Презентация для подготовки к ЕГЭ на тему:Задания высокого уровня сложности.Эссе


Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ 2013 г. С9 Что такое эссе? Эссе – с французского – опыт, проба, попытка, набросок. Это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний Признаки эссе Наличие конкретной темы или вопросаЛичностный характер восприятия проблемы и её осмысленияНебольшой объёмСвободная композиция и непринуждённость повествованияПарадоксальностьВнутреннее смысловое единствоОткрытость Особенности эссе по обществознанию Эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определённому разделу обществознанияЦель эссе – раскрытие смысла высказывания, предоставление и обоснование собственной позиции. Аргументами могут являться обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, факты из социального или личного опыта Критерии оценки эссе Демонстрационный вариантКодификаторСпецификация работыТренировочные заданияК1 – раскрытие смысла высказывания -1бК2-представление и пояснение собственной позиции выпускника-1бК3-Характер и уровень приводимых суждений и аргументов-3б Организация работы по написанию обществоведческого эссе Выбор темыНаписание черновикаАнализ содержания текстаПроверка стиля, логичности и последовательности изложения материалаВнесение необходимых изменений и написание окончательного варианта Выбор темы Прочитать все цитатыОпределить проблематику и смысл ( О чём хотел сказать автор)На основании этого выбрать понятную выпускнику цитатуМысленно ответить на вопросы: с какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема; какие у меня есть аргументы, термины для раскрытия данной темы. Черновик Цитата «Свобода состоит в том, чтобы зависеть от законов» (Вольтер) Проблема, поднятая автором, её актуальность Смысл высказывания Собственная точка зрения Аргументация на теоретическом уровне Примеры Вывод Содержание эссе Определить проблему высказывания, раскрыть тему позволяет алгоритм действия: Мысль автора в форме тезиса (тезисов) аргументы (факты, явления , события, научные доказательства) вывод Достоинства эссе Краткая информация об автореИмена предшественников, последователей, научных противниковОписание различных точек зрения на проблемуУказание на многозначность используемых понятий и терминовУказание на альтернативные варианты решения проблемы Основания для более низкого балла Формально отражена личная позицияОтвет и аргументация ушли в сторонуИзложение, аргументация на бытовом уровнеПроблема поясняется отчастиДопущены ошибки в содержанииУтверждения общего характера Обучение работе над эссе (определение проблемы) Самая главная задача – обучение определению проблемы. Этому помогает серия вопросов, которые ученик ставит по выбранной темеПример: Тема «Свобода состоит в том, чтобы зависеть от законов» (Вольтер)Вопросы: В чём выражается свобода человека в обществе? Может ли свобода быть абсолютной? Что ограничивает социальную свободу человека? Обучение работе над эссе (определение проблемы) Из вопросов следует суждение о смысле высказывания: С одной стороны, свобода - это независимость человека. С другой стороны, свобода – это зависимостьПроблема (осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа) высказывания: свобода личности в обществе и её соотношение с законом, ограничивающим эту свободу Обучение работе над эссе (аргументация) Из вопросов, поставленных учеником перед собой следуют аргументы (факты, примеры, доводы, суждения)В черновике, например, пишем примеры из документов (Конституция, Кодексы, законы, где зафиксированы санкции за нарушение нормы права. Примеры из жизни – школа, семья, предпринимательская деятельность. Примеры из истории и СМИ)Аргументация на теоретическом уровне (фиксируется в виде тезисов в черновике): понятие свободы,, ответственность, гарантии свободы, закон, правовое государство. Обучение работе над эссе (оформление мысли) В помощь ученику на вводном занятии учитель приводит фразы – клише, которые можно использовать при написании эссе:В данном выражении…Данная проблема…Я согласен (не согласен)…На мой взгляд…Хорошо, если ученик установил парадоксальность высказывания, не соглашается с автором. Чаще всего выпускник не прописывает проблему, а пересказывает то, о чём говорит автор. Рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссе Рекомендация 1.А) Тема выбрана. Важно выделить основную идею автора высказывания и определить раздел или тему обществоведческого курса, в рамках которых ее следует рассматривать. Б) Работу необходимо начинать с черновика. В) Следующая задача – привести написанное в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.Г) Уделить особое внимание вступлению и заключениюЗаметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора). Д) Излагать мысли в форме кратких тезисов, подкрепленных аргументами (факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.). Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: 1 – неубедительно, 3 – «перегружено». Е) Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, их логической связи: так достигается целостность работы.Ж) Обратить внимание на стиль изложения. Должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения. Стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить. ПримерЭкономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотелсказать автор? 2. С какими основными проблемамиобществознания связана данная тема? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта? 1. Автор утверждает, что потребителю необходимонаучиться рационально расходовать свои доходы,прежде чем приобретать товары и услуги. 2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикойпотребления. 3. Я полностью согласен с данным высказыванием. 4. Термины: доходы и расходы, ограниченныересурсы, семейный бюджет, потребительскоеповедение, структура потребления… 5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг. Быть в контексте задания!!!...это значит: 1. Соответствовать базовой науке, к которойотнесена выбранная проблема. 2. Грамотно определить круг подлежащихрассмотрению вопросов. 3. Ясно выражать и аргументировать собственноепонимание проблемы и отношение к ней. 4. Использовать термины, понятия, обобщения,факты, примеры, которые относятся к выбраннойпроблеме. Задание.В контексте ли автор эссе? Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) «Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля-продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладаетнад искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумы-ваюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевуюподделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере,как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становитсяспокойнее. Как известно, продается и покупается не все на свете. Но неко-торые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, укого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которыене продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать». И еще… Приветствуются следующие дополнительные аргументы: Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии). Имена его предшественников, последователей или научных противников. Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. Указания на альтернативные варианты решения проблемы. Результат работы Если писать эссе без всякой системы, то можно рассчитывать, что слабые ученики не справятся с данным видом работы и потеряют баллы, сильные в состоянии набрать за написание эссе 3-2 балла из 5.Если придерживаться системы, то есть шанс, что даже слабый ребёнок может сработать по алгоритму и выполнить данную работу на 3 балла из 5. Задание Напишите эссе по одной из тем Философия. «Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». (С. Маршак).Социальная психология. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». (Аристотель).Экономика. «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами». (А. Смит).Социология. «Свобода есть право на неравенство». (Н.А. Бердяев).Политология. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной». (Б.Н. Чичерин).Правоведение. «Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». (Л.Н. Толстой).