Символизм как модернистское течение рубежа XIX — XX веков


Бондаренко Н.А.,учитель литературы МАОУ «ЛНИП»,г.о. Королёв Московской области Французский символизм (появился в 1870-е годы): Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме.Первое модернистское течение в России (1890-1900-е годы) 1892 г. – лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»Провозглашение трех главных принципов символизма:мистическое содержание;использование символов;расширение художественной впечатлительности в духе импрессионизма.1894-95 гг. – 3 сборника стихотворений «Русские символисты»появление множества новых поэтов А. Бёклин.Война О. Редон.Муза на Пегасе Д. Б. Сегантини. Альпийский триптих. Исчезновение. Ж. Дельвиль. Данте, пьющий воду Леты. А. Гауди.Церковь Саграда Фамилья (Барселона) А. Гауди. Каза Мила (Барселона) А. Гауди. Каза Баттло (Барселона) Против традиционного познания мира.За конструирование мира в процессе творчества, т.к. творчество выше познания. Низшие формы жизни рациональное осмысление.Высшие формы жизни (по Платону, область абсолютных идей;по В.Соловьеву, область «мировой души») подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов.- Творчество есть «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В. Брюсов);- «Поэзия есть тайнопись неизреченного» (Вяч. Иванов). 2) Главное средство, передающее тайные смыслы, - символ.Символ (греч. «условный знак») - поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; передает индивидуальные, часто сиюминутные предста-вления поэта; многозначен и содержит в себе бесконечную перспективу развертывания смысла. Уж третий день ни с кем не говорю...А мысли - жадные и злые.Болит спина; куда ни посмотрю -Повсюду пятна голубые. Церковный колокол гудел; умолк;Я все наедине с собою.Скрипит и гнется жарко-алый шелкПод неумелою иглою. На всех явлениях лежит печать.Одно с другим как будто слито. Приняв одно - стараюсь угадатьЗа ним другое,- то, что скрыто. И этот шелк мне кажется - Огнем.И вот уж не огнем - а Кровью.А кровь - лишь знак того, что мы зовемНа бедном языке - Любовью. Любовь - лишь звук... Но в этот поздний часТого, что дальше,- не открою.Нет, не огонь, не кровь... а лишь атласСкрипит под робкою иглою.З. Гиппиус. Швея 3) Культ музыки как высшей формы творчестваМузыкальность; максимальное использование звуковых и ритмических возможностей поэзии; передача тончайших движений души.   С лодки скользнуло весло.Ласково млеет прохлада.«Милый! Мой милый!» - Светло,Сладко от беглого взгляда.Лебедь уплыл в полумглу,Вдаль, под луною белея. Ластятся волны к веслу,Ластятся к влаге лилея.Слухом невольно ловлюЛепет зеркального лона.«Милый! Мой милый! Люблю!..»Полночь глядит с небосклона.К. Бальмонт. Влага 4) Элитарность поэзии:Нет стремления быть понятным, передать авторские мысли и чувства.Есть стремление пробудить собственные чувства, обостритьвосприятие, разбудить скрытые возможности.Т.е. обращение не к читателю-потребителю, а к читателю-соавтору, творцу. 5) Интенсивная метафоричность (использование не единичных метафор, а целых цепочек метафорических образов). Горят электричеством луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках; Круги циферблатов янтарных Волшебно зажглись над толпой, И жаждущих плит тротуарных Коснулся прохладный покой. Под сетью пленительно-зыбкой Притих отуманенный сквер, И вечер целует с улыбкой В глаза - проходящих гетер. Как тихие звуки клавира - Далекие ропоты дня... О сумерки! милостью мира Опять упоите меня!В. Брюсов. Сумерки. От жизни лживой и известной Тебя мечта твоя влечет В простор лазурности небесной Иль в глубину сапфирных вод.   Нам недоступны, нам незримы, Меж сонмов вопиющих сил К тебе нисходят серафимы В сияньи многоцветных крыл.  Из теремов страны кристальной, Покорны сказочной судьбе, Глядят лукаво и печально Наяды, верные тебе.   И в час на огненном закате, Меж гор предвечных видел ты, Как дух величий и проклятий Упал в провалы с высоты.  И там, в торжественной пустыне, Лишь ты постигнул до конца Простертых крыльев блеск павлиний И скорбь эдемского лица.  В. Брюсов. М.А. Врубелю. М. Врубель. Демон поверженный. «старшие символисты» «младосимволисты» Петербургский кружок Московский кружок В конце 1890-х гг. объединились - Издательство «Скорпион»;- альманах «Северные цветы»;- журналы «Весы» и «Золотое руно» Петербургский кружок (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Н. Минский):Символизм – это миропонимание, способ мышления;Близость декадентству (сами отрицали);Религиозно-мистическое содержание;Демонстративный отказ от служения общественным интересам;Отказ от социальной и гражданской тематики;Основные темы: одиночество, пессимизм, крайний индивидуализм;Апокалиптические мотивы;Стремление к потустороннему, ирреальному, неведомому, даже загробному миру;Центральные понятия: смерть, загробная жизнь, небытие, ночь, холод, лёд, пустыня, пустота. Я ждал полета и бытия.Но мертвый ястреб — душа моя.Как мертвый ястреб, лежит в пыли,Отдавшись тупо во власть земли.Разбить не может ее оков.Тяжелый холод — земной покров.Тяжелый холод в душе моей,К земле я никну, сливаюсь с ней.И оба мертвы — она и я. З. Гиппиус Я становлюся тем, чем был.Мы жили все до колыбели,И бесконечный ряд могилНачало приближает к цели,И замыкается кольцо,На век начертанное строго,И проясняется лицоВладыки светлого чертога.Ф. Сологуб Московский кружок (В. Брюсов, К. Бальмонт):Символизм – это всего лишь литературная школа, близкая импрессионизму («поэзия намеков»);Уходя от реальности в мир мечты, не увлекались мистицизмом;Главное – личность творца, его внутренний мир;Тематика схожа с тематикой петербуржского кружка + темы города, поэта и поэзии, творчества;Иная, чем у петербуржцев, эмоциональная окраска: поэзия яркая, звучная, красочная;В центре – бьющая через край жизненная энергия, обилие солнца, света, огня. Я люблю большие домаИ узкие улицы города, -В дни, когда не настала зима,А осень повеяла холодом.Пространства люблю площадей,Стенами кругом огражденные, -В час, когда еще нет фонарей,А затеплились звезды смущенные.Город и камни люблю,Грохот его и шумы певучие, -В миг, когда песню глубоко таю,Но в восторге слышу созвучия.В. Брюсов. Я насмерть поражен своим сознаньем,Я ранен в сердце разумом моим.Я неразрывен с этим мирозданьем,Я создал мир со всем его страданьем.Струя огонь, я гибну сам, как дым.И, понимая всю обманность чувства,Игру теней, рожденных в мире мной,Я, как поэт, постигнувший искусство,Не восхищен своею глубиной.Я сознаю, что грех, и тьма во взоре,И топь болот, и синий небосклон —Есть только мысль, есть призрачное море,Я чувствую, что эта жизнь есть сон.Но, видя в жизни знак безбрежной воли,Создатель, я созданьем не любим.И, весь дрожа от нестерпимой боли,Живя у самого себя в неволе,Я ранен насмерть разумом моим.К. Бальмонт. (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев)Символизм – это философия, преломленная в поэтическом сознании, метод изображения идей в стихах;Философско-религиозное понимание мира (в центре – понятия «мировая душа». «вечная женственность», «соборность») (влияние философии В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра);Теургия – соединение творчества и религии, искусства и мистики искусство – средство преображения действительности; создание духовной утопии и новой всенародной культуры;Реальность не отвергается (в отличие от «старших символистов»), т.к. она есть неизбежная оболочка образа; в реальности надо искать тайный смысл (отсюда – зашифрованность их поэзии);После 1905 г. – появление гражданской тематики (Родина, Россия, социальное неблагополучие). Всё бытие и сущее согласно В великой, непрестанной тишине. Смотри туда участно, безучастно, - Мне всё равно-вселенная во мне. Я чувствую, и верую, и знаю, Сочувствием провидца не прельстишь. Я сам в себе с избытком заключаю Все те огни, какими ты горишь. Но больше нет ни слабости, ни силы, Прошедшее, грядущее - во мне. Всё бытие и сущее застыло В великой, неизменной тишине. Я здесь в конце, исполненный прозренья, Я перешел граничную черту. Я только жду условного виденья, Чтоб отлететь в иную пустоту.А. Блок Вечереющий день, догорая, Отступает в ночные края. Посещает меня, возрастая, Неотступная Тайна моя.Неужели и страстная дума, Бесконечно земная волна, Затерявшись средь здешнего шума, Не исчерпает жизни до дна?Неужели в холодные сферы С неразгаданной тайной земли Отошли и печали без меры, И любовные сны отошли?Умирают мои угнетенья, Утоляются горести дня, Только Ты одинокою тенью Посети на закате меня.А. Блок Поэты, близкие символизму:И. Анненский, М. Волошин.1909 – журналы «Весы» и «Золотое руно» объявили о прекращении издания (задача распространения идей символизма выполнена)1910 – кризис символизмаПоявление новых течений на «осколках» символизма