Презентация к программе психологического сопровождения выпускников при подготовке к ЕГЭ Внимание


Тайницкая Светлана НиколаевнаПедагог-психолог МОУ «СОШ №10с.Солдато-Александровского» Свойства внимания. Внимание характеризуется многими свойствами: концентрацией, избирательностью, распределением, объемом, интенсивностью, устойчивостью, отвлекаемостью. Концентрация внимания представляет собой способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи. Концентрация может быть направлена как на внешние предметы и явления, так и на внутренние.Избирательность внимания – это его сосредоточение на наиболее важных предметах.Распределение внимания – это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.Объем внимания характеризуется количеством объектов или их эле­ментов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.Устойчивость внимания – это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.Отвлекаемостъ внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности. Тренировка концентрации вниманияНа что обращать внимание, а на что нет, мы можем решить сами: конечно, при условии, что можем управлять своим вниманием. Управление своим вниманием - обычный навык, и его можно и нужно тренировать.Предупреждение: не следует тренировать концентрацию внимания непосредственно во время ответственных дел. Почему? Любое новое дело, тем более на фоне напряжения, мешает основному занятию. Разделите эти вещи: когда вы заняты делом, занимайтесь делом и не отвлекайтесь на концентрацию внимания. Если же вы тренируете концентрацию внимания (правильно!), то не занимайтесь в это время более ничем другим. Первый ряд упражнений по «Концентрации внимания».Тренировка концентрации внимания. Упражнения на концентрацию вниманияУпражнение «Линия» Задача - на чистом листе бумаги с помощью карандаша, очень медленно и плавно, ведете линию и сосредотачиваете все мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении - делаете маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжаете. По итогам нетрудно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика. Упражнение «Дальтоник»Назови цвет, которым написано слово.Одна ваша часть очень будет хотеть назвать само слово, другая будет понимать что это подвох :) Упражнение «Таблица внимания»Попробуйте на скорость отыскать все цифры от единицдо… До сколькИ? сами узнаете :)Как проверить эффективность:5-10 мин, вы очень наблюдательны10-15 мин – хорошо15-20 мин - нормально20-25 мин – на троечку Другие упражнения на вниманиеНайди 5 отличийНайди 10 отличийШифрОтследите числаПрочитай записьИспользуя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами. Второй ряд упражнений по «Концентрации внимания».Тренировка концентрации внимания в повседневной жизни. Рефлексия - это условие для осознанного управления своим вниманием и своей жизнью.Рефлексия - это умение видеть и отдавать себе самому отчет не только о направленности внимания, но и о своем психологическом состоянии, мыслях, чувствах, ощущениях. Это умение наблюдать себя самого как будто со стороны, как будто это наблюдает сторонний человек. Это умение видеть, где именно находится собственное внимание, куда оно направлено. Нерефлексирующий человек живет, плывя по течению - куда занесет. Рефлексия помогает личности осознать, где он находится, что делает, и что необходимо делать дальше.Учиться осознанности жизни, несомненно, лучше всего у великих. Из дневника Л.Н.Толстого, запись 1 марта 1897 года:«Я обтирал пыль в комнате, и, обойдя кругом, подошел к дивану, и не мог вспомнить, обтирал ли я его или нет. Так как движения эти привычны и бессознательны, я чувствовал, что это уже невозможно вспомнить.Так что, если я обтирал и забыл это, то есть действовал бессознательно, то это все равно, как не было. Если бы кто осознательный видел,то можно было бы восстановить. Если же никто не видел или видел,но бессознательно; если целая жизнь многих пройдет бессознательно,то эта жизнь как бы не была». УЧИТЕСЬ ВИДЕТЬ, КУДА НАПРАВЛЕНО ВАШЕ ВНИМАНИЕ И ВАША ЭНЕРГИЯ!Упражнение «Куда направленно моё внимание»Время от времени спрашивайте себя самого:Что я сейчас делаю?Зачем я это делаю?Туда ли я сейчас вкладываю свои ресурсы?Я уверен, что это мне надо делать?На что сейчас уходит мое время?Стоит ли мне продолжать в это вкладываться?Это действительно мне сейчас требуется?Для того, чтобы не забывать это делать, полезно повесить крупными буквами перед глазами несколько таких вопросов из этого списка. Вы невольно будете их вспоминать и контролировать свои ресурсы и внимание. Учитесь видеть себя самого! Тренировка концентрации внимания в повседневной жизни.1. Будьте всегда осознаны. Что происходит вокруг, что делаете, где находитесь, что делают окружающие.2. Простые действия. Попробуйте приучить себя делать какие-нибудь действия с наиболее возможной концентрацией внимания. Например, завязывать шнурки, мыть посуду, или даже переставлять ноги при ходьбе не как обычно - на автомате, а как будто проделываешь что-то сложное, или как будто это очень важный момент в твоей жизни.3. Бегающий взгляд. Попробуйте бегать взглядом по предметам и их частям, людям, частям лица, одежде - всему, что видите. Задерживайте на время от одной десятой секунды(примерно) до 1-2 секунд, не более. Очень важно, чтобы в момент остановки взгляда на предмете вы успевали увидеть и осознать, что видите. Можно также сделать краткий анализ вещи, а потом сразу перевести взгляд. Отличное упражнение для использования в повседневной жизни. Помогает замечать больше вещей, видеть множество деталей.4. Установка. Дайте себе установку смотреть на предмет и ждите, пока внимание повысится. Когда это произойдёт, переключайтесь на другой предмет.5. Заметить скрытое. Смотря на любые предметы в жизни, старайтесь заметить то, что раньше не замечали: Новые формы, квадраты, круги. Новые грани, свойства.6. Медитация . Умение правильно медитировать помогает в фокусировке внимания. Третий ряд упражнений по «Концентрации внимания».Тренировка концентрации внимания. Кинезиологические упражнения Упражнение «Ухо-нос»Правой рукой беремся за левое ухо, а левой рукой за кончик носа. Теперь одновременно отпускаем и нос и ухо, хлопаем в ладоши и меняем положение рук с на обратное, т.е. теперь правая рука держит кончик носа, а левая рука — правое ухо. Затем все повторяем. Упражнение«Кулак - ребро – ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ( ,,кулак - ребро - ладонь,,), произнося их вслух или про себя. Упражнение «Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений. Упражнение «Дыхание»Это хорошее упражнение не только для повышения сосредоточенности перед важным делом, но и для оперативного устранения лишнего волнения, например, перед публичным выступлением. Чуть более глубоко дыша, концентрируетесь на процессе дыхания. Подробно следите мысленным взором, как воздух проникает через дыхательные пути в ваши легкие, медленно наполняет и расширяет их. А затем, после паузы, столь же медленно покидает, проходя в обратном направлении. Время выполнения - по обстоятельствам. Работать 3-5 минут. Упражнение «Кнопки мозга». Активизация нужных точек приводит к получению мозгом большего объема кислорода, что, в свою очередь, улучшает его деятельность, а также способствует достижению баланса между левой и правой половиной тела и включению его в общую работу по восприятию и усвоению информации. Для его выполнения необходимо массировать одновремен­но большим и средним пальцами левой руки парные точки в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок (можно массировать круговыми движениями плотно прижатой ладошкой до легкого покраснения).Стимулирование точек следует провести 10 раз. После этого надо поменять положение рук на противопо­ложное и провести стимулирование точек еще 10 раз. Затем следует повторить все упражнение еще раз.  Гимнастика МозгаОдной из важнейших характеристик упражнений Гимнастики Мозга является их влияние на активизацию так называемого базового опыта человека, поддерживают его развивающие навыки, лежащие в основе всех других более сложных навыков.Каждое упражнение выполняется не более 2-х минут. Их можно делать в различных сочетаниях.Упражнения для мозга универсальны для детей и взрослых. Они просты и не требует какой-либо специальной подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность.