Выступление на ШМО. Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися на уроке английского языка


Методы и приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке английского языка учитель английского языка МАОУ-СОШ №1 Гукова Н.А. «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Древняя мудрость Неуспеваемость - итоговые отрицательные отметки.Причины неуспеваемости - все обстоятельства, предшествующие получению учеником неудовлетворительных отметок.Причины неуспеваемости:- акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках);черты их личности (ленив, неорганизован);элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности). Причины неуспеваемости:- особенности организма школьника;- особенности личности школьника;- бытовые условия;- гигиенические условия в школе;- особенности воспитания в семье;- особенности обучения и воспитания в школе;- причины недостатков бытовых условий;- причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;- условия, порождающие недостатки воспитания в семье Особенности неуспевающих учащихся - низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;- отсутствие познавательного интереса;- не сформированы элементарные организационные навыки; - учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения; - нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника; - дети, в основном, из асоциальных семей; - отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся; - частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта. Причины отставания ученика в усвоении конкретного учебного предмета:- Педагогическая запущенность.Частые заболевания.Пропуски занятий.Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга. Проявления отставания: Не умеет устанавливать причинно-следственные связи. Учитывать все признаки предмета или явления. Видеть общее и. д. 2. Несформированность учебных навыков.Ребенок не умеет учиться: работать с текстом; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия и т. д. 3. Дефицит внимания с гиперактивностью.Характеризуется: отвлекаемостью; подвижностью; неусидчивостью и т. д. Для предотвращения неуспеваемости, необходимо:- своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и своевременно их ликвидировать;- установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы;- систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.- организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, так, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Способы повышения работоспособности: Разнообразие видов деятельности. Проветривание кабинета. Проводение физкультминутки. Соблюдение принципа необходимости и достаточности. Виды работ со слабоуспевающими учениками Карточки для индивидуальной работы. Задания с выбором ответа. Деформированные задания. Карточки - тренажеры. Творческие задания. “карточки-информаторы”, “карточки-конспекты”  Признаки неуспеваемости по английскому языку: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы, постоянный переход на родной язык. Учитель должен:Знать особенности психического развития ребёнка:Стремиться понять и принять каждого ребёнка Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке Учитель должен:Уметь встать на позиции ученика НЕТ насмешливому тону! Уметь вести непринуждённый диалог Стремиться к внешней занимательности Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) Учить работать со словарями и другим справочным материалом Во время учебного процесса необходимо:Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!) Применять частую смену видов деятельности на уроке Многократно проговаривать и закреплять материал урока Правила работы со слабыми учениками(рекомендации психологов):Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него - давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.Не заставлять учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома. Методы рациональной организации работы учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий: Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности. Индивидуальные дифференцированные задания. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель). Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек. Групповая форма работы Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу. Формы и жанры урока:урок-играурок-спектакльурок-путешествиеурок-детективурок-сказкаурок-концерт "Интонация" Учитель пишет на листках бумаги названия какого-либо чувства, эмоции, раздает листки учащимся. Задача учащихся - произнести заданную фразу (прочитать текст) с нужной интонацией. Остальные учащиеся должны догадаться, какие чувства и эмоции были вложены в данную фразу. Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, помогает участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством, как можно использовать тональность в обучении. Иностранный язык - работа с лексическим материалом, работа над выразительным чтением. "Разговор больших пальцев" Работа в парах, учитель задает темы общения: пальцы знакомятся, ссорятся, ищут возможность помириться, мирятся. Упражнение на развитие выразительности языка через жесты, импровизацию, концентрацию на собственных ощущениях. На уроках иностранного языка применяется при разучивании диалогов. "Снежный ком" Упражнение может быть направлено на развитие визуализации как одного из приемов эффективного запоминания.Учитель называет какое-либо слово, ученик повторяет его, добавляя к нему еще одно, характеризующее какой-либо признак. Следующий ученик повторяет предыдущие слова и добавляет свое и т. д. При сбоях никто не подсказывает, цепочка слов продолжается с ошибками, провалами, либо точно воспроизводится. Затем рефлексируется, что было легким, трудным; идет осмысление "провалов" памяти. Хотя имеется в виду, что это упражнение проводится на визуальном канале (визуализация - создание зрительного образа на внутреннем плане), нам представляется, что разные ученики используют разные стратегии при запоминании: зрительные и слуховые ассоциации, тембр голоса, движения и т. п., то есть это упражнение может рассматриваться как игра для развития всех сенсорных каналов (это зависит от инструкции учителя).\ В качестве заключения мне бы хотелось привести следующую цитату:«Малоспособный к изучению иностранного языка ученик – это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи. Игнорирование индивидуального подхода может привести к тому, что более способные и развитые учащиеся будут задерживаться в своём развитии, а слабо подготовленные учащиеся будут не в состоянии достичь уровня «средних», а тем более «сильных» учеников».