Доклад и презентация к педсовету Уклад школьной жизни как главный фактор социализации школьников


Уклад школьной жизни как главный факторвоспитания и социализации детей, их личностного развития Факторы социализации мир планета космос страна общество государство этнос регион Субкультура Тип поселения СМИ Личность семья микросоциум школа группа сверстников детский сад Под укладом школьной жизни понимается установившийся в образовательном учреждении порядок жизнедеятельности и сложившиеся условия бытия членов школьного сообщества, обусловленные действующими явно и неявно нормами и правилами поведения и отношений. Уклад школьной жизни – это особый дух, особая атмосфера, которые в не меньшей степени определяют воспитательные и образовательные эффекты. А.Н. Тубельский Уклад школьной жизни (УШЖ) – это современная форма организации образовательной деятельности, обеспечивающая соответствие результатов, содержания, технологий и условий образовательного процесса потребностям всех его субъектов в самореализации, в интеллектуальном, социальном, эмоциональном, духовно-нравственном развитии путем интеграции образовательных сред (предметно-пространственной, коммуникативной, социальной, информационной, территориально-культурной, школьно-семейной и др.) на основе коллегиально формируемых и сознательно принимаемых всеми участниками образовательного процесса (обучающимися, педагогами, родителями) духовно-нравственных, гражданских ценностей и традиций, социально-культурных целей и приоритетов.Т.П. Хренова Участие учащихся в жизни социума Организация уклада школьной жизни Педагоги школы-интерната Учащиеся, воспитанники Родители (законные представители) Уклад школьной жизни Учреждения дополнительного образования Религиозные организации Общественные организации Развитие уклада школьной жизни Во-первых, он встраивает отдельное образовательное учреждение в образовательное пространство страны, обеспечивая его единство. Во-вторых, закладывает и поддерживает традиции, которые, создают неповторимый облик школы, являясь важным источником стабильности и преемственности в ее развитии. В-третьих, способствует созданию и поддержанию атмосферы доверия, взаимопонимания между учащимися, учащимися и педагогами, педагогами, учащимися и администрацией; установлению согласия и сотрудничества между ними, переходу от непосредственного воздействия на человека к формированию среды, в которой школьники и педагоги реализуют себя как личности. В-четвертых, единая система ценностей интегрирует все виды деятельности школы, все процессы образовательного учреждения, центрирует их вокруг решения главной задачи – воспитание Человека. Значимость формирования уклада школьной жизни Сформированный уклад школьной жизни позволяет преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать духовное развитие и полноценное социальное созревание школьников. Типы укладов школьной жизни Коллективистский школьный уклад1. Первенство «мы» над «я». 2. Авторитарность3.Центр сознания и совести помещён вне личности, а в массовых, коллективных социальных группировках. 4.Наличие внешнего регулятора отношений в виде регламента или устава.5.Механическое общество. Демократический школьный уклад1. Первенство «я» над «мы». 2. Все равны в правах, в свободе и в ответственности независимо от возраста и социального статуса. 3.Полностью отвергает иерархичность. О послушании и подчинении речь не идёт в принципе. 4. Наличие внешнего регулятора отношений в виде договора.5. Механическое общество. Соборный школьный уклад1.Органически неразрывное единство «я» и «ты», вырастающее из первичного единства «мы». 2. Ученики идут в школу не «на учёбу», а учителя «на работу», а и те, и другие – «на жизнь». 3. Истинное «мы» столь же индивидуально как «я» и «ты». 4. Наличие внутренней регуляции, базирующейся на доверии и уважении. 5. Органическое общество. Характеристика уклада школьной жизни ГКОУ РО Орловской школы-интерната (глазами детей) Совершенствование уклада школьной жизни осуществляется через создание систем: взаимоотношений всех участников образовательного процесса (педагогических работников данного общеобразовательного учреждения, обучающихся, их родителей (законных представителей), так называемый школьный этикет;отношений участников образовательного процесса и других официальных и неофициальных лиц, заинтересованных и участвующих в деятельности школы (представителей региональных, муниципальных органов власти, органов управления образованием, попечителей, спонсоров и др.), так называемый протокол официальных встреч;нормативных правовых документов и локальных актов, регулирующих все направления деятельности школы;символов и атрибутов (флаги, знамена, гимны, вымпелы, гербы, награды и др.), используемых в воспитательном процессе школы, так называемый фирменный стиль;традиционных мероприятий и торжеств, включая государственные праздники, общепринятые школьные, праздники, отражающие национально-культурные и этноспецифические особенности региона;организационных мер и технологий деятельности руководящих и педагогических работников, а также учебно-вспомогательного персонала;требований к материально-технической базе образовательного учреждения, эстетике оформления; - комфортных и безопасных условий для организации учебно-воспитательного процесса. Состав и структура уклада школьной жизни Уклад школьной жизни представляет собой каркас, который выстраивает, обеспечивает взаимосвязи всех сфер деятельности школы, играет интегративную функцию и связывает воедино когнитивные целостные, регулятивные смыслы жизнедеятельности школьного организма. Т.П. Хренова Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;Обеспечивает усвоение учащимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержке семей учащихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений;Оформляется программами работы творческих групп по инновационной деятельности учреждения. Уклад школьной жизни