Презентация учителя-логопеда Нарушение речевого развития как один из факторов отставания в учебе


Секция «Проблемы младшего школьного возраста» Практикум «Нарушение речевого развития как один из факторов отставания в учебе»Подготовила учитель-логопед МБОУ «Красногвардейская школа №1» Мамбетова Савина Ремзиевна Упражнение «Кокон» Нарушение речевого развития как один из факторов отставания в учебе Речь - основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие.Овладение речевой деятельностью предполагает: • способность говорить;• способность понимать сказанное. Компоненты правильной речи.1. Произношение (соответствие произношения звуков лингвистическим нормам языка).2. Умение владеть голосом (использовать различную высоту и силу голоса, различные интонации).3. Правильное речевое дыхание (ровное, ритмичное).4. Адекватное владение лексикой (знать значение употребляемых слов и понятий).5. Сформированность грамматического строя речи. (Знать законы словообразования и словоизменения. Уметь правильно строить высказывания, использовать предлоги).6. Владеть письмом и чтением. Нарушение речевого развития.Нарушение речевого развития – терминподразумевающий наличие различныхвидов отклонений в развитии речи.Дети с нарушениями речевого развития-это особая категория детей с отклонениямив развитии; у них сохранен слух иинтеллект, но есть значительные нарушенияречи, влияющие на формирование другихсторон психики. Основные признаки нарушения речи:Бедный словарный запасАграмматизмы в речиБедная диалогическая речьНеспособность построить монолог Дисграфия, дислексияОтсутствие логического обоснования своих утверждений и выводовНарушение звукопроизно-шенияРебенок с нарушением речи Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем: Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).Затруднения в школьном обучении. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий. Затруднения в школьном обучении как одно из последствий речевого нарушения.Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребёнок с трудом обучается письму, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество ошибок (дисграфия).Наряду с отставанием в усвоении письма дети с речевой патологией не овладевают в полном объёме и навыками чтения (дислексия).Нарушения чтения и письма приводит к неуспеваемости ребёнка по математике. Все выше перечисленные трудности приводят к тому, что данная категория детей становится хронически неуспевающей. Уже в первом классе на этом фоне у ребёнка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам. Проблемные ситуации1. Вы прочитали совместно с ребенком рассказ. Ваши действия. 2. Ребенок в речи использует слова не соответствующие контексту. Ваши действия.3. Ребенок хочет рассказать сюжет фильма или спектакля, вам некогда. Ваши действия.4. Ваш ребенок в разговоре допускает грамматические ошибки. Ваши действия.5. На все ваши вопросы ребенок отвечает односложно. Ваши действия. Практические задания по развитию речи школьниковУпражнения:«Составление рассказа по сюжетным картинкам»«Составление рассказа по данному началу»«Составление рассказа по его концу»«Замена в тексте лица рассказчика»«Составление связного текста по опорным словам» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!