Презентация по русскому языку на тему Словообразование. Морфологические способы образования. Понятие словообразовательной цепочки


Тема: «Словообразование. Морфологические способы образования. Понятие словообразовательной цепочки»Класс: 10Преподаватель: Вартабедьян В.Б. Цели урока:Повторить основные способы словообразования;Совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора, работа со словарями. «Проверь себя» (в рамках подготовки к ЕГЭ).:1. В каком слове произносится звук [т].а) медь б) отдых в) посадка г) надеяться2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?а) смеюсь б) рыдать в) приют г) съесть3. В каком слове букв больше, чем звуков?а) подстричь б) нежное в) каюта г) еловый4. В каком слове звуков больше, чем букв?а) размечтаться б) алюминиевый в) раскрепоститься г) проглоченная5. В каком слове все согласные глухие?а) всходы б) колесо в) поход г) редкий «Проверь себя» (в рамках подготовки к ЕГЭ).:1. В каком слове произносится звук [т].а) медь б) отдых в) посадка г) надеяться2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?а) смеюсь б) рыдать в) приют г) съесть3. В каком слове букв больше, чем звуков?а) подстричь б) нежное в) каюта г) еловый4. В каком слове звуков больше, чем букв?а) размечтаться б) алюминиевый в) раскрепоститься г) проглоченная5. В каком слове все согласные глухие?а) всходы б) колесо в) поход г) редкий – В каком ряду во всех словах суффикс -ец имеет одно и то же значение? Боец, мудрец, характерец;испанец, немец, иностранец;старец, хлебец, братец;морозец, хитрец, борец. – В каком ряду во всех словах суффикс -ец имеет одно и то же значение? Боец, мудрец, характерец;испанец, немец, иностранец;старец, хлебец, братец;морозец, хитрец, борец. Способы словообразования Приставочный – готовить-приготовитьСуффиксальный –почитать – почтение (суффикс прибавляется не к исходному слову, а к его основе, причем основа может видоизменяться (отсекается ее часть, происходит чередование звуковПриставочно-суффиксальный – свеча- подсвечникБессуфиксный: от исходного слова отбрасывается окончание или суффикс вместе с окончанием – зеленый- зелень, укорять- укор.Сложение: театр-студия, детсад, турпоход, вуз, МХАТ, древнегреческий, англо-русский и т.д.Переход из одной части речи в другую: Он поступил в военный институт. Мой дядя – военный. [Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет угодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская… Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?Задание к тексту.– Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Самопроверка «– Вот я тебя как высеку…– Как милости вашей будет угодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская… Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?» 1. Объясните вставленные орфограммы.2. Какая разница в значении слов высечь и посечь? 3. Работа со словарями.– Благодаря чему изменилось значение слова? 1. Какая разница в значении слов высечь и посечь? (Гоголевский Селифан определяет для себя более лёгкое наказание, заменяя господское «высечь» на своё «посечь».)2. Работа со словарями.– Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря приставке: приставка по- образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Приставка вы- означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь.) Из предложений 4-5 текста Л.М.Леонова выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом :(4) Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей любимой проездом в действующую армию?... Тест 1. В каком слове нет суффикса –к–?1)стройка 2)доска 3)ирландка 4)ушко 2. В каком слове есть суффикс – ик- со значением «маленький» 1)ключик 2)плотник 3)вареник 4)зяблик 3. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания1)недобрый 2)по-матросски 3)заречный 4)посмотрю Тест 1. В каком слове нет суффикса –к–?1)стройка 2)доска(дощечка) 3)ирландка 4)ушко 2. В каком слове есть суффикс – ик- со значением «маленький»1)ключик 2)плотник 3)вареник 4)зяблик 3. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания1)недобрый 2)по-матросски 3)заречный 4)посмотрю Домашнее задание: упражнения №78, №81 Спасибо! Молодцы! Удачи!