Аналитический отчет за межаттестационный период 2015 г


Управление образования городского округа РефтинскийМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа№6» Аналитический отчет п. Рефтинский2015 Смоленцева Н.В. учитель русского языка и литературы Основные направления педагогической деятельности в межаттестационный период: учебная деятельность – преподавание таких учебных дисциплин, как «Русский язык», «Литература», «Речь и культура общения»;ведение элективного курса «Основы русской словесности»методическая работа – разработка программно-методического обеспечения для всех выше перечисленных дисциплин; воспитательная работа – классное руководство;руководство межшкольным методическим объединением учителей русского языка и литературыработа в муниципальной комиссии по оцениванию учебных достижений обучающихся, предъявленных в стандартизованных формах Задачи В своей педагогической деятельности я определяю для себя две главные задачи:развитие культуры читательского восприятия текста через формирование умения содержательного анализа текста;совершенствование умений анализа текста через овладение методами анализа, развитие способности к ассоциативному мышлению через написание творческих работ различного характера. Тема Совершенствование умений содержательного анализа текста как средства формирования общеучебного умения работать с информацией Актуальность Актуальность данной темы диктуется временем. Во-первых, русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Актуальность Во-вторых, содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно  говорить и писать в разных условиях общения; на формирование речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, созданию собственного высказывания на основе предложенного текста. Не надо Поэтому формирование таких жизненно важных умений, как: различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, способность передавать её в соответствии с условиями общения – невозможно без использования на уроках русского языка и литературы содержательного анализа текста. Задача  учителя – филолога воспитать  духовно  богатую  и  высоконравственную  личность, развивать  речевые, интеллектуальные,  творческие  способности  учащихся,развивать  связную  устную  и  письменную  речь. Проблемы учителя – филолога учащиеся плохо умеют находить, преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию, полученную как в устной, так и в письменной форме;не умеют выделять существенное и несущественное в полученной информации;не могут структурировать полученную информацию, понимать логические связи её микротем. Во многих случаях неуспехи школьников на уроках физики, географии, истории оказываются связанными с тем, что они плохо владеют русским языком: не понимают смысла написанного в учебниках и сказанного учителем, не могут сами сформулировать собственные мысли грамотно. Акцент в преподавании русского языка научить: понимать текстовую информацию; работать с теоретическим материалом и применять его в практической жизни. Цель Обобщение методов работы и представление результатов деятельности по теме: «Совершенствование умений содержательного анализа текста как средства формирования общеучебного умения работать с информацией» Работа над совершенствованием умений содержательного анализа текста начинается с пятого класса и продолжается в течение всех последующих лет обучения. Содержательный анализ текста включает: понимание основной мысли, проблемы текста понимание позиции автора или герояпонимание отношений синонимии и антонимиипонимание контекстуальных значений ключевых словопознание изученных средств выразительности речи Для формирования умения анализа каждого элемента содержательной части текста используются разнообразные методы и приёмы. Для понимания основной мысли, проблемы текста: озаглавьте текст в соответствии с темой;прочитайте выразительно текст;построите связный текст по данным предложениям, расставив их в нужном порядке;прочитайте исходный текст и запишите номера неправильных утверждений;восстановите текст пословицы; Понимание позиции автора или героя: прочитайте текст, определите тему, что по этой теме сказано нового;составьте текст, рассматривая тему с разных точек зрения;прочитайте текст, ответьте на вопрос «Что автору важнее передать в этом тексте?» Характеристика героя: на основе данной характеристики, дайте характеристику герою с вашей точки зрения;прочитайте текст, назовите (выпишите) слова, которые отображают портретные характеристики героя; прочитайте текст, назовите (выпишите) слова, которые отображают действия героя;прочитайте текст, дайте характеристику поступка героя. Понимание отношений синонимии и антонимии: прочитайте текст, замените глаголы антонимами, «превратите» пейзаж начала грозы на пейзаж конца грозы, распространите предложения;соедините пословицы в пары так, чтобы в каждой паре была английская и русская пословицы с одинаковой мыслью; Контекстуальное значение ключевых слов: определите значение синонимов;составьте ассоциативный ряд; Опознание изученных средств выразительности речи: прочитайте текст, назовите (выпишите) эпитеты; прочитайте текст, назовите (выпишите) метафоры;прочитайте текст, ответьте на вопрос «Какие средства выразительности речи автор использует для передачи своего отношения к поднятой проблеме?» Результаты работы Диаграмма 1 Анализ заданий части А Диаграмма 2 Анализ заданий части А № зад. Содержание задания % выполнения А1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. 90 % А2 Анализ текста. Лексическое значение слова. 95 % А3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности. 62 % Анализ результатов входного контроля Диаграмма 3 Анализ результатов входного контроля Диаграмма 4 Анализ результатов входного контроля Диаграмма 5 Анализ выполнения задания №1 (озаглавить текст) входного контроля, связанного с анализом текста. Диаграмма 6 На своих уроках также использую различные методы работы для создания определенной среды обучения, стимулирующей развитие мыслительной деятельности учащихся. Методические принципы: Постоянная практика письменных работ, обеспечивающая регулярную обратную связь с учащимися, закрепление всех необходимых навыков.Подбор интересных текстов дает возможность поддерживать на уроках благоприятную психологическую атмосферу.Привлечение достаточного количества текстов для отработки практических навыков. Дифференцированный подход в обучении Выражается в подборе дидактических материалов разной степени сложности:разноуровневые карточки-задания,опорные схемы,тексты. Формы контроля знаний и умений тестовые задания,письменные творческие работы (сочинения различных жанров),самопроверка по образцу,Взаимопроверкаи т. д. Результатом своей педагогической деятельности считаю высокий уровень познавательной мотивации у большинства учащихся к изучению предмета «русский язык», что можно увидеть в том, что ежегодно учащиеся принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах. «Русский медвежонок» В 2009-2010 учебном году в конкурсе участвовало 26 учащихся восьмого и одиннадцатого классов. В 2010-2011 учебном году участниками конкурса были 35 учащихся 5-х и 9-го классов. Международная олимпиада по основам наук (русский язык) В 2008-2009 учебном году 10 учащихся 7В класса были участниками международной олимпиады по основам наук (русский язык), восемь из них прошли во второй тур, а 5 обучающихся вышли на областной тур олимпиады. Школьный и муниципальный туры олимпиад по русскому языку и литературе В 2008-2009 учебном году ученик 10А класса занял I место по русскому языку и один - II место по литературе в муниципальном туре олимпиад.В 2009-2010 учебном году две ученицы 11А класса заняли II место по литературе в муниципальном туре олимпиады. Результатом развития общения и форм учебного сотрудничества явился рост социальной и коммуникативной компетентности обучающихся. Ученица 11А в муниципальном конкурсе литературного творчества «Серебряное пёрышко», посвящённом 65-летию Великой Победы, в своей возрастной группе заняла III место. В этом же конкурсе в 2010-2011 учебном году, представив работы по теме «Урал -опорный край державы», ученица 5В класса Обливанцева Ю. заняла I место, ученица 5В класса Мельникова В.- II место в своей возрастной группе Учащиеся активно принимают участие во внеурочной деятельности по предмету ( литературные концерты) 2009-2010 учебный год- «В мире Чехова»;2008-2009 учебный год - «По страницам произведений Гоголя». Достичь высокого уровня качества образованности учащихся можно в том случае, если каждый урок русского языка и литературы будет являться частью системы, где важное место будет отведено развитию навыков понимания, интерпретации текста, а также творческих способностей школьника. Цель на новый межаттестационный период содержательный анализ текста как средству формирования общеучебного умения работать с информацией Задачи 1. Систематизировать учебный материал по работе с текстом по уровню сложности: 2011-2012 учебный год-6,8 классы;2012-2013- 5,7,9 классы; 2013-2014 – 10,11 классы; в 2014-2015 учебном году обобщить и представить опыт педагогическому сообществу в виде методического пособия;2. отслеживать результаты обучения. В.О. Ключевский «Чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить тех, кому преподаёшь. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребёнком – согрей руки. Так и учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души…»