Презентация на тему Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и Традиционные элементы структуры урока


Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка иТрадиционные элементы структуры урокаГоршенина Наталья АлександровнаМБОУ «Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова»2015 г. Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации. Традиционный урок построен по принципу: “Делай как я – и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как. Традиционные элементы структуры урока : 1. Изучение нового материала.2. Закрепление пройденного.3. Контроль и оценка знаний.4. Домашнее задание.5. Обобщение и систематизация знаний.(учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого) Структура урока по фгос:1. Организационный момент. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне - “Хочу, потому что могу”.II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения изученного ранее материала. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся. На этапе актуализации знаний часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением. Анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость. Например, при изучении темы “Причастие” предлагаю тексты, насыщенные именами прилагательными, уже хорошо известными детям, и причастиями, о которых только пойдет речь на уроке. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка;Когда росой обрызганный душистой Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо качает головой.М. Ю. ЛермонтовСолнце за день нагулялося,За кудрявый лес спускается:Лес стоит под шапкой тёмною,В золотом огне купается.На бугре трава зелёнаяСпит, вся искрами обрызгана,Пылью розовой осыпанаДа каменьями унизана.И.С.Никитин Задание классу: Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту. Возможные варианты заданий:Прочитайте выразительно стихотворение.Озаглавьте текст.Определите тему и идею текста. Дайте аргументированную оценку предложенным текстам.Какие художественные средства используют авторы стихотворений?Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы. Введение в тему. Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к изучению новой темы.Назовите все слова, которые указывают на признак предмета. Каким способом вы смогли их выявить? (по вопросу какой? Какая? Каков?) Изучение новой темы урока. Исследовательское задание классу:Распределите слова на группы, объединив их по общим признакам (количество групп каждый определяет самостоятельно).После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы. III. Постановка учебной задачи.Цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить (Что такое причастие как часть речи?)Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся.Вопросы для целеполагания:Что общего у слов в обеих группах? Какую часть речи они поясняют? Каким способом образованы данные слова? От каких частей речи образованы данные слова? IV. “Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения).Работа с источниками. Далее ученикам предлагается сравнить две точки зрения на причастие: школьный учебник русского языка и Сборник таблиц по русскому языку А. Б. Малюшкина.Беседа по итогам сравнения двух текстов:Что Вы узнали о причастии?Чем отличаются точки зрения на причастие авторов разных учебников? Что между ними общего?Сделайте свой вывод. Во время беседы о разных формах преподнесения учебного материала обучающимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:Слова в помощь: выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению.Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о причастии (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.)Учитель предлагает свою форму записи только после того, как дети выскажут собственные предложения. V. Первичное закрепление.Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.Приводятся определения причастия как в стихотворной форме, облегчающей запоминание, так и авторитетных русских классиков.Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я как прилагательное.На все вопросы его отвечаю.Глагол по значению напоминаю.Слова В. Даля, создателя “Толкового словаря живого великорусского языка”:“Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”. А.С. Пушкин, гений нашей литературы, говорил о причастиях:“Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: который скачет, который метет и прочее – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, затем демонстрируется вариант учителя – опорный конспект. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:Вопросы для рефлексии:Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?Что Вам в этом помогло?Какие трудности возникли? VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование причастий в речи.Задание 1:Попробуйте заменить прилагательные из первого столбика на однокоренные причастия.Эвристическое задание:Придумайте как можно больше предложений о своей деятельности на уроке и работе одноклассников, используя причастия.По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка. VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).Что для меня самым полезным было на уроке?Что для меня на уроке было самым интересным?Что на уроке для меня было трудным?На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?