СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ


Учитель физики МБОУ БСОШ № 20Павлова Наталья АлександровнаСИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ Пункт №1Основные направления подготовкиПункт №2Пункт №3Пункт №4Пункт №5Пункт №6Предвари-тельный этапДиагностикаВыявление проблем ПовторениеКоррекция знанийПрактическая отработка навыковКонтроль Самоподготовка 1. Предварительный этапАнализ ЕГЭ-2015. Типичные ошибки.Анкетирование: кто будет сдавать физику?Разработка плана подготовки к ЕГЭ-2016Утверждение графика дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ по физикеРазбор ДЕМО-версии ЕГЭ-физика Анализ ЕГЭ-2015 В экзаменационной работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса физики:1. Механика (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны) – 9 – 10 заданий.2. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика) – 7 – 8 заданий.3. Электродинамика и основы СТО (электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, основы СТО) – 9 – 10 заданий.4. Квантовая физика (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра) – 5 – 6 заданий. УсвоеноТипичные ошибки− построение графиков скорости и ускорения для равномерного и равноускоренногопрямолинейного движения;− силы в природе, закон сохранения импульса, закон сохранения механической энергии,условие равновесия рычага, пружинный и математический маятники, механическиеволны (формулы);− изменение физических величин в механических, тепловых и электромагнитных процессах и установление соответствия между физическими величинами и формуламиили графиками для этих процессов;− планетарная модель атома, нуклонная модель ядра, ядерные реакции, фотоны, законрадиоактивного распада;− изменение физических величин при протекании фотоэффекта и ядерных реакциях;− определение показаний приборов с учетом абсолютной погрешности измерений, построение графиков по результатам измерений с учетом абсолютной погрешности, выбор оборудования для проведения опыта по заданной гипотезе;− интерпретация результатов исследований, представленных в виде таблицы или графика;− расчетные задачи повышенного уровня сложности на применение изопроцессов.− применение принципа суперпозиции тел, законы Ньютона;− объяснение электромагнитных явлений (электризация тел, проводники и диэлектрикив электрическом поле, электромагнитная индукция, дифракция света);− определение направления векторных величин (магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца);− применение закона Ома для участка цепи, содержащего смешанное соединение проводников;− расчет параметров с использованием закона электромагнитной индукции Фарадея;− применение законов преломления света, ход лучей в линзе;− решение расчетных задач повышенного уровня сложности по механике и электродинамике,− решение качественных задач повышенного уровня сложности.− решение расчетных задач высокого уровня сложности. РазделОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!!! МеханикаЗадачи на движение связанных телЗатруднения при выполнении экзаменационной работы возникают при решении всех задач такого типа, начиная с тел, движущихся по одной прямой. Поэтому целесообразно при обучении сначала в целом разобрать ситуацию связанных тел в самом общем случае, обсудив все действующие между телами силы и обратив внимание на то, как влияет на решение задачи использование модели нерастяжимой и невесомой нити. А лишь затем с использованием большой доли самостоятельной работы разбирать частные случаи движения по горизонтальной плоскости, по наклонной плоскости, движение тел, связанных нитью, перекинутой через блок, и т.д.Молекулярная физикаПрименение первого закона термодинамики к изопроцессамНужно помнить о том, что адиабатному процессу целесообразно уделить больше времени, по сравнению с другими изопроцессами, так как их основные свойства к моменту начала изучения первого закона термодинамики уже неплохо усвоены.Электородинамика Решение задач по оптикеЗдесь в геометрической оптике важно предлагать учащимся задачи на использование различных оптических систем (требующих применения законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света), а не только линз и систем линз. В волновой оптике – обратить внимание на различные ситуации наблюдения интерференции света,а в задачах на дифракцию света – на определение максимально возможного количества наблюдаемых максимумов. ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ  №ТемаКол-во часовДата  МЕХАНИКА 22  1.1.1.Кинематика  4 8, 15.09 2.1.2.Динамика 4 22, 29.09 3.1.3.Статика 4 06, 13.10 4.1.4.Законы сохранения в механике 6 20, 27.10, 10.11 5.1.5.Механические колебания и волны 417, 24.11   II. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА 10  6.2.1.Молекулярная физика 4 01, 08.12 7.2.2.Термодинамика  6 15, 22, 29.12  III. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА 24  8.3.1.Электрическое поле 4 12, 19.01 9.3.2.Законы постоянного тока 4 26.01, 02.02 103.3.Магнитное поле 4 09, 16.02 11.3.4.Электромагнитная индукция 6 01, 15, 22.03 12.3.5.Электромагнитные колебания и волны 4 29.03, 05.04 13.3.6.Оптика 4 12, 19.04 14. IV. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ 2 26.04  V. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА 8  15.5.1.Корпускулярно-волновой дуализм 2 03.05 16.5.2.Физика атома 4 10, 17.05 17.5.3.Физика атомного ядра 2 24.05  Всего 68  АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССАФ.И.___________________________________________________Ваши планы после окончания школы?поступить в колледж, техникум поступить в ВУЗ пойти работать затрудняюсь ответить  Будете ли Вы сдавать ЕГЭ по физике?данетзатрудняюсь ответить Предположительно, если бы Вы выбрали Государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по физике, Вы набрали бы: менее 32 баллов ( условно: на двойку)32-50 баллов (условно: на удовлетворительно) 51-65 баллов (условно: на удовлетворительно, хорошо) 66-75 баллов (условно: на хорошо, отлично) более 75 баллов (условно: на отлично) Предположительно, сколько баллов Вам необходимо, чтобы реализовать свои цели после окончания школы?32-5051-6565-75более 75 Сильное желание чему-то научиться – это уже 50% успеха Дейл Карнеги ДЕМО-версияЕГЭ - 2016по физике Демовариант – это работа в том виде, в каком она попадает на экзамен. С ее помощью можно наглядно представить структуру заданий ЕГЭ, их сравнительную трудность, формулировки, ответы. Кодификатор – это документ, который содержит полный перечень тем, на которые могут быть даны задачи. Он отвечает на вопрос «Что будет на экзамене?»Сами темы называются элементами содержания. Спецификация – это описание структуры заданий КИМ ЕГЭ. Распределение заданий по уровню сложностиРаспределение заданий по содержательным разделам курса физикиРаспределение заданий по частям экзаменационной работыВремя на выполнение различных частей работыМинимальное количество баллов ЕГЭ №Проверяемые элементы содержанияУровень сложности заданияMaксимальный балл за выполнение заданияПримерное время выполнения задания (мин.)Часть 11.Скорость, ускорение, равномерное прямолинейное движение, равно-ускоренное прямолинейное движение (графики)Б122.Принцип суперпозиции сил, законы Ньютона, момент силы, закон сохранения импульсаБ123.Закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения, давление, движение по окружностиБ134.Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии,работа и мощность силы, закон сохранения механической энергииБ135.Условие равновесия твердого тела, закон Паскаля, сила Архимеда,математический и пружинный маятники, механические волны, звукБ136.Механика (изменение физических величин в процессах)Б, П237.Механика (установление соответствия между графиками и физическимивеличинами; между физическими величинами и формулами)П, Б238.Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Диффузия, броуновскоедвижение, модель идеального газа. Изопроцессы. Насыщенные и ненасы-щенные пары, влажность воздуха. Изменение агрегатных состояний вещества, тепловое равновесие,теплопередача (объяснение явлений)Б139.Связь между давлением и средней кинетической энергией, абсолютнаятемпература, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева–Клапейрона, изопроцессы,Б1310.Относительная влажность воздуха, количество теплоты, работа в термо-динамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машиныБ1311.МКТ, термодинамика (изменение физических величин в процессах)Б, П23ПЛАН ВАРИАНТА КИМ ЕГЭ 2016 года по ФИЗИКЕУровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий. Часть 225.Механика, молекулярная физика (расчетная задача)П11526.Молекулярная физика, электродинамика (расчетная задача)П11527.Квантовая физика (расчетная задача)П32028.Механика – квантовая физика (качественная задача)П31529.Механика (расчетная задача)В32030.Молекулярная физика (расчетная задача)В32531.Электродинамика (расчетная задача)В32532.Электродинамика (расчетная задача)В325 Всего заданий – 32;  из них по типу заданий: с кратким ответом – 27; с развернутым ответом – 5;  по уровню сложности: Б – 19; П – 9; В – 4. Максимальный первичный балл за работу – 50 Общее время выполнения работы – 235 мин. 11.МКТ, термодинамика (изменение физических величин в процессах)Б, П2 б.3 мин.1.Скорость, ускорение, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение (графики)Б1 б.2 мин.№ 11 1Тепловое равновесие и температура№ 11 2Внутренняя энергия№ 11 3Теплопередача как способ изменения внутренней энергии без совершения работы. Конвекция, теплопроводность, излучение№ 11 4Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества№ 11 5Удельная теплота парообразования. Удельная теплота плавления. Удельная теплота сгорания топлива№ 11 6Элементарная работа в термодинамике. Вычисление работы по графику процесса на pV-диаграмме№ 11 7Первый закон термодинамики№ 11Механическое движение. Относительность механическогодвижения. Система отсчета№ 12Материальная точка№ 13Скорость материальной точки№ 14.Ускорение материальной точки№ 15Равномерное прямолинейное движение№ 16Равноускоренное прямолинейное движение№ 17Свободное падение. Ускорение свободного падения. Движение тела, брошенного под углом α к горизонту№ 18Движение точки по окружности. Угловая и линейная скорость точки. Центростремительное ускорение точки№ 19Твердое тело. Поступательное и вращательное движение твердого тела 2. ДИАГНОСТИКАВыявление проблемРазработка и проведение тематических диагностических работВыявление пробелов в знаниях учащихся для их ликвидацииПовторение Ведение диагностических карт предметных достижений (индивидуальных и групповой)Коррекция знаний Как это работает?В сентябре проводится стартовая диагностическая работа (КИМ)Анализ ее результатов позволит выявить предметные «дефициты» – элементы, которые в ходе диагностической работы выполнены учащимися на 50 % и менееЗатем формируются группы со схожими предметными «дефицитами» (для ликвидации пробелов)Для каждой группы подбирается дидактический материал для отработки навыков выполнения заданийАлгоритм действий повторяется после каждой изученной темы Диагностическая карта подготовки к ЕГЭ по физике 11 классФ.И.О.____________________________________________________________________ЛИНИЯЗАДАНИЙ№ ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДАТА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ          МЕХАНИКА  КИНЕМАТИКА          № 11Механическое движение. Относительность механическогодвижения. Система отсчета          № 12Материальная точка          № 13Скорость материальной точки          № 14.Ускорение материальной точки          № 15Равномерное прямолинейное движение          № 16Равноускоренное прямолинейное движение          № 17Свободное падение. Ускорение свободного падения. Движение тела, брошенного под углом α к горизонту          № 18Движение точки по окружности. Угловая и линейная скорость точки. Центростремительное ускорение точки          № 19Твердое тело. Поступательное и вращательное движение твердого тела            ИТОГО баллов          0 б. – не научился (не проявил данное умение).1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений).2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение)ОценкаБаллы20-435-647-859+ Диагностическая карта подготовки к ЕГЭ по физике 11 классТема_____________________________________________________________________ №  Ф.И. ученика (цы) Цена вопроса Вариант  123456789101112БаллыОценка1б.1б.1б.1б.1б.1б.1б.1б.1б.1б.1б.1б.1. Иванов М.  1 1 0 1 0         2. Петров С.  1 1 1 1 1         3. Белова К.  1 0 1 0 0         4. Павлова Н.  1 11 1 1         5. Величко Т.  1 1 1 1 0         6. Сидорова О.  1 1 1 0 0         7. Сидоренко С.  1 1 1 1 1         8. Крутиков Р.  1 0 1 0 0         9. Петренко А.  1 1 1 0 0         10. Семенова А.  1 1 1 1 1          Процент выполнения заданий  100% 80% 90% 50% 40%         Отработка практических навыков Отработка практических навыков на урокеФизический диктантИндивидуальная работа по карточкамТестированиеЛабораторная работаПрактикум по решению задачРабота с дидактическим материалом и медиаресурсамиРазбор видеоуроковИспользование образовательных возможностей сети Интернет Главное – учить учиться!!!Эффективность произвольной памяти старшего школьника10% читает глазами 20% слышит30% видит50% видит и слышит 70% обсуждает 80% опирается на опыт90% говорит и делает совместно95% обучает В ходе дополнительных занятий необходимо:тщательно работать с понятиями;приучать учащихся читать и анализировать задания;применять различные формы заданий с разнообразными формулировками, которые приучат учащихся к пониманию сути задания;важно добиться, чтобы на контроле результатов усвоения, задания базового уровня могли выполнить все школьники;развивать умение обосновывать ответ;включать в занятия практико-ориентированные задания и задания на комплексное использование знаний;развивать самостоятельность мышления и действий;необходимо обратить внимание на психологический аспект подготовки школьников к ЕГЭ. Отработка практических навыков на дополнительных занятиях и консультациях (90 мин.)Формы отработки практических навыков:индивидуально по вариантамколлективно с разборомработа в группах (сам-но, с тьютором, в парах с взаимопроверкой, и т.д.)по предметным «дефицитам»,по линиям заданий,по «прорыву», т.е. по выполнению «порога»Формы самостоятельной работы:тематические заданияварианты КИМ отработка страховочных заданий отработка заданий повышенной сложности отработка предметных дефицитов отработка линий заданий, и т.д.)20-30 мин. – основная тема занятия20-30 мин. – отработка практических навыков решения заданий КИМ30-40 мин. – самостоятельная работа с последующим анализом ВАЖНО!!!После каждой работы – объективная индивидуальная и групповая диагностика!!!Каждый учащийся имеет свой набор «любимых» заданий для отработки с целью успешной сдачи ЕГЭ.Задания отрабатываются до получения 100% результата Самостоятельная отработка практических навыков Список сайтов для подготовки к ЕГЭhttp://www.fipi.ru/ Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал ЕГЭhttp://www.ege.ru/ Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной формеhttp://www.alleng.ru Большая коллекция материалов по ЕГЭ Онлайн-тестирование ЕГЭhttp://www1.ege.edu.ru/online-testingОфициальные тесты. Всего лишь по 1 тесту на каждый предмет.http://www.edu.ru/moodle/Тестирование на официальном сайте МинОбрНауки. Каждого предмета по нескольку вариантов.http://live.mephist.ru/show/tests/Онлайн-тесты от портала МИФИ. Требуется простая и несложная регистрация.http://reshuege.ru/Система "РешуЕГЭ" от Д. Гущина. Система предлагает решать задания из открытого банка заданий ЕГЭ. http://www.egesha.ru/Самый большой выбор тестов на сегодняшний день. Прохождение доступно без регистрации.http://vk.com/app2792306_6017246Приложение "ВКонтакте". Очень большое количество тестов и удобная навигация. Полезное времяпровождение в социальной сети :) Контроль знаний при подготовке к ЕГЭ по физикеФормы контроля:ИндивидуальныйГрупповойфронтальныйТипы контроля:Внешний (учитель-ученик)Взаимоконтроль (ученик-ученик)Самоконтроль (ученик) Виды контроляСтартовый контроль проводится в начале года и позволяет выявить уровень остаточных знаний за предыдущие годы обучения.Текущий контроль проводится в течение всего обучения, на каждом занятии, причем почти на каждом его этапе. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика, поспешно выставленная – задержать, затормозить.Коррекционный контроль – позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и обеспечить их ликвидациюТематический контроль - выясняется усвоение учащимися основных положений темы. На основе результатов тематического контроля, включая результаты диагностической работы по теме, выставляются оценки в журнал.Итоговый контроль носит более специализированный характер. Он проводится в форме рубежных диагностических работ (например, по итогам материала, пройденного за четверть, полугодие), или в форме пробных экзаменов. На итоговых испытаниях проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом. Методы контроляУстный опрос .Уплотненный опрос Зачет Кратковременные («летучие» – на 10-15 мин) контрольные работы  Физические (графические) диктанты  Самостоятельная работа Домашняя письменная работа Контрольная \лабораторная работа Виртуальные лабораторные работы и эксперименты по физике Тестирование (тесты: избирательные, многовариантные, альтернативные, закрытые, тесты перекрестного выбора, тесты идентификации, тесты на сайтах Решу ЕГЭ Гущина и т.п.) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ МБОУ БСОШ № 20 ДНЕВНИКподготовки к ЕГЭ по физикеученика (цы) 11 класса__________________________________________________________________________________________РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ  2015-2016 учебный год Формы работы с родителямиДатаФорма работы с родителямиОзнакомление(подпись) Знакомство с Демо-версией ЕГЭ по физике. Разъяснения. Консультирование.  Беседа об организации контроля со стороны родителей за выполнением домашнего задания  Ознакомление с успеваемостью по физике  Предупреждение об ответственности за пропуски занятий без причины   Беседа о важности психологической поддержки школьников в период подготовки к ЕГЭ  Ознакомление с посещаемостью групповых дополнительных занятий  Ознакомление с оценкой за контрольную\самостоятельную\ диагностическую\ лабораторную работу  Беседа об осознанном выборе учащимся будущей профессии   Ознакомление с посещаемостью индивидуальных дополнительных занятий          Формы работы с родителямиДатаФорма работы с родителямиОзнакомление(подпись)                         Выполнение плановых контрольных работ№ДатаТемаОценкаПодпись родителей1.12.10    2.03.12    3.-15.03   4. - -   5.     6.     7.     Контроль знанийКонтроль знанийВыполнение административных контрольных работ№ДатаТемаОценкаПодпись родителей1.н\б    2.     3.     4.     Рубежный контроль знаний ОценкаПодпись родителей1 четверть (предварительная оценка)  1 полугодие  3 четверть (предварительная оценка)  2 полугодие  Годовая оценка   Дополнительные занятияДополнительные занятияГрафик проведения дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ по физике День неделиВремя1 четвертьВторник 15-16.30   2 четверть     3 четверть     4 четверть     Дата         Отметка о посещении         Подпись учителя         Подпись родителей         ПосещаемостьДата 8.09        Отметка о посещении         Подпись учителя         Подпись родителей         Дата         Отметка о посещении         Подпись учителя         Подпись родителей         Дата         Отметка о посещении         Подпись учителя         Подпись родителей          Диагностика Индивидуальная работа №ДатаТемаБаллы ОценкаПодпись родителей1.      2.      3.      4.      5.      6.      7.      8.      9.      10.      11.      12.      №ДатаТема дополнительного занятия\консультацииПодпись учителяПодпись родителей1.           2.           3.           4.           5.           6.           7.                 8.           9.           10.           11.           12.            Спасибо за внимание