Презентация к выступлению на конференции 19.08.2015г Этапы современного урока


Выступление на заседании секции учителей математики августовской конференции тема выступления «Этапы современного урока в деятельностной парадигме» подготовила учитель математики симонова Л.Г.19 августа 2015г. «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора эрудиции». Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя. У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».Каким должен быть современный урок? Вопрос уже почти риторический. Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Элементы сравненияТрадиционный урокСовременный урокФормулировка темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиесяПостановка целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определяют границы знания и незнания ПланированиеУчитель сообщает учащимся какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цельПланирование учащимися способов достижения целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяется групповая и индивидуальная форма организации деятельности {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Элементы сравненияТрадиционный урокСовременный урокОсуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением практической работыУчащиеся осуществляют контроль( применение формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталонуОсуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащихся осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОцениваниеУчитель оценивает работу на урокеУчащиеся участвуют в оценочной деятельности по ее результату (самооценивание, результат деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще задание – одно для всех) Учащиеся могут выбрать задания предложенные учителем с учетом индивидуальных возможностей СтруктураТрадиционный урокОрг.моментПроверка д/зОбъяснение нового материалаЗакреплениеСовременный урокОрганизационный этап.Постановка цели и задач урока (Мотивация)Актуализация знаний.Первичное усвоение новых знаний.Первичная проверка пониманияПервичное закрепление.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнениюРефлексия Метод морфологического ящикаРассмотрим на примере сказок как он работает. А затем перенесём его на нашу тему {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Завязка Главный «+» геройГлавный «-» геройМесто Конец Бабушка заболелаКрасная шапочкаБаба ЯгалесвыздоровлениеНе разбилось яйцоЗолушка мачехаизбасвадьбаПохищение предметаКурочка РябаволкКоролевствопобедаКто-то красивее главного «-» герояИван ДуракКащей Бессмертныйдворецсчастье {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Начало урокаОбъяснение нового материалаЗакрепле ние Повторение ранее изученногоконтрольД/ЗКонец урокаИдеаль ный опросПрактич ность теорииИгра-тренингСвоя опораОпрос по цепочке3-х уров невое д/зОпрос -итог« да-нетка»Пресс-конферен цияДел.игра «Компетентность»Свои примерыТихий опросЗадание массивОтсроч ка отгадкиУдивляй Доклад Дел.игра «Точка зрения»Показательный ответВыбороч ный контрольОсобое заданиеОбсуждение д/зИгра в случай ностьТеатра лизация Взаимо-опросЛови ошибкуУстный програм мируемый контрольНеобыч ная обычностьисторич сведения Организационный этап должен нести положительный эмоциональный настрой, быть ярким, запоминающимся. На этом этапе учитель может учитывать несколько побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений.( «Мы хорошо поработали над предыдущей темой, думаю, что и эта тема не будет вызывать у вас затруднения»),вызывать мотивы относительной неудовлетворённости( «Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы»)Чёткое начало урока дисциплинирует учеников, позволяет им быстрее включиться в работу, способствует экономии времени. Идеальный опросУченики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю вопрос: « Кто сегодня себя чувствует на «5»?, на «4»?, на «3»? Проверяется степень готовности. «Да-нетка»Учитель задумывает предмет, число, цифру,…, имеющие непосредственное отношение к теме урока Дети задают вопросы.Учитель может ответить «да» или «нет». Игра в случайностьУчитель вводит в урок элементы случайного выбора: МонеткаИгральная костьЖеребьёвкаСчиталочка и т.д.Разыгрываютя вопросы, д/з, упражнения, темы для повторения и др. Устный счётУстный счёт сам по себе полезен на уроках математики5-6класс в форме игры (приложение)Например, для 7 класса несколько вопросов:Сумма смежных углов разделите на количество сторон квадрата. (45)Возведите в квадрат количество букв в названии математического предложения, которое принимается без доказательства. (72=49)Количество признаков равенства треугольников умножьте на порядковый номер ноты «ля» в октаве.(3●6=18) Практичность теорииВведение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу.Перед изучением темы о сумме внутренних углов треугольника можно предложить такую задачу: «Построить треугольник по трем заданным углам:А=90°, В=60°, С=45°;А=70°, В=30°, С=50°;А=50°, В=60°, С=70°.Постановка проблемырешить уравнение 4•х=3 ещё до изучения дробей, уравнение х+4=2 – до изучения отрицательных чисел Пресс-конференцияУчитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать дораскрывающие её вопросы Заранее расскажите ученикам, что вопросы бывают:Репродуктивные вопросы-неинтересны. Ответ на них-повторение уже известногоРасширяющие знания вопросы позволяют ученикам узнать новое, но не претендуют на значительное усложнения знания.Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.Проведите конкурс на самый интересный, самый сложный, самый важный, самый оригинальный вопросМожно организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам Не забываем о работе с учебникомВыделение существенного. Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив упражнения на закрепление, предложите прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте то, о чём вообще не говорили на уроке. Например, при изучении темы «Умножение натуральных чисел и его свойства» опустите в объяснении, когда можно не ставить знак умножения. Дайте задание: найти в тексте то, что не упоминалось на уроке. После ответа на вопрос, предлаожите задание: «Определите, какие из равенств верные?»5∙a = 5a, 5+b = 5b , (x+4)∙(y-5) = (x+4)(y-5), 6∙8∙n = 48n, x∙(2+c) = x(2+c), 7∙2+k = 14k, (ab)∙c = abcСортировка материала. Сортировка материала строится на анализе логической структуры текста. В тексте есть основные положения и их доказательства. Нужно обучить школьников выделять в тексте эти компоненты. Основные положения текста учащиеся должны запоминать. Аргументацию нужно как следует понять и уметь излагать своими словами. Иллюстрации следует разобрать, а иногда достаточно просто прочитать и не воспроизводить. Ответы на вопросы. Ответы на вопросы могут требовать от человека разной деятельности: восприятие какого – либо фактического материала, анализ явлений или событий, сравнение явлений, установление причинно – следственных связей, обобщение и т. д.После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (изображение на листе ватмана). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления, стремление к знаниям, речевые умения, снижает утомляемость.Составление плана. План текста – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Пунктами плана могут быть заголовки, данные автором, или вопросы к тем заголовкам, которые читатели детализируют, разбивая текст на части.Как научиться составлять план? Самый простой приём – это разбить текст на логические части и озаглавить их.Пересказ текста. Пересказ может быть подробным или кратким. К краткому пересказу можно перейти от работы над планом, именно краткому, потому что с полным пересказом учащиеся успешно справляются сами.При подготовке к пересказу предлагаю учащимся следующую памятку:Памятка 1. Определи, всё ли ты рассказал.2. Найди по учебнику то, что ты пропустил.3. Определи, всё ли ты правильно рассказал.4. Найди свои ошибки и исправь их. Составление тезисов. Тезисы – это основные положения текста, которые доказывают, объясняют, поясняют материал в тексте. Если в плане в определенной последовательности даются только названия основных объектов в виде заголовков, то при составлении тезисов в той же самой последовательности даётся само содержание этих объектов.Можно сравнить план и тезисы на примере одного и того же текста из учебника математики для 5 класса «Угол».План.1. Понятие угла.2. Равные углы.3. Развёрнутый угол.4. Прямой угол.Тезисы.1. Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими из одной точки. Лучи, образующие угол, называют сторонами угла, а точку, из которой они выходят,- вершиной угла. 2. Если один угол можно наложить на другой так, что они совпадут, то эти углы равны.3. Два дополнительных друг другу луча образуют развёрнутый угол. Стороны этого угла вместе образуют прямую линию, на которой лежит вершина развёрнутого угла.4. Прямым углом называют половину развёрнутого угла. Конспектирование. Конспект составляется, когда возникает необходимость записать не только основные вопросы и мысли, полученное в тексте доказательство, объяснение, пояснение, но и само доказательство, объяснение, пояснение. Конспекты различаются по полноте содержания. Некоторые кратко воспроизводят все текстовые субъекты. В других конспектах какие – то части текста излагаются тезисно или в виде пунктов плана, а другие – подробно. Считается, что такие записи являются экономичными и целесообразными.Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.   Закрепление Игра-тренингЕсли необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения цели.Логическая цепочкаУченики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Деловая игра «Компетентность»Участники 2х команд – конкуренты.Группа учеников, определяющая победителей- нанимателиДо игры учитель знакомит со схемой игры, задаёт тему. Формируются команды. Команды придумывают друг для друга 5 заданий по теме. Поочерёдно дают друг-другу задания, соперник выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма- наниматель оценивает по 5-ти бальной шкале каждое задание и по 10-ти бальной-каждый ответ. Наниматели совещаются и принимают решение-кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта»: обращает внимание на ошибки, делает выводы. Деловая игра «Точка зрения»Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающие свою точку зрения наблюдатели – учитель + помощникиСодержание игры: две группы доказывают правильность противоположных точек зренияНеобходимо подготовить доп материалВзаимоопрос Ученики опрашивают друг-друга по базовым листам Повторение ранее изученного материалаСвоя опораГруппа составляет опорный конспект урока или темы на листеСильные ученики заранее получают творческое д/з составить опорные конспекты по пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами.Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту.После работы в отведённое время над определённой темой тренеры меняют группы, и процесс повторяется.Важно: группы должны получать от тренеров какое-то задание например, составить список вопросов по повторяемому конспекту или найти ошибку, которая специально внесена в конспект. Свои примерыУченики подготавливают свои примерыСочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.Показательный ответОдин ученик отвечает, остальные слушают.Такой опрос используют не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, чтобы сформировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена.Лови ошибку1) Объясняя материал учитель намеренно допускает ошибку. Школьники мгновенно реагируют на ошибки условным знаком.2) Ученик получает текст со специально допущенными ошибками- «пусть поработает учителем» Тексты могут быть приготовлены заранее другими учениками. Контроль Опрос по цепочкеТихий опросБеседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время, как класс занят другим делом , например тренировочной контрольной или групповой работой.Выборочный контрольВыборочно проверить работы. Чьи работы будут проверены, уч-ся не знают.Программируемый контрольТест с выбором ответа. Можно проводить как письменно так и устно. Домашнее задание3 уровня д/з1 уровень- обязательный минимум. Понятное и посильное каждому ученику2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет.3 уровень – творческие задания. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкойнапример, ученики разрабатываютСказки, фантастические рассказы по учебной теме;Кроссворды, ребусыТем. Сборники интересных фактов, примеров, задачУчебные плакаты, опорные сигналы Стихи, загадки,по окончании темы составить контрольную работу и решить её, а затем предложить её соседу по парте и проверить его работу; подготовить дома с друзьями рекламную сценку на тему и показать её на уроке; придумать и изготовить математическую игру; сделать книжки-малышки по теме;Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на суд одноклассников. Задание массивИз 10 предложенных заданий выбрать любые 3Из 60 заданий – минимум 15 стимуляция- в к/р. Войдут войдут номера из данного массиваНеобычная обычностьд/з подаётся в виде:Беспроигрышная лотереяПочта с письменным заданием, организованная через дежурногоНа сайте учителя и т.д. Конец урокаОпрос-итогВ конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урокаЧто на уроке было главным?Что было интересным? (следует различать главное и интересное)Чему научились?Отсроченная отгадка1) В начале урока учитель даёт загадку( удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.2) Загадку дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее заданиеОбсуждение д/зОбсуждение с уч-ся о том каким должно быть д/зознакомления учащихся с обобщающими выводами и идеями; привлечения исторических сведений; выполнения игровых упражнений; решения головоломок, кроссвордов, ребусов на математическую тему. Физминутки (приложение)Все мы знаем требования, предъявляемые к современному уроку здоровье-сбережениеНеобходимо на уроках математики проводить физкультминутки (пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, релаксацию, дыхательную гимнастику, точечный самомассаж) , также ежеминутно нужно следить за посадкой учащихся на уроке. Желательно проводить физминутки, относящиеся к теме урока. например: 1. У меня набор карточек с правильными и неправильными дробями. Если показываю правильную дробь — руки вверх, неправильную — руки в стороны.2. У меня набор карточек с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма отрицательна — присели, положительна — встали.3. На доске записаны примеры, а я говорю ответ, если ответ верный — учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный — топают ногами.Провести физминутку Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”. Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс. Я желаю Всем вам именно таких уроков