Презентация по дошкольному образованию на тему Формирование мыслительных операций и развитие коммуникативной функции речи старших дошкольников через использование картин, алгоритмов и опорных схем»  часть 1


«Формирование мыслительных операций и развитие коммуникативной функции речи старших дошкольников через использование картин, алгоритмов и опорных схем» часть 1Воспитатель высшей категорииСырнева Л.С. СОДЕРЖАНИЕВведение1 этап "Определение состава картины"2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине"3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"4 этап "Составление загадок и метафор по картине"5 этап "Преобразование объектов во времени"6 этап "Описание местонахождения объектов на картине"7 этап "Составление рассказов от лица разных объектов"8 этап "Смысловая характеристика картины"9 этап "Составление рассказов-фантазий"10 этап "Составление сказок нравственно-этического характера"11 этап "Составление рифмованных текстов по картине«АНАЛИЗ КАРТИНЫ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫИгры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной Развивать мыслительные операции детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картинеФормировать умение составлять рифмованный текст с помощью опорных схемУчить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картиныУчить мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времениСформировать мыслительные операции ребенка, необходимые для составления загадок и метафорУчить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувствОбучить мыслительным операциям, ведущим к перечислению изображений на картинеЦель педагогического опыта: Совершенствование связной речи у детей дошкольного возраста, формировать мыслительные операции, развивать коммуникативные функции речи старших дошкольников и интеллектуально-творческие способности Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью. Данная работа даёт мощный толчок к развитию процессов, связанных с творчеством подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому, взрослым очень важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Предлагаемая работа необходима для детей дошкольного возраста, потому что она направлена на формирование умственных операций и развитие коммуникативных функций речи старшего дошкольника через использование картин, алгоритмов и опорных схем. В первом этапе представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 5 - 7 лет мыслительным операциям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка). Во втором этапе рассмотрено педагогическое воздействие для составления осмысленного рассказа по картине и установления взаимосвязи между объектами. В третьем этапе представлена система игровых заданий для создания речевых зарисовок, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине. В четвертом этапе содержатся алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составления загадок и метафор.В пятом этапе дети учатся мыслительным операциям преобразования выбранных объектов во времени и составлению рассказа о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. В шестом этапе дети обучаются пространственной ориентировке на картине, активизируют в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учатся алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формируют умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное. В седьмом этапе обобщаются знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточняются знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражняются в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.В восьмом этапе представлена углубленная работа по развитию мыслительных операций, ведущих к объяснению смысла изображенного на картине. Дети упражняются в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок.В девятом этапе используется игровой прием «Пришел в гости волшебник…» Дети учатся преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; составлять рассказы фантастического содержания.В десятом этапе дети обучаются приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учатся выводить мораль из составленного текста сказки.В одиннадцатом этапе дети познакомятся с моделями составления рифмованных текстов, будут обучаться умению составления рифмованного текста по содержанию картин 1 этап "Определение состава картины"Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка). Базовая информацияДля составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов). При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д. Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. Методика работы с детьмиДля побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием "подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта используется приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей. При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом. Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины. картинадлярассматривания?Технологическая цепочка для рассказа по картинеДеление картины на частиУстановление взаимосвязейМоделирование.Добавление новыхэлементов 2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине" Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Базовая информацияДля составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др. Методика работы с детьмиДля обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаются следующие творческие заданияПришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта)"Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению"Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат»"Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит" - объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами 3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств "Цели:обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.Базовая информацияДля создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть "считаны" разными органами чувств. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете. Методика работы с детьмиДля обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагог может использовать прием "вхождения в картину". Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания: Пришел волшебник "Я слушаю" (и другие). Назови объекты, которые могут издавать звук. Я ощущаю лицом и руками… 4 этап "Составление загадок и метафор по картине"Цели:познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор. Базовая информацияЧтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.). Основные модели составления загадок У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос "Какой?" и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. 2. Выделяются действия объекта и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены. 3. В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями. 4. У объекта выделяются части, обозначается их количество, ищутся объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки. Модели метафор1. Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом. 2. Выделить объект на картине и взять его какое-либо свойство. Методика работы с детьмиОбучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью. Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности. 1.Совместно с детьми выбирается объект, изображенный на картине. По ходу ответов детей выбираются лучшие сравнения и заносятся в таблицу. "Свойства и качества" (графически или текстом): (приложение № 1) 2. Совместно с детьми выбирается объект обозначаются его действия. Работа идет по таблице "Действия": (приложение № 2) 3. Выбирается объект и заполняется таблица "Части": (приложение № 3) 4. В объекте выбирается часть. Определяется количество таких частей с помощью таблицы: "Части и их количество": (приложение № 4) Спасибоза внимание!