Презентация к уроку развития речи в 5 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине Васнецова Иван-царевич на Сером Волке»


Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» 5 класс Дорогие ребята! Прежде чем начать наш разговор, я хочу рассказать вам сказку. В некотором царстве, некотором государстве жил-был царь Выцлав Антронович. У него было три сына, младшего звали Иваном.И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.Стал кто -то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.Царь перестал и пить и есть, затосковал… Так читал маленький Витя Васнецов, и прониклась душа будущего художника красотой и глубиной русского слова, необыкновенным, чарующим волшебством… Русские народные сказки ,на которых выросло не одно поколение мальчиков и девочек, дошли до нас из глубины веков. Эти сказки интересны в любом возрасте. Потому что русский мудрый народ сочинил их множество — самых разных: веселых и грустных, волшебных и бытовых, для самых маленьких и для тех, кто постарше... В. М. Васнецов- известный русский художник XIX века. Сюжеты многих его картин взяты из устного народного творчества. Его перу принадлежат полотна "Богатыри", "Алёнушка" и многие другие. Ребята! А что вы знаете о Васнецове? Где вы слышали о его творчестве? Правильно, недавно мы посетили Третьяковскую галерею, и там экскурсовод нам подробно рассказывала о его жизни и творчестве. А какие картины великого художника вам запомнились? Перед каждым из вас репродукция картины «Иван-царевич на Сером Волке». Всмотритесь внимательно в нее, т.к. мы сейчас попробуем перенестись в мастерскую художника. А теперь давайте представим себя в мастерской Виктора Михайловича Васнецова. Тишина. Пахнет красками, скипидаром, деревом. Берет художник в руки кисть, и видится ему лес. Зловеще сплелись ветки деревьев-великанов. Мхом, лишайником заросли почерневшие от времени стволы. Сыро. Топко. Что-то недоброе мерещится. Вспоминает Васнецов одну из своих любимых сказок: "Помчался Серый Волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает." Русскому нужна только русская красота. В.ВаснецовМы можем не согласиться со столь категоричным суждением художника, но так думал Мастер, который не захотел подстраиваться под мнение толпы, преклонявшейся перед всем иностранным. Эпигаф к уроку Васнецов В.М. «Иван-царевич на Сером Волке» 1889 г. Картина написана по сюжету русской народной сказки. Сказка волшебная, о преодолении трудностей, связанных с нарушением Иваном-царевичем запретов. Беседа по картине Какой эпизод запечатлел художник на картине? Беседа по картине На картине запечатлён эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой Прекрасной от царя Далмата к царю Кусману. Беседа по картине Что видим на первом плане картины?Болото с кувшинками, старая кривая яблоня с цветущей веткой. Беседа по картине Что изображено в центре картины? На среднем плане - всадники на волке. Беседа по картине А что изображено на дальнем плане картины? Могучие стволы вековых дубов. Беседа по картине Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему? Васнецов использовал преимущественно тёмные тона, так как всадники мчатся по тёмному ночному лесу, они преследуются.Тёмная гамма передаёт состояние страха, чувство опасности. Беседа по картине Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело. Белые кувшинки в болоте и белая цветущая ветвь справа - символ надежды на успех, веры в счастливый финал. Рисует художник, как волк перелетает через болото, покрытое ... лилиями. ... туман окутывает деревья. ...лес обступил беглецов со всех сторон. Иван-царевич ... озирается - нет ли погони? Он ... держит Елену Прекрасную. На ... фоне леса выделяются всадники и ... яблонька. Как по волшебству расцвела она в ... чаще и дает ... надежду на спасение, указывает путь из ... леса. Коробочка подсказок: белый, сизый, враждебный, тревожно, бережно, темный, молодой, лесной, робкий, страшный. Работа с деформированным текстом Составление плана I. Вступление (о Васнецове, о сказке).II. Основная часть. 1. Эпизод сказки.2. Стремительный бег волка.3. Всадники.а) Иван-царевич (поза, взгляд, одежда, оружие);б) девушка (поза, лицо, волосыодежда);в) чувства героев.III. Заключение (мои мысли о картине). Итак, в центре картины - всадники на волке. Как Васнецову удалось передать стремительный бег волка? Стремительный бег волка передаёт его поза: вытянутые в прыжке лапы, прижатые к голове уши. А также развевающиеся волосы Елены Прекрасной и то, что Иван - царевич бережно придерживает её. Какого типа будет ваш текст? Описание с элементами повествования. Какие части речи используются для описания?Используются существительные, обозначающие предмет, и прилагательные, обозначающие признак предмета. Какого стиля речи будет текст? Для красочного описания используется художественный стиль речи. Какие средства выразительности используются?Используются метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы. При описании всадников по плану попробуйте передать их чувства, мысли. Итак, обратим внимание на Ивана-царевича. Иван-царевич гордо восседает на волке. Его взгляд устремлён вдаль, он верит в спасение. Он бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу. Обязательное условие сочинения -использование устаревших слов. С ними мы встретимся при описании одежды.Рассмотрим, какие слова можно использовать. Голевой - вытканная золотыми нитями ткань. Кафтан - старинная мужская верхняя долгополая одежда.Кушак - пояс из куска ткани или связанный из шнура. Парча - плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.Сафьяновый - сделанный из сафьяна, из кожи высокого качества.Червлёный - красный, багряный.Яхонт - старинное название драгоценных камней - рубина и сапфира. Словарная работа Теперь опишем одежду и оружие Ивана-царевича, не забывая о художественных средствах. Иван - царевич одет в парчовый кафтан, подпоясан зелёным кушаком. На нём царская шапка, отороченная мехом, и узорчатые рукавицы. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету. Иван-царевич Теперь посмотрим на позу Елены Прекрасной. Поймем ее состояние. Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана - царевича. Её руки лежат на коленях. Её поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру. Елена Прекрасная Как одета девушка? Елена одета в шёлковое платье светло-голубого цвета. На голове - яхонтовая корона, на шее - бусы из скатного жемчуга, на ногах - сафьяновые сапожки. Елена Прекрасная Только ли историзмы можно использовать?Какие еще устаревшие слова мы знаем?Можно использовать архаизмы - устаревшие синонимы современных слов: уста, ланиты, выя, очи. Подберем синонимы, для описания деталей Тёмный, густой, непроходимый, ночной, страшный. Топкое, вязкое, глубокое.Огромный,бурый, сильный.Сильный, храбрый, мужественный, решительный, заботливый, влюблённый.Белолицая, утонченная, испуганная, покорная. лес Вспомним развязку сказки. Какие мысли возникают при взгляде на картину? Хотя картина написана тёмными тонами, она производит радостное впечатление. Может быть, между героями возникает чувство любви, а белые цветы символизируют их счастливую будущую жизнь. -Какого художника мы вспомнили сегодня?-Как называется картина?Нравится ли вам она?Чем?Домашнее задание: написать сочинение по картине Итог урока Презентацию подготовила учитель русского языка Иванова Екатерина Федоровна НОЧУ СОШ «Премьерский лицей»Март 2014 года