Презентация «Особенности психологического сопровождения обучюащихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ГВЭ)».


Задание:предлагается сказать «Меня зовут, я работаю в школе №...» и назвать чего не хватает в жизни (активности, уверенности, терпения) и подарить это себе! Задание: Взять стикеры и написать свои ожидания и прикрепить к дереву ожиданий. к ЕГЭ - это сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ГИА (ЕГЭ,ОГЭ) . Задание: Выбрать картинку (открытку), которая ассоциируется с обучающихся, сдающих ЕГЭ,ОГЭ может обеспечить решение задач стоящих перед выпускниками.Цель:  формирование психологической готовности обучающихся к сдаче ЕГЭ и   психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса в период подготовки и проведении ГИА.      Задачи:1. Разработать программу психологического сопровождения ГИА (ЕГЭ,ОГЭ) .2. Выработать основные виды работы психолого-педагогического  сопровождения ГИА .3. Проанализировать основные трудности, которые могут возникнуть в процессе проведения экзаменов. 4.Обучение навыкам саморегуляции, повышение уверенности в себе, в своих силах; понижение уровня тревожности. Педагог-психолог: Педагоги Обучающиеся Родители Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).Консультирование (индивидуальное и групповое).Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая).Психологическое просвещение : формирование психологической культуры. в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) Цель: выявление обучающихся, имеющих личностные и познавательные трудности. Задачи: изучение уровня развития мышления, памяти, внимания, темпа деятельности, личностных особенностей, учебной мотивацией, тревожности.Ранняя диагностика (начиная с начальной школы) таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ГИА и эффективно организовать их психологическое  сопровождение на протяжении всего обучения. Диагностика самооценки психических состояний по Айзенку, проективные методики «Мое дерево», «Кактус» и др. в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ГВЭ) ЦАМ. Инструкция. Ассоциировать свое восприятие ЕГЭ,ОГЭ с каким-то цветом. Зеленый — настрой на конструктивную деятельность, стремление к самоутверждению. Желтый — надежда на лучшее будущее. Красный — активность, высокая мотивация достижений. Синий — стремление к безопасности, принятию, стабильности. Черный — отрицание жизни и самого бытия, опасения, связанные с низкими результатамиСерый – пассивность, безразличиеКоричневый- тревога Фиолетовый- творческий настрой, иногда проявление инфантилизма. в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) Основные этапы индивидуального консультирования подростков:Выяснение и анализ проблемы, определение провоцирующих источников и причин.Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.Построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц).Уточнение параметров желаемого результата.Определение возможных ресурсов и союзников — тех, кто может помочь в достижении цели.Проработку возможных возвращений к старым формам поведения.Закрепление результатов с помощью работы по созданию условий для повышения самооценки учащегося, его уверенности в себе.Итоговая диагностика (диагностика результатов).Итоговые консультации с родителями и учителями. Инструкция. Продолжить фразу (написать)«Самое трудное при подготовке к экзаменам и на экзамене — это… и назвать пути выхода».Обсуждение:Чем данное упражнение помогло в решении проблемы. 1.Инструкция: Корзина с игрушками – героями различных сказок.Участники по очереди с закрытыми глазами достают игрушку и называют качество характера сказочного героя, которое может пригодиться на экзамене. 2.Если нет игрушек, корзину можно заменить на коробочку с карточками, на которых написаны имена героев сказок. Обсуждение: Какие чувства, эмоции вызвало это упражнение . в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) Проведение занятий с элементами тренинга.Цель: Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;Обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;Повышение сопротивляемости стрессу.Развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления; Классные часы ( о способах саморегуляции и самоорганизации, способах снятия тревожности, особенностях возрастного развития и др. );Родительские собрания вмести с детьми, где можно обсуждать возникшие проблемы; Беседы, тренинги;Лектории, семинары для педагогов;Оформление стендов и др. Рекомендации по : • подготовке к экзамену, изучению учебного материала перед экзаменом;• поведение накануне экзамена;• поведение собственно во время экзамена. ресурсно-ориентированная стратегия – поиск сильных сторон и путей использования их на этапе подготовки и на самом экзамене;технологически-ориентированная стратегия – освоение  технологий, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника. Задание : Составить рекомендации по подготовке к ГИА, поведение накануне экзамена, поведение собственно во время экзамена.1 группа: «Рекомендации обучающимся». 2 группа: «Рекомендации родителям».3 группа: «Рекомендации педагогам».Обсуждение: На  сегодняшний момент можно выделить три основных компонента психологической подготовки и, вытекающие из них трудности, а именно познавательный (когнитивный), личностный и процессуальный компоненты. предполагает :Способность оперировать большим объемом данных . Способность быстрого переключения с одной темы на другую.Выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных.Оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Психологические функции обеспечивающие успешность в выполнении тестовых заданий ЕГЭ - это преимущественно  оперативная память.   высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности;  высокая и устойчивая работоспособность;   высокий уровень концентрации внимания, произвольности;  четкость и структурированность мышления. Неумение оперировать учебным материалом,  неумение логично излагать материал, выделять главное; Недостаточный объем знаний; недостаточная степень их усвоения и систематизация. Недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями. Для преодоления когнитивных трудностей необходимо дать рекомендации по подготовке к экзамену, по изучению учебного материала , познакомить с приемами мнемотехникп и др. Помочь выпускнику осваивать навыки работы с тестами; Для преодоления когнитивных трудностей рекомендовать :упражнения на развитие мышления, памяти, внимания и др. Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ,ОГЭУмение адекватно оценить свои знания, способности.Самостоятельность мышления и действия.ЦелеустремленностьПоддержка и защищенность со стороны родителей. обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями;высоким уровнем тревоги, который приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. отсутствием психологической поддержки и защищенности со стороны родителей. Основная стратегия работы с обучающимися, имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями проведения ЕГЭ .Прежде всего, нужно предоставить достаточно информации о том, что такое единый государственный экзамен. При высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, можно провести работу, направленную на субъективное снижение значимости экзамена, поддержка и т.д.     Помочь ученику сформировать общий положительный настрой перед экзаменом, развивать уверенность в себе, чтобы он шёл на экзамен спокойно, уверенно и в хорошем настроении.       Знания о процедуре ЕГЭ. Знакомство с процедурой проведения ЕГЭ, навык работы с тестами.Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника снижает тревожность: «осведомлен, значит, вооружен». это проблемы, которые связаны с самой процедурой Единого государственного экзамена. Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей Предоставить учащимся необходимую информацию о правилах проведениях процедуры ЕГЭ .   Проведение психологической игры « Экзамен». Хороший поддерживающий эффект оказывает не просто рассказ о процедуре ЕГЭ, но ее проигрывание, причем в юмористической форме и др. Цель: показать учащимся, как еще можно усилить свое ощущение уверенности.Инструкция: «Закройте глаза и представьте, какой образ мог бы для вас символизировать состояние уверенности. Представили? Теперь нарисуйте этот образ или символ».После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.Обсуждение:— Что было легко, а где почувствовали трудности?— Как этот символ может помочь? Правополушарные детиДети-синтетикиТревожные детиНеуверенные детиДети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизацииПерфекционисты и «отличники»Астенические детиГипертимные дети«Застревающие» детиАудиалы и кинестетики. испытывают затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать;трудно им сосредоточиться на фактах и теоретических построения; трудности в изучении предметов естественно-математического цикла;затруднения в тестовых заданиях, где нужно владеть логическими конструкциями, анализировать и сопоставлять;Стратегии поддержки:До экзамена: Чтобы учебный материал лучше усваивался, важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Во время экзамена:пробовать свои силы не столько в простейших заданиях типа А, сколько там, где требуется развернуть ответ, затем перейти к заданиям с множественным выбором. испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки;трудно им составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана;Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности Стратегии поддержки:До экзамена:развивать аналитические навыки, от частного к общему. При изучении каждой темы обобщить ее, выделить конкретные блоки (что здесь является главным, на что обратить внимание)Во время экзамена: сначала ознакомиться с материалом в целом, сориентироваться, составить общий план работы. Часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное;при устном ответе пристально наблюдают за реакциями взрослого;задают множество уточняющих вопросов;часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.Стратегии поддержки:До экзамена:- создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе;-нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;-создать ситуацию успеха, поощрения, поддержки.Во время экзамена:обеспечить ощущение эмоциональной поддержки . Не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей;не могут самостоятельно проверить качество своей работы;испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение Стратегии поддержки:До экзамена:необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций, важен личный выбор;нельзя говорить неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько».Во время экзамена:поддержать словами «У тебя все получится». Неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности;часто отвлекаются;нерационально используют отведенное время.Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно. Стратегии поддержки:До экзамена:Психические функции формируются через наличие внешних опор. Очень важно научить использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства: песочные часы, составление списка необходимых дел, линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.Во время экзамена: помнить о необходимости самопроверки. Отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью;очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности;все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую) оценку;Стратегия поддержки:До экзамена:важно помочь таким детям скорректировать их ожидания;предлагать тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.Во время экзамена:выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Основная характеристика -Высокая утомляемость, истощаемость;они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок;Стратегии поддержки:До экзамена:-важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал».-большое значение имеет оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся ему необходимо делать перерывы в занятиях, достаточно спать;-родителям поддерживать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.Во время экзамена:не торопится, разрешить несколько небольших перерывов. Быстрые, энергичные, импульсивны и порой несдержанны;быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок;испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности,.Стратегия поддержки:До экзамена:Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Необходимо создать ощущение важности ситуации экзамена. Во время экзамена: помнить о необходимости самопроверки. Низкая подвижность, низкая переключаемость психических функций, они с трудом переходят с одного задания на другое; медлительны;им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого заданияСтратегии поддержки:До экзамена:научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. У аудиалов основной способ восприятия слуховой (аудиальный);-у кинестетиков – тактильный способ восприятия Стратегия поддержки:-необходимо, чтобы дети осознали особенности своего учебного стиля;-аудиалы могут воспользоваться речью (очень тихо проговаривать задания вслух)-кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, двигать ногами под столом, напрячь и расслабить руки) — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА И САМОРЕГУЛЯЦИЯЭто длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка . Естественные приемы регуляции организма:– смех, улыбка, юмор;– размышления о хорошем, приятном;– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;– наблюдение за пейзажем за окном;– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных для человека вещей;– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;– вдыхание свежего воздуха;– чтение стихов;– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Инструкция: Попробуйте задать себе вопросы:Что помогает вам поднять настроение, переключиться? Что я могу использовать из вышеперечисленного? Мысленно, а лучше на бумаге, составьте перечень этих способов. СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ САМОВОЗДЕЙСТВИЯ 1.Способы, связанные с управлением дыханием 2. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Упражнение «Мышечная релаксация»3. Способы, связанные с воздействием слова -Самоприказы «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!» «Думать спокойно», «Я совершенно спокоен и готов работать»,-Самоодобрение (самопоощрение) 4. Способы, связанные с использованием образов. 5. Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор. Негативные эмоции могут быть сняты методами арт- терапии –рисование, коллаж, моделирование с бумагой, написание рассказов, сказок, пение, музыка, выразительное движение тела и т.д. Упражнение «Перекрестный шаг». Можно сидя, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой .Вариант упражнения «перекрестный шаг».Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий. Зевота. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–- 5 зевков. Чувствуете, что устали или ощутили признаки эмоционального выгорания, стресса - порисуйте маки. Рисунки цветов красного мака добавят энергии и сил. Изображение цветов розовых маков даст возможность успокоиться и расслабиться.В Китае маки символизировали уход от дел, отдых, красота, успех. Пусть ваши маки будут большими и мощными, и сам рисунок наполнит вас силой.   Притча  о работниках, которые везли тачки с камнями.  Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку».По иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!» Рефлексия.  Инструкция: «У меня в руках чудесное сердце .Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это сердце и делиться впечатлениями о сегодняшнем семинаре (что вам дало сегодняшнее занятие, что нового узнали и т.д.)». 1.Чибисова М.Ю., Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. М., «Генезис», 2004г. 2.Чибисова М.Ю., Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями.М. «Генезис», 2009г3. Варвара Галатонова. Татьяна Богачёва,Марина Чибисова, . Семинар для педагогов«Психологическая подготовка к ЕГЭ» http://psy.1september.ru/