…;суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.Расскажите о глаголах неопределенной формы Определить инфинитив можно по вопросу. Найдите глагол и задайте к нему вопрос. Если это глагол в неопределенной форме, то он будет отвечать на вопрос «что делать?», «что сделать?». Например, кидать, расти, печь, затопить, развести, лечь.На конце таких глаголов всегда пишется мягкий знак.Как определить глагол в неопределенной форме? Необходимо отличать инфинитив от глаголов в личной форме, особенно если есть возвратный суффикс «-ся», «-сь». Для этого задайте вопрос к слову. Если глагол отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?», то это неопределенная форма. А если на вопрос «что делает?», «что сделает?» - третье лицо единственного числа.Эта задача (что делает?) решается просто. - На этот поступок (что сделать?) решиться непросто. Посмотрите на написание данного слова. Если слово пишется с мягким знаком (ться), то это инфинитив. А если без мягкого знака, то это глагол в третьем лице единственного или множественного числа. Например, в предложении «Тренер велел нам заняться разминкой» слово «заняться» будет дополнением (велел что?). В предложении «Я пришел в спортивный зал тренироваться» к инфинитиву задаем вопрос «пришел с какой целью?». Это обстоятельство.В предложении «Я в совершенстве владею умением играть на гитаре» инфинитив - определение: умением (каким?) играть. Это определение.Неопределенная форма глагола может выступать в качестве второстепенных членов предложения.  Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.Выпишите глаголы неопределенной формы Как поступить, если хочется драться,Плакать, кричать и щипать, и бодаться?Хочется очень толкать и брыкаться,Прыгать скакать и юлой извиваться…Спишите, подчеркните глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму. Образец: (наст.вр н.ф) Кормит – кормить, Вот и выпал первый снег,И обрадовал он всех.Побелело всё вокруг.Кошка ловит белых мух. Дети весело бегут,Санки и коньки берут,Хорошо, что есть она,Наша зимушка – зима!Выпишите глаголы и поставьте их в неопределённую форму. Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал). Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил). Умение … дороже золота (работал).Вставь вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.