Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников


Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Автор-разработчик: Реука Е. В., учитель начальных классов МБОУ «Подпорожская СОШ № 3»2012 год Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом Ш.А. Амонашвили Из Послания Президента РФ Федеральному собранию в 2008 г. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. И общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории Д.А. Медведев, Президент РФ Концепция духовно-нравственного воспитания школьников Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Воспитание, социально-педагогическая поддержка, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина РФ субъекты деятельности Педагоги дополнительного образования Учитель Родители Обучающиеся Представители общественных организаций Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников МБОУ «Подпорожская СОШ № 3» «Мы вместе» имеет культурологическую направленность, служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовывать действия всех участников образовательного процесса при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе Воспитание патриотизма и гражданственности, знакомство с историко-культурным наследием.познавательная деятельность, ценностность знаний, стремление к истине;обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям религиозного мировоззрения; толерантности, формируемой на основе межконфессионального диалога;эстетическое развитие детей, формирование умений видеть, слышать и создавать прекрасное; формирование потребности в здоровом образе жизни, экологического сознания;трудовое воспитание, направленное на социально значимую деятельность;развитие взаимодействия и сотрудничества семьи и школы, уважение к родителям, забота о ближнем, любовь и верность. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании школьников Патриотизм. Социальная солидарность. Гражданственность. Семья. Труд и творчество. Наука. Традиционные российские религии.Искусство и литература. Природа. Человечество. Урочная деятельность Формирование основ гражданского и правового сознания на учебных дисциплинахПроведение часов общения по государственно-правовому воспитанию (1 раз в месяц) 2.Внеурочная деятельность Проведение общешкольных мероприятий Деятельность кружков и секцийВзаимодействие с общественными организациями,учреждениями дополнительного образования 3. Внешкольная деятельность Участие в районных и городских конкурсахУчастие в благотворительных акцияхЭкскурсии, полезные дела (акции, субботники) 4. Семейное воспитание система творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. 5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий программа духовно-нравственного развития Системный подход Средовый подход Деятельностный подход Программа духовно-нравственного развития является методологической основой для данных воспитательно-образовательных подходов ОУ семья Общественныеорганизации Религиозные объединения Учреждения доп. образования,культуры и спорта сми Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся история России (работа над книгой памяти «История моего рода»); жизненный опыт своих родителей, предков (встреча с ветераном ВОв, Заслуженным учителем РФ Федотовой Л.А.); традиционные российские религии (экскурсия в Александро-Свирский монастырь); произведения литературы и искусства, лучшие образцы отечественной и мировой культуры (литературная гостиная «Поэтическое наследие нашего земляка П.М. Иванюка»); периодическая литература, СМИ, отражающие современную жизнь (творческая встреча с редактором районной газеты «Свирские огни» П.А. Васильевым); фольклор народов России (участие в районной краеведческой конференции); общественно полезная и личностно значимая деятельность (участие в городской акции «Чистый парк»). Основные принципы работы Принцип интеграцииПедоцентрический принципКультурологический принципКраеведческий принципПринцип непрерывности и преемственности воспитанияПолноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Ожидаемые результаты 1. Обучающиеся должны иметь представления:- о духовных и нравственных ценностях;- о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру; - о семейных ценностях.2. Обучающиеся должны быть знакомы с историей и православной культурой своей страны.3.Обучающиеся должны уметь беречь и поддерживать красоту, проявлять сострадание, стремиться к добру. Уровни проявления воспитанности школьников ( автор методики М.И. Шилова) Динамика школьной мотивации ( автор методики Н.Г.Лусканова) Уровень охвата дополнительным образованием Динамика участия в различных мероприятиях Удовлетворённость родителей качеством предоставляемых учебно-воспитательных услуг Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своейстраны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию ФГОС с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы. Обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся Заключение Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.